Профориентационный элективный курс
ПОЗНАЙ СЕБЯ
(психологические аспекты выбора профессии)
Боголюбово 2015
Пояснительная записка
Сегодня некоторые профессии, бывшие популярными в 90-е годы, потеряли былую популярность и востребованность и отошли на второй план. Их место всё больше и больше занимают другие профессии, многие из которых появились совсем недавно. Большой наплыв абитуриентов на такие факультеты, как юриспруденция, экономика и маркетинг, менеджмент, дизайн (в том числе ландшафный и фитодизайн) и многие другие, говорит о большой популярности и востребованности, а зачастую и высокой оплачиваемости этих профессий. В связи с этим многие учащиеся (или их родители) стремятся попасть именно на эти факультеты независимо от наличия или отсутствия к ним интереса, склонностей и способностей. Они получают желаемую профессию, но по понятным причинам не могут состояться в этой профессии, реализовать свои таланты.
В связи с этим важной составляющей профильной подготовки учащихся является диагностика их склонностей, личностных качеств, способностей и интересов, которая поможет учащимся раскрыть и лучше узнать самого себя, что облегчит им непростую задачу профессионального самоопределения.
Эта программа предназначена для осуществления информационной работы с учащимися 9 класса в рамках предпрофильной подготовки и рассчитана на 34 часа.
Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
- определять наиболее существенные факторы, влияющие на выбор подростком направления продолжения образования;
- способствовать формированию у учащихся навыков самостоятельного конструирования альтернативных версий совершаемого выбора;
- научить учащихся сравнивать эти версии по выделенным индивидуальным критериям и осуществлять выбор оптимального варианта.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
Определения понятий «профессия», «специальность», «интересы», «способности».
Факторы, влияющие на выбор профессии.
Возможные пути получения профессионального образования.
Возможности приобретения профессии.
Типы образовательных учреждений.
Возможности рынка образовательных услуг региона.
Особенности приема и обучения в учреждениях профессионального образования.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
Определять предмет и задачи курса.
Различать формы обучения.
Находить алгоритм оптимального пути получения.
Определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.
На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками, выполнение упражнений.
Материал программы распределён во времени с учётом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
Программа курса
Введение. Предмет и задачи курса. Диагностика образовательного запроса.
Введение. Предмет и задачи курса.
Определение понятий «профессия», «специальность», «профессионально важные качества», «способность», «интересы».
Составление личного профессионального плана.
Практическое упражнение «Я готов работать!»
Факторы, влияющие на выбор профессии.
Диагностика интересов учащихся при помощи опросника «Карта интересов». Выявление факторов, влияющих на выбор профессии.
Практические упражнения: «Жил-был у бабушки серенький козлик…», «Круг воли».
Профконсультационная игра «Пришельцы».
Оказание помощи учащимся в осознании труда как человеческой и общественной ценности.
Типы личности и их диагностика.
Диагностика типов личности учащихся при помощи методики Дж.Холланда «Тип личности».
Упражнение «Ужасный секрет».
Притча «Сказка о милостивой судьбе» и её обсуждение.
Ролевые игры: реалистический и социальный типы личности.
Создание условий для профессиональной пробы в игровой ситуации «Взаимодействие миров».
Притча «Пустыня» и её обсуждение.
Интеллектуальный, предприимчивый и конвенциональный типы личности.
Создание условий для профессиональной пробы в игровой ситуации «Олени».
Упражнения для интеллектуального типа личности: «Собака для Гарри», «Падишах».
Упражнения для конвенционного типа личности: «Чужие коленки», «Считалка», «Муха».
Упражнения для предприимчивого типа: «Прямой эфир».
Артистический тип личности.
Создание условий для профессиональной пробы в игровой ситуации.
Игры и упражнения по актёрскому мастерству: «Казючки», выполнение различных этюдов.
Показ творческих выступлений на тему «Кем я могу стать».
Интеллект и его роль при выборе профессии. Диагностика интеллекта.
Диагностика коэффициента интеллекта при помощи невербального теста Кеттела.
Практические упражнения: «Левый мозг – Правый мозг», поиск аналогий, упражнения на развитие творческого мышления.
Мотивация в процессе профессионального самоопределения. Диагностика мотивации.
Роль мотивации в процессе профессионального самоопределения
диагностика мотивации учащихся при помощи методики Т.Элерса.
Рефлексия.
Практические упражнения: «Могущество», «Моя Вселенная», «Всё у меня в руках».
Обсуждение рисунков на тему «Таким я хочу быть».
Психолого-педагогическая диагностика (диагностика готовности к профессиональному самоопределению).
Тест «Сейчас и потом».
Практические упражнения: «Визитная карточка», обсуждение стихотворения «Чем пахнут ремёсла?».
Особенности получения среднего (полного) общего образования.
Знакомство учащихся с особенностями получения среднего (полного) общего образования, особенностями реализации предпрофильного и профильного обучения. Знакомство учащихся со схемой получения среднего (полного) общего образования.
Практическое упражнение: «Автобиография»
Возможности приобретения профессий. Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования.
Знакомство учащихся с возможностями приобретения профессий и теми учебными учреждениями, где их можно приобрести. Анкетирование, цель которого – выявить, выбрали ли учащиеся профессию, насколько они осведомлены о ней и её особенностях, на чём основан их выбор. Рассмотрения перечня учебных заведений региона, района.
Практические упражнения: «Угадай профессию», «Коллективный рисунок», «Сказочник», «Что есть что», беседа «Дороги, которые мы выбираем».
Вариант продолжения образования. Составление мини-проекта «Моя профессия».
На основе полученных знаний проанализировать версию выбора учреждения профессионального образования (на примере конкретного учреждения). Спрогнозировать возможное развитие своей профессиональной карьеры после окончания этого образовательного учреждения.
Составление мини-проекта «Моя профессия» и её презентация.
Календарно-тематическое планирование курса
№ урока | Наименование тем | Количество часов | Дата
|
1 | Введение. Предмет и задачи курса. Диагностика образовательного запроса. | 1 | |
2 | Факторы, влияющие на выбор профессии | 1 | |
3 | Методика «Карта интересов» | 1 | |
4 | Практические упражнения по выявлению факторов, влияющих на выбор профессии | 1 | |
5 | Профконсультационная игра | 1 | |
6 | Типы личности и их диагностика | 1 | |
7 | Методика Д.Холланда «Тип личности» | 1 | |
8 | Ролевые игры: реалистический и социальный типы личности | 1 | |
9 | Интеллектуальный тип личности | 1 | |
10 | Предприимчивый и конвенциональный типы личности | 1 | |
11 | Артистический тип личности | 1 | |
12 | Интеллект и его роль при выборе профессии. Диагностика интеллекта. Тест Кеттела. | 1 | |
13 | Мотивация в процессе профессионального самоопределения. Диагностика мотивации. | 1 | |
14 | Тест Элерса. Рефлексия. | 1 | |
15 | Психолого-педагогическая диагностика к профессиональному самоопределению | 1 | |
16 | Первичная диагностика образовательного запроса | 1 | |
17 | Система образования в Российской Федерации. Формы обучения в Российской Федерации. | 1 | |
18 | Взаимосвязанные понятия «образовательная программа» и «образовательное учреждение» | 1 | |
19 | Особенности различных типов образовательных учреждений | 1 | |
20 | Выбор типа образовательного учреждения | 1 | |
21 | Особенности получения среднего (полного) общего образования | 1 | |
22 | Профильное обучение, учебный план. | 1 | |
23 | Базовые, профильные общеобразовательные предметы, элективные учебные предметы. | 1 | |
24 | Универсальное обучение | 1 | |
25 | Практическое занятие по выбору учебного плана | 1 | |
26 | Понятия «профессия», «специальность», «квалификация». | 1 | |
27 | Способу получения профессии | 1 | |
28 | Осознанный выбор способа получения профессии | 1 | |
29 | Государственная регламентация деятельности образовательных учреждений | 1 | |
30 | Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования | 1 | |
31 | Мини-проект «Мой вариант продолжения образования» | 1 | |
32 | Заключительная психолого-педагогическая диагностика образовательного запроса | 1 | |
33-34 | Резерв | 2 | |
итого | 34 | |
Литература:
Подросток в мире профессий: программы элективных курсов, материалы к занятиям/ авт.-сост. М.Р.Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2009.
Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка»: Методическое пособие с электронным сопровождением/авт.-сост.: Л.Н.Бобровская, Е.А.Сапрыкина, О.Ю. Просихина. – Москва: Глобус, 2007.
Закон «Об образовании»
Учебные заведения Смоленской области.