Программа
Элективного курса
«Профориентация»
(общеинтеллектуальное направление)
10,11 класс
Киселевск 2022
Содержание
1.Планируемые результаты курса внеурочной деятельности………….3
2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности ………………………………5
3. Тематическое планирование……………………… …………………6
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности.
Элективный курс адресован учащимся 11 класса и рассчитан на год.
Профессионал – это человек, которому профессиональная деятельность помогает удовлетворять практически все потребности (самоуважение, самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от личностных качеств человека, его мотивации и квалификации. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями.
Цель программы – актуализировать процесс профильного и профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб.
Задачи:
Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счёт вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью их включения в систему специально организованных профессиональных проб.
Перечень формируемых знаний и умений
Учащиеся должны знать:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
- значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представление
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
- о современных формах и методах организации труда;
- о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
- о предпринимательстве;
- о рынке труда.
Учащиеся должны уметь:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Результаты освоения программы «Профильное самоопределение подростков»
Личностные результаты освоения учебного предмета - школьник должен уметь:
— испытывать потребность в образовательной и профессиональной самоидентификации, в самовыражении в образовательном и профессиональном сообществе;
— выделять варианты выбора из предлагаемых образовательным пространством или конструировать собственные версии образовательного и профессионального самопродвижения;
— ставить профессиональную и образовательную цель;
— эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели;
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
— освоение способов проектирования конкретных версий продолжения образования;
— повышение эффективности учебной деятельности;
Предметные результаты освоения учебного предмета:
1. В познавательной сфере: освоение способов логической аргументации при проектировании конкретных версий продолжения образования;
2. В ценностно-ориентационной сфере: акцентирование внимания школьника на ценностно-смысловых проблемах;
3. В коммуникативной сфере: эмоциональное воздействие при помощи введения необычной, яркой, спорной информации; развитие у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Курс рассчитан на 35 учебных недели по 1 часу в неделю, всего 35 часов.
В результате изучения «Профильного самоопределения подростков» ученик должен:
Знать:
свои потребности в образовательной и профессиональной самоидентификации, в самовыражении в образовательном и профессиональном сообществе;
значение профессионального самоопределения, требования к составлению профессионального плана;
правила выбора профессии;
понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
понятие о темпераменте, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
значение творческого потенциала человека, карьеры
Уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
профессиональной самоидентификация в новых экономических и социокультурных условиях.
повышения эффективности своей практической деятельности;
самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности.
Тематическое планирование
№ урок | Тема урока | Сроки |
| Введение. Сходства и различия между людьми | 2.09 |
| Как выбрать профессию? Что влияет на выбор профессии? Анкета «Мой профессиональный выбор» | 9.09 |
| Самооценка и уровень притязаний. Определение самооценки | 16.09 |
| Темперамент и профессия. Определение типа темперамента. | 23.09 |
| Стресс и тревожность | 30.09 |
| Определение типа мышления | 7.10 |
| «Я – концепция или «теория самого себя» | 14.10 |
| Классификация профессий. Многообразие мира профессий | 21.10 |
| Определение типа будущей профессии | 23.10 |
| Определение профессиональных предпочтений | 11.11 |
| Профессия, специальность, должность | 18.11 |
| Интересы и склонности в выборе профессии | 25.11 |
| Игровые упражнения «Многообразие мира профессий» | 2.12 |
| Определение организаторских и коммуникативных способностей | 9.12 |
| Профессия и здоровье | 16.12 |
| Мотивы и потребности | 23.12 |
| Ошибки в выборе профессии | 13.01 |
| Современный рынок труда | 20.01 |
| Пути получения профессии | 27.01 |
| Как подготовиться к собеседованию с потенциальным работодателем? | 3.02 |
| Самообразование и его значение в профессиональном самоопределении | 10.02 |
| Навыки самопрезентации | 17.02 |
| Практическая работа по написанию резюме | 24.02 |
| Встреча с успешными людьми | 3.03 |
| Рынок образовательных услуг | 10.03 |
| Виды и формы получения профессионального образования | 17.03 |
| Выбор места учёбы. Подготовка к экзаменам | 24.03 |
| Куда пойти учиться? | 7.04 |
| Изучение рынка труда и профессий: конъюнктура труда и профессий Кемеровской области. | 14.04 |
| Знакомство с предприятиями и учебными заведениями города (заочные экскурсии) | 21.04 |
| Знакомство с предприятиями и учебными заведениями города (заочные экскурсии) | 20.04 |
| Знакомство с предприятиями и учебными заведениями города(экскурсии) | 5.05 |
33-35 | Защита проекта «Моя будущая профессия» | 12.05 19.05 22.05 |