СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Экспресс-заучивание песен, стихов». 2-5 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процедуру заучивания делю на три основных этапа (за один урок). Хотя, чисто заучивание достигается за два этапа. Четвертый, пятый и шестой этап для закрепления, повторения и отработки чтения, письма, говорения.

Просмотр содержимого документа
«"Экспресс-заучивание песен, стихов». 2-5 кл»

В течении года работаю над методической темой: «Новые педагогические технологии на уроке английского язык. Экспресс-заучивание песен, стихов». Новая лексика, речевые штампы, словосочетания легко заучиваются с рифмой и музыкой. С опытом поняла, что давать учить наизусть на дом бесполезно: не у всех есть аудиодиски, либо плохо со «слышанием» или чтением. Решила заучивать прям на уроке. Чтобы эта процедура не отнимала много времени от урока, провожу заучивание в игровой форме, с помощью картинок, мнемотехники, включая язык движений и эмоций. Проанализировав этапы изучения родного языка с младенчества, взяла их за основу.

Процедуру заучивания делю на три основных этапа (за один урок). Хотя, чисто заучивание достигается за два этапа. Четвертый, пятый и шестой этап для закрепления, повторения и отработки чтения, письма, говорения.

На 1-ом этапе вместо слов и глаголов в песне зарисовываю их схематические изображения на доске, либо вывешиваю картинки, их замещающие. Иногда это делаю заранее на перемене (если большая песня либо готовлю часть её). Ибо лучше когда дети видят и участвуют в этом процессе. Иногда с детьми советуюсь, как изобразить это слово-действие, чтоб они запомнили именно его значение. Некоторые дети сами вызываются выйти нарисовать. Стараюсь это сделать быстро за 5-7 минут. Трудно замещающие слова (вспомогательные глаголы, прилагательные, наречия и т.д.) пишу как есть. В результате весь куплет у нас получается в картинках и некоторых словах. Уже во время этой процедуры дети запоминают некоторые английские слова и их значение, обращают внимание где есть артикли и какие. По мере заполнения куплета повторяем его как "снежный ком" по 2-3 строчки по картинкам. Готовый результат повторяем под музыку.

Далее, на 2-ом этапе, в процессе многократного повторения ставим цель - удалить оставшиеся написанные слова. Преподносится эта цель как интрига - игра "спрячь и запомни". Например: "Давайте, сейчас удалим все артикли the, у нас должны остаться только картинки". Стираем артикли, на их место ставим прочерки. Поем сначала. Далее стираем, например, глагол can и ставим вместо него многоточия или треугольник. Опять поем. Удаленные слова замещаем любой схемой-формой (овал, круг, треугольник, волнистая линия). Главное, чтоб дети участвовали в этом (говорили, что следующее удаляем, чем замещаем) и запоминали. Заметила, что удаленные слова дети запоминают даже лучше, чем нарисованные. Делается это в быстром активном игровом темпе. Занимает эта часть минут 10. За это время песня повторяется ещё 5- 7 раз и более. На этом этапе отрабатывается произвольное произношение словосочетаний и фраз, и что очень важно, с осознанным пониманием смысла (в отличие от простой зубрежки). (Этот этап можно расширить, связать с дополнительным – 4-ым этапом.)

Результат 2-го этапа переносим на 3-ий этап - на «беглое» чтение песни (фотографическое). Читаем песню хором вслух за учителем; далее играя: "учитель - стоп, а ты закончи слово"; потом по одному (в произвольной очереди, чтоб все следили) по 2-3 строчки. Предварительное "сырое" заучивание фраз на предыдущих этапах помогает легкому прочитыванию. На этом этапе можно закончить (если на уроке была или ожидается еще другая задача) и дать детям на дом читать и учить песню окончательно. С 3-хэтапной предварительной подготовкой детям уже легче дома повторять, читать и учить. Хотя многие уже за урок выучивают песню-стих и по желанию рассказывают. Некоторые дети успевают зарисовать стих у себя в тетрадках. И неважно качество их схем-рисунков, главное, чтоб они запомнили, какое именно слово изображают. Можно всем дать задание зарисовать (если остается время) и, пока рисуют, проигрывать фоном песню несколько раз.


4 -5, 6 этапы, лучше перенести на следующий урок, как закрепление-повторение.

4-й этап. Отработанные фразы и словосочетания надо переложить на язык эмоций и тела, подключить двигательную память. Этот этап заменяет физкультминутку и здесь отрабатывается свободное говорение, т. к. движением и эмоцией нужно обыграть ситуацию. Придумываем движения и эмоции с детьми под каждую строчку, танцуем и изображаем песню под музыку (1-2 классы). Далее пробуем переложить выученные фразы на другие повседневные ситуации, играем мини-роли, микро-диалоги (3-4 классы). Этот этап можно включать во 2-ой, когда идет многократное повторение и удаление слов, как физкультминутку. Второй этап также можно расширить: удалять не только слова, но и картинки до последнего (это хорошо с малышами на коротких четверостишиях).

5-й этап – чтение (подробное) лучше проводить отдельным уроком, как закрепление. Когда песня заучена не "сыро", а окончательно и "отскакивает от зубов", дети теряют внимание на чтение и просто "прочитывают" наизусть. Вначале это хорошо для зрительной памяти, но потом нужно отработать чтение от обратного. Все отдельные слова песни раздаю детям по 2-4 слова (зависит от размера песни и количества детей). Можно разбить класс на 2 команды (каждому по куплету). Даю задание заменить теперь картинки на слова, вставить удаленные артикли, глаголы. Либо усложняю: (без картинок) выложить песню на доске (на столах) с нуля (можно с аудио прослушиванием или без него). Каждый ребенок прочитывает свои слова и определяет, где они ставятся в общей песне. Лучше, конечно, когда всеобщее внимание "приковано" к доске и каждая команда следит за соперником, за правильностью выполнения задания и сами исправляют друг у друга ошибки.

6-ым этапом закрепляется письмо. Вставь пропущенные буквы, игра "поле чудес", "письмо наоборот", игра "шифровальщики-разведчики". Детям постарше можно дать задание написать песню по памяти, либо творческое задание - написать про себя/друга, используя знакомые фразы из песни. Можно подключить фонетику. Изобразить слова песни транскрипционными значками - дети пишут слова или наоборот.

По идее 4-5 этапы являются дополнением или расширением в существующих трех. Шестой этап закрепляет письмо.

Мы видим, что последовательность этапов повторяет этапы изучения языка как родного. Сначала образ-картинка и озвучивание-повторение, многократное повторение в ситуации (с действиями). Во всех этапах хорошо прорабатывается аудирование и говорение. Далее чтение, чтение образное беглое, на узнавание графического изображения слова и подробное. Потом письмо, письмо отдельное подробное, выборочное или творческое, транскрипционное. Все эти навыки легко отрабатываются на одном знакомом и выученном материале. Сложнее, если чтение отрабатывается на одном тексте, аудирование - на другом, а письмо - на третьем материале. Правила чтения и транскрипцию тоже легче упражнять на выученных словах.