III республиканский заочный конкурс экскурсионных маршрутов «Ожерелье Татарстана»
Номинация: «Лучший исторический маршрут, включающий выбор исторической тематики»
«И был храм………»
Выполнили:
Титова Екатерина Анатольевна , ученица 10 класса,
МБОУ «Татарско- Бурнашевская СОШ»,
Верхнеуслонский мунипальный район, РТ
Медведев Егор Александрович, ученик 10 класса,
МБОУ «Татарско- Бурнашевская СОШ»,
Верхнеуслонский мунипальный район, РТ
Научный руководитель:
учитель истории высшей категории, педагог дополнительного образования
Дадыкина Ирина Николаевна
Казань, 2017
2
Введение
Цель экскурсии. Познакомить гостей района с архитектурными достопримечательностями Бурнашевского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района РТ.
Наш район, по словам вице- президента Академии наук РТ Наиля Валеева, входит в «Золотое кольцо» Татарстана. Поэтому главная задача краеведов совместно с представителями муниципальных властей развивать концепцию модернизации экономики района, через проекты агро- историко- культурно- событийного туризма.
Задачи:
1. Сохранить историю сел и архитектурных памятников, расположенных на территории северо-западной части Верхнеуслонского муниципального района.
2. Воспитание патриотизма у учащихся, занимающихся историко-краеведческой работой.
3. Развивать умения выступать перед аудиторией, творческие качества учащихся.
Мы предлагаем автобусную экскурсию, на наш взгляд такая экскурсия будет интересна гостям района, местным жителям и жителям нового города Инополиса. Экскурсия начинается села Татарское Бурнашево.
Время экскурсии:
Продолжительность реальной экскурсии 2 часа.
Виртуальная экскурсия – рассчитана на 10 минут.
Экскурсия рассчитана на возраст от 7 лет и далее.
3
1 экскурсовод К дням нынешним от дней минувших перебрасывают невидимые, но прочные мосты памятники архитектуры и культуры. Почему же так плохо охраняем мы их? Почему же мы так равнодушны к нашему прошлому?
2 экскурсовод - Бурнашевское сельское поселение моя малая родина – одно из красивейших мест Верхнеуслонского района. Поселение это несколько сел Татарское Бурнашево, Юматово, Каинки, Тихий Плёс, Гаврилково и Ломовка. И почти в каждом селе храм.
1 экскурсовод На протяжении столетий дворяне названных сёл заботились о духовном развитии нашего края, на свои деньги возводили храмы, строили школы. «Благочестивые наши предки не могли жить без храма – он был так же необходим для души народа, как дом и пища для его телесного существования»: [1] сказал когда-то Патриарх Московский и всея Руси Алексей
2 экскурсовод Всё изменилось в советское время, дворянские усадьбы разрушили, храмы во всех сёлах закрыли. Состояние храмов в настоящее время разное, каменные храмы в сёлах Юматово, Каинки, Тихий Плёс пока еще стоят, а вот храм в нашем селе почти полностью разрушен.
Остов твой стоит посреди села,
Отовсюду ты, церковь, нам видна.
Величавою ты собой была
По округе шла о тебе молва.
И креститься шли, и венчалися.
В горькой памяти всё осталося.
Храм порушили, купол скинули.
Кто беду творил – все уж сгинули.
Только ты стоишь на семи ветрах,
В окнах- глазницах затаился страх.
Что придут вновь надругаются,
4
Ничего тогда не останется
На святом холме, на крутой горе.
След исчезнет твой на родной земле.[3]
1 экскурсовод Первые храмы на территории района представляли собой достаточно скромные строения, о том, как они выглядели, можно представить по знаменитой Троицкой церкви в Свияжске.
«Бурное каменное строительство в сёлах развернулось во второй половине XVIII века и в начале XIX века, причем это коснулось в основном приходов с крепостным населением. Основным толчком стал Указ о вольности дворянской 1762 года, в результате которого основная часть дворян поселилась в своих поместьях, и стала воспринимать свои владения не только в качестве источника доходов, но и как «малую Родину». [4]
2 экскурсовод Конечно, большую роль играли и религиозные чувства, каждый православный должен был по праздникам и воскресеньям посещать церковь. Поэтому помещики добивались открытия новых приходов в тех селах, где расположены были их усадьбы – это было просто удобно, не нужно было ехать за несколько верст.
Храм в селе Татарское- Бурнашево
1 экскурсовод . «Храм в селе Татарское Бурнашево, построен в 1874 -1880гг. двухпрестольный в честь Архангела Михаила и иконы Казанской Божий Матери. Архитектурный стиль стилизаторство».[5] Это второй деревянный храм в селе доподлинно известно, что первый храм был построен в 1649 г .
2 экскурсовод Строительство второго храма начинается после отмены крепостного права. « Основные расходы на строительство храмов брали на себя предприниматели – из числа разбогатевших местных крестьян. В приволжских сёлах, где торговля и промыслы быстро развивались и приносили большие
5
доходы, таких было довольно много. Большие пожертвования делали казанские и свияжские купцы. В сёлах Татарское Бурнашево и Егидерево храмы построены на средства всего прихода.
В селе до настоящего времени старожилы, рассказывают легенду, что деньги на строительство колокольни пожертвовал татарский купец из рода Бурнашевых, и село возвратилось к прежнему названию, то есть Татарское Бурнашево.
1 экскурсовод До революции 1917года в храме служил священник Федор Николаевич Самуилов. Он же обучал сельских детей в церковной сторожке грамоте, где находилась церковноприходская школа.
Советскую власть храм пережил тихо, спокойно. По воспоминаниям старожилов, разрушение святыни началось в 1928году. С храма сняли колокола, увезли все иконы. Само здание передали казанской тюрьме № 2. До 1949 года здание принадлежало этому учреждению.
2 экскурсовод В 1949 году в стране было принято решение о введение обязательного основного общего образования. И в селе Татарское Бурнашево открывается основная школа. Здание школы оборудуют из здания церкви. Площадь школы была 350 квадратных метров. Здание школы было двухэтажное, получается, что высота церкви была 8-9 метров.
Неполная основная школа существовала до 1985 года, после переехала в новое здание. А здание церкви ещё служило людям, здесь находились квартиры наших односельчан. Однако здание рушилось, и последние жители переехали из него в 2009 году. С тех пор оно пустует, восстановить его уже невозможно. Но престольные православные праздники 21 июля и 21 ноября верующие села чтят, и посей день.
1 экскурсовод В настоящее время на средства предпринимателей Марины и Ильдуса Мингалеевых, построено новое здание храма рядом с разрушенной церковью. Причем очертаниями как мы видим точно, такая же.
6
Предприниматель Марина рассказывала, что когда они переехали в село, то зашли в разрушенный храм и увидели фрески, на которой едва был, различим лик Божьей Матери. С тех пор все мысли были о том, что бы построить храм.
2 экскурсовод Интересно, но и свой дом супруги построили там где жил когда- то священнослужитель храма. На своём участке Мингалеевы нашли две ладанки, такие которые носили священники.
Хочется верить, что в нашем селе, как и в других сёлах, возродится храм и будет слышен звон колоколов, будут сверкать на солнце золоченые купола и кресты. Но это уже будет другая история, а пока я пытаюсь собрать воедино историю храмов нашего поселения и внести в дело восстановления православных святынь свою небольшую лепту.
Храм в селе Тихий Плёс
1 экскурсовод – Издалека видны купола церкви. Это купола Ризоположенского храма в селе Тихий Плёс. Село исчезло в 70-ые годы ХХ века, а здание церкви стоит и сейчас. «Трёхпрестольный каменный храм построен в 1877-1882г.г. Приделы освящены в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы и во имя Святителя Филиппа Митрополита Московского».[6]
Крупный двусветный храм с высокой четырехъярусной колокольней. В эклектичной, но очень впечатляющей отделке присутствуют элементы древнерусского зодчества, барокко, позднего классицизма. Храм построен в основном на средства казанского купца
Павла Александровича Прибыткова, откликнувшегося на просьбу прихожан, не имевших средств даже на ремонт ветхой, деревянной церкви, построенной в 1679г. Прибытков был и заказчиком проекта, и организатором строительства.
7
2 экскурсовод Кирпич для храма пожертвовал свияжский купец Фёдор Тихонович Каменев. Главной святыней храма была частица Ризы Господней, помещавшаяся в серебряном кресте. По преданию, она завещана храму иноком, скончавшимся в Тихом Плёсе, но время этого события неизвестно.
1 экскурсовод «Первым священнослужителем Тихоплёской церкви был Пётр Иванович Давыдов, получавший содержания в 160 руб. в год. Божий храм посещали прихожане из шести деревень: Тихий Плёс, Ломовка, Волково, Гордеево, Чухманка, Крутой Овраг. Всего 262 двора,791 мужчина и 911 женщин»[2]
2 экскурсовод Вторая легенда о названии церкви гласит . Церковь получила название в честь частицы святой Ризы ( одеяние Иисуса Христа), которая приплыла по реке Свияге, к тому месту, где сейчас находится храм.
1 экскурсовод Храм находится в аварийном состоянии. Православная старообрядческая община с разрешения Казанской епархии ведёт восстановительные работы в летний период. К сожалению, средств выделяется мало, в основном это деньги спонсоров. Ещё летом 2004г. было сделано купольное перекрытие церкви, утеплили два зимних престола.
Храм имеет три входа: западные, южные, и северные ворота. В храме есть половые покрытия. Это были известковые плиты розового цвета, но их сохранилось очень мало. По ширине храм 22 метра, длина храма составляет 45 метров, а высота 5-8 метров, в зависимости от места нахождения. Фрески практически не сохранились, на центральном куполе просматривается лик апостола. Фрески были сделаны в голубоватых, серых, жёлтых, и красных тонах. Зимний престол отапливался воздухом, который проходил по дымоходу и был расположен в стенах храма.
2 экскурсовод Высота колокольни составляет 25 метров. На колокольне открываается изумительной красоты панорама: виден остров Свияжск, купола свияжский церквей и большое количество дачных домов.
8
Рядом с храмом находится надгробный памятник с такой надписью.
Иренархъ Фёдорович Самуиловъ
кон. 25 февраля 1914г.
52 лът
Мир праху твоему
Дорогой супругъ
И родителъ.
1 экскурсовод В первые дни Советской власти Тихоплеский храм разделил участь церквей, которые целенаправленно разрушались и уничтожались.
В таком забвении церковь находилась до 30-х годов XX века, пока местные жители не нашли ей новое применение, превратив церковь в зернохранилище. А до 1998 года колокольня храма была местом поклонения молодожёнов, считалось если в день свадьбы подняться жениху и невесте на самый верх, то семейная жизнь будет долгой и счастливой.
Храм в селе Каинки
2 экскурсовод А мы приближаемся к селу Каинки. Крестовоздвиженский храм построен в 1890-1903 гг. С 1890г. по договору сельского схода на постройку нового храма ежегодно собиралось по одному рублю с души. «Крупные денежные пожертвования сделали свияжский купец Федор Тихонович Каменев (100 тыс. рублей) и елабужский купец Иван Иванович Стахеев. Крестьянин Фаддей Емельянов безвозмездно изготовил 30 тыс. кирпичей для храма. Каинковский приход был невелик и состоял из одного села. Консистория пошла на создание нового прихода лишь потому, что помещица, владевшая Каинками в 1861
9
г., Мария Константиновна Шишелова обеспечила содержание прихода ценными бумагами».[6]
1 экскурсовод На каменную двухпрестольную церковь села Каинки большие средства тратила и семья учёных Васильевых. Церковь двухпрестольная, главный престол в честь Воздвиженья Креста Господнего, а придел во имя иконы Казанской Божий Матери. Общее число прихожан 342 мужчины и 367 женщин.
Особенность церкви в том, что в ней венчался А.Ф Керенский председатель Временного правительства летом 1904 года. Его жена Ольга Львовна Барановская, было внучкой известного востоковеда В.П. Васильева. Могила В.П. Васильева находиться рядом с церковью. К сожалению, в настоящее время она утеряна. В советское время храм долго использовал как зерносклад колхоз «Просвет».
2 экскурсовод На сегодняшней день удалось узнать, что восстановлением храма занимается Дмитрий Поспелов, им создан сайт http://www.crosstemple.ru/, который рассказывает о селе Каинки и о храме. Летом 2014 года, было сделано перекрытие храма. Дмитрий активно ищет спонсоров и даже нашел контакт с потомками семьи Керенских, которые проживают в Англии. Хочется верить, что храм будет действовать.
Храм в селе Юматово
1 экскурсовод В селе Юматово церковь была построена в 1823 году на средства местной помещицы Е.П. Геркен. Храм трёхпрестольный главный престол в честь Преображения Господнего, располагался на втором этаже, а в низу ещё два престола в честь Пресвятой Богородицы и Митрополита Петра Московского.
10
В 1882 году на средства Владимира Федоровича Геркена был надстроен верхний ярус колокольни. Эта церковь построена в классическом стиле, доказательством служит: массивный объем храма, два прекрасных портика с треугольными фронтами и четырьмя тосканскими колоннами с северного и южного фасада здания и двухъярусная колокольня.
2 экскурсовод Площадь церкви составляет 260 кв.м. в престольные праздники в селе проходили особенно торжественные службы. Двери церкви открывались с северной и южной стороны, и служба выходила на улицу. В годы гражданской войны недалеко от села проходила линия окопов, велись боевые действия. Снаряды, со слов Тимохиной А.И. разрывались рядом с северной стороны.
1 экскурсовод Семья Геркеных много делала для благоустройства села и церкви. Геркены были в родстве с Боратынскими. Дочь Боратынского Зинаида Евгеньевна была замужем за Иваном Петровичем Геркеном. Особенностью храма является то, что рядом с церковью похоронены дети поэта Е.А. Боратынского Лев, Зинаида, Александра, Мария. Татарско-Бурнашевская школа установила мемориальные таблички на восточной стороне храма, напоминающие об этом факте.
2 экскурсовод Интересные факты священник Иоанн Паленин, служивший в 1835-1839гг в селе Юматово, постоянно обличал в проповедях жестокость помещиков, писал жалобы в Свияжский суд. В результате он был переведён в другую часть уезда, в государственное село, и только после отмены крепостного права в 1873 году вновь вернулся в Юматово».[1]
1 экскурсовод В советское время здание церкви использовала Юматовская машинно-тракторная станция (МТС). После ликвидации МТС, она приходила в упадок.
В 31 августа 2012году село посетили потомки дворян Геркных, учёные из Санкт- Петербурга Наталья и Сергей Ивановские. В настоящие время в
11
село проложена асфальтированная дорога, проживают много дачников, но пока нет человека, который возглавил бы дело по возрождению храма.
2 экскурсовод Наши православные храмы останутся с нами, если мы этого захотим. Если мы вначале создадим храм в своём сердце и душе. Если мы хотим показать наш район как место историческое, то должны объединиться и не допустить окончательного разрушения храмов. Нужно сохранить и вернуть храмам прежний облик. Чтобы люди снова могли обратиться к богу и зажечь в храме свечу.
1 экскурсовод. Хочется верить, что в нашем селе, как и в других сёлах возродится храм и будет слышен звон колоколов, будут сверкать на солнце золоченые купола и кресты. Но это уже будет другая история, а пока мы пытаемся собрать воедино историю храмов нашего поселения и внести в дело восстановления православных святынь свою небольшую лепту.
12
Заключение
Без прошлого нет будущего. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет нам молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.
Мы понимаем , что храм божий невозможно построить по приказу. И если храм строится или восстанавливается, это значит, жива на Руси вера православная. Когда мы готовили сваю работу, совершенно случайно почитали слова заслуженного архитектора РТ Айвара Гумаровича Саттарова. «В конечном счете, всё зависит от людей и их воли, желания восстановить храм. Если этого нет, то люди, глядя на разрушенные церкви, пускают слезу и ничего не делают. Когда есть воля, желание возродить храм, то рано или поздно появляются и деньги, и богатый спонсор, и просто энтузиасты и тому масса примеров». [7]
Мы очень хотим, чтобы наша небольшая экскурсия, которую, мы с руководителем разработали ,заинтересовала неравнодушных людей, и они может быть обратили внимание на уникальные храмы.
Ну и конечно, если мы хотим показать наш район как место историческое, то должны объединиться и не допустить окончательного разрушения храмов. Нужно сохранить и вернуть храмам прежний облик. Чтобы люди снова могли обратиться к богу и зажечь в храме свечу.
13
Использованная литература
Верхний Услон: край родной, навек любимый…/ сост. Л.Г. Абрамов.-
Казань: По городам и весям, 2001.- 365с.
2.Губарева, М.В,. Низовский, А.Ю . 100 великих храмов, М.:
Издательство: Вече,2009.- 505с.
3. Троицкая Р.С. Земля была б без них мертва // Волжская Новь. -1999.- №
89.- С.2.
Православные памятники Республики Татарстан. Казань. Фест, 1998, -200с.
Фаткуллин М.В. Во имя тайны исповеди священник принял смерть// Волжская Новь. -2004, №76, С .4.
Юхновская О.А Их дорога ведёт к храму//Вечерняя Казань. -1997 № 50 С.4.
Саттаров А.Г. Про храмовое зодчество //Казань. -1998, № 9-10. С-80.