Открытый урок по физике в 8-м классе по теме: "Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов"
ЦЕЛЬ УРОКА: ввести понятие «электризация тел»
Образовательная:
Изучить явление электризации тел, на опытных фактах установить получение двух видов электрических зарядов на макроскопических телах.
Добиться четкого усвоения законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков.
Уметь решать качественные задачи по теме.
Воспитательная:
Поддержание эмоциональной и доброжелательной атмосферы.
Дальнейшее развитие групповой работы на уроке.
Развивающая:
Выделять электрические явления в природе и технике.
Определять знак заряда наэлектризованного тела.
Познакомить с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов.
Ход урока:
Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала.
Добрый день, уважаемые взрослые!
Здравствуйте, ребята. По вашим лицам вижу, что настроение у вас хорошее. Давайте поработаем на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть стало еще лучше.
Сегодня у меня на уроке есть помощник – это палочка. На вид, вроде, обыкновенная из стекла. Я попытаюсь с ее помощью совершить чудо. Попробую, что – нибудь достать из этой коробки. (Опускает палочку в коробку и показывает ученикам)
Не получилось. Что же делать?
Ученики: Сказать заклинание.
Учитель
Попробую "Крибли, крабле, бумс!" Абра-швАбра-кадАбра.
Крекс-фекс-пекс Опять ничего.
Вспомните, что делал Алладин, когда вызывал из лампы джина
Учиеник Натирал лампу.
Учитель
Попробую и я натереть палочку (натирает о бумагу и опускает в коробочку. Показывает. что к палочке прилипли легкие кусочки бумаги)
Получилось! Палочка действительно волшебная!
Но при определенных условиях волшебными могут стать самые обычные предметы, например линейка. У вас на столах лежат линейки, поднесите их к цветным бумажкам в коробочке. Ничего не происходит. А теперь потрите линейки о варежку и повторите опыт. Мелкие полоски бумаги притянулись к линейке.
ОПЫТ 1
Ученики натирают линейки. После натирания к ним прилипают легкие предметы.
Учитель Какой вывод можно сделать из этих опытов?.
Ученики После натирания тело приобрело способность притягивать к себе легкие предметы.
В VI веке до н. э. греческий философ Фалес Милетский обнаружил, что янтарь, потёртый о мех, приобретает свойство притягивать пушинки, соломинки.
(СЛАЙД 1)
Легенда гласит, что дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном. Уронив его однажды в воду, стала обтирать его шерстяным хитоном и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок, и чем сильнее она вытирала веретено, тем больше налипало шерстинок. Девушка рассказала об этом явлении отцу, тот не замедлил провести эксперимент с различными изделиями из янтаря и обнаружил, что все они после натирания вели себя одинаково. СЛАЙД 2
«Янтарь» по-гречески «электрон». А это «чудо», которое мы с вами наблюдали, тоже имеет название – «электризация». Или по- другому можно сказать, что телу сообщён «электрический заряд».
Какая же тема нашего урока?
Ученики. «Электризация».
II Изучение нового материала.
СЛАЙД № 3.
Учитель. Открываем тетрадь, Записываем на полях число, начнем составлять ментальную карту. Где записываем тему урока? (Посередине). Что хотим узнать об этом явлении (ответы детей). Чертим веточки карты, они должны быть обязательно кривыми.!
На доске заготовка ментальной карты.
В тетради записываем тему: «ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ»
Учитель: если тело после натирания приобретает способность притягивать к себе другие тела, то говорят, что это тело наэлектризовано или, что ему сообщен электрический заряд.
Запишем ниже слова «электризация», слова ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЗАРЯД
Фалес думал, что наэлектризовать можно только янтарь.
В начале семнадцатого века английский ученый Уильям Гильберт выяснил, что при трении могут электризоваться многие вещества: алмаз, сапфир, сургуч, и что притягивают они не только пушинки, но и металлы, дерево, воду, масло ….
Давайте проверим. (Работа в группах).
ЗАДАНИЕ 1: Наэлектризованная эбонитовая палочка подносится к деревянной линейке. (Линейка, лампа, вкрученная в патрон на подставке, пластмассовая линейка , потертая о мех)
Результат: Линейка начинает вращаться.
ЗАДАНИЕ 2: Наэлектризованная пластмассовая линейка, потертая о шерсть подносится к живому комнатному цветку.
Результат: Листочки отклоняются к палочке.
ЗАДАНИЕ 3: Натертая линейка подносится к струйке воды.
Результат: Струйка отклоняется к линейке.
ЗАДАНИЕ 4 Натертая линейка подносится к пламени свечи.
Результат: пламя отклоняется.
Эти опыты доказывают, что газы, жидкости и твердые тела взаимодействуют с наэлектризованными телами и сами электризуются.
УЧИТЕЛЬ Сколько тел участвуют в электризации?
Ученик Два, то которое натираем и то которым натираем.
В тетрадь В электризации участвуют два тела, и они оба получают электрический заряд.
Действительно, если натереть о сухое сукно эбонитовую палочку ( эбонит получается из смешенных и разогретых резины и серы), то не только палочка но и сукно начинает притягивать кусочки бумаги.
Это говорит о том, что при трении электризуются оба натираемых тела!
А одинаковый ли заряд получают эти два тела? Давайте проверим.
Учитель. Проверьте, как взаимодействуют после электризации тела из одного вещества и из разных веществ.
Опыт 2.Изучение взаимодействия заряженных тел. Два рода зарядов.
Задание 1.
Положите на полоску из бумаги полоску из полиэтилена. Погладьте их тыльной стороной ладони. Попробуйте их развести, а затем медленно сближайте. Что вы наблюдаете? А теперь то- же сделайте с двумя полиэтиленовыми полосками.
Ученики. Результаты опытов различные. В первом случае наблюдается притяжение полосок, а во втором отталкивание. Можно предположить, что на телах из одного вещества образуются заряды одного вида, а на телах из разных веществ – разного.
Приборы и материалы: 1) полоски из полиэтилена; 2) полоска из бумаги.
Учитель. Проверим это, электризуя палочки. При этом эбонитовые палочки натирайте мехом, а стеклянные – шёлком или бумагой. (Подвесить стеклянную палочку на нити, наэлектризовать ее и подносить поочередно к ней наэлектризованные стеклянную и эбонитовую палочки0.
Ученики. (Делают опыты, потом выводы). У эбонитовой палочки заряд, появившийся при электризации, иного рода, чем у стеклянной, потёртой о шёлк.
Учитель. Вы правы. В природе существует два рода зарядов. Мы сейчас повторили опыты, которые в 1730 г делал французский физик Шарль Дюфе. Он впервые заметил, что натёртые шёлком стеклянные палочки отталкиваются друг от друга, а к эбонитовой палочке притягиваются. (СЛАЙД 4)
А американский (СЛАЙД 5) физик Бенжамин Франклин в 1778 г. изменил понятие «стеклянное» электричество на положительное, а «смоляное» (эбонитовое) назвал отрицательным электричеством. Заряд, полученный на эбонитовой палочке (эбонит - это каучук с большой примесью серы) потертой о шерсть и мех Франклин назвал отрицательным. Заряд, который образуется на стеклянной палочке, потертой о шелк - положительным. (СЛАЙД 6)
Одни тела электризуются, так же как стеклянная палочка, т. е. положительно. Другие, как эбонитовая, палочка - отрицательно. Итак, в природе существуют положительные заряды и отрицательные заряды. Электрический заряд обозначается буквой q. Условились обозначать положительный заряд “+”, а отрицательный “-”.
Это физическая величина, его можно измерить. Единица измерения заряда – 1 Кл, названная в честь Шарля Кулона- французского ученого. (СЛАЙД 7)
Физкультминутка.
Ребята, а как определить наэлектризованы тела или нет?
Ученики. Если тела наэлектризованы, то они будут взаимодействовать, т. е. либо притягиваться, либо отталкиваться друг от друга.
Опыт с воздушным шариком. Учитель натирает шарик газетой, и просит ученика определить заряжен ли он, а если заряжен, то каким знаком?
Сегодня мы с вами установили, что тела, имеющие электрические заряды одинакового знака (их ещё называют одноимённые), взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака (их называют разноимённые), взаимно притягиваются.
В тетрадь: если два тела заряжены одноименно, то они отталкиваются; если разноименно, то притягиваются.
Как вы думаете, можно наэлектризовать тела без трения друг о друга?
Ученики. (Высказывают свои предположения).
Запишем: виды электризации: (СЛАЙД 8)
Соприкосновение тел (трение только увеличивает площадь соприкосновения тел);
Через влияние (наведением)
ударом
Учитель. А теперь давайте подумаем, где явление электризации мы встречаем в жизни?
Ученики. (Приводят примеры). У меня юбка «прилипает» к колготкам. Волосы поднимаются при расчёсывании пластмассовой расчёской. Свитер «трещит», когда его снимаешь. А мой папа перевозит в автоцистерне горючие жидкости. Он мне объяснял, что цепь к корпусу автомашины прикрепляют, чтобы избежать возникновения искр и пожара от электризации.
Итак, сегодня на уроке вы узнали…. (повторяем основные определения урока)
III Закрепление и углубление знаний. Практическое применение знаний.
Вариант 1
1. Стекло при трении о шелк заряжается:
А) положительно; Б) отрицательно.
2. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, потертой о мех, то оно заряжено:
А) положительно; Б) отрицательно.
3. Три пары легких шариков подвешены па нитях. Какая пара шариков не заряжена? Рисунок 3.
А) 1; Б) 2; В) 3.
4. Какая пара шариков (см. тот же рисунок) имеет одноименные заряды?
А) 1; Б) 2; В)3.
5. Какая пара шариков (см. тот же рисунок) имеет разноименные заряды?
А) 1; Б) 2; В)3.
Вариант 2
1. Если резину потереть о шерсть и коснуться ею некоторого тела, то это тело электризуется:
А) положительно; Б) отрицательно.
2. К стеклянной палочке М, рисунок 4. натертой о шелк, подносят палочку N, и палочка М приходит в движение по направлению, указанному стрелкой. Какой заряд имеет палочка N?
А) Положительный; Б) Отрицательный.
3. Какой заряд имеет шарик, к которому поднесена наэлектризованная палочка? Рисунок 5.
А) Положительный; Б) Отрицательный.
4. Какой заряд имеет наэлектризованная палочка, поднесенная к гильзе? Рисунок 6.
А) Положительный; Б) Отрицательный.
5. Одноименно заряженные тела..., а разноименно заряженные ....
А) Отталкиваются; притягиваются; Б) притягиваются; отталкиваются.
Вариант 3
1. При натирании о мех каучук электризуется:
А) положительно; Б) отрицательно.
2. Если заряженное тело притягивается к стеклянной палочке, натертой о шелк, то оно заряжено:
А) положительно; Б) отрицательно.
3. Три пары легких шариков подвешены на нитях рисунок 7. Какая пара шариков имеет одноименные заряды?
А) 1; Б) 2; В)3.
4. Какая пара шариков имеет разноименные заряды (см. тот же рисунок)?
А) 1; Б) 2; В)3.
5. Какая пара шариков не заряжена (см. тот же рисунок)?
А) 1; Б) 2; В)3.
Вариант 4
1. Стеклянная бутылка при натирании о бумагу или шелк электризуется:
А) положительно; Б) отрицательно.
2. К эбонитовой палочке, натертой о мех, притягиваются тела, заряженные:
А) положительно; Б) отрицательно.
3. К заряженной палочке М подносят заряженную палочку N. Рисунок 8. При этом палочка М приходит в движение по направлению, указанному стрелкой. Что можно сказать о знаках заряда на этих палочках?
А) Палочки имеют одноименные заряды; Б) палочки имеют разноименные заряды.
4. Какой заряд имеет большой шар? Рисунок 9.
А) Положительный; Б) отрицательный.
5. Тела 1, 2 и 3 заряжены. Рисунок 10. Какие из них притягиваются друг к другу?
А) 3 и 1; 2 и 1; 3 и 2; Б) 1 и 2; 1 и 3; В) 2 и 3; 1 и 2.
Проверка результатов теста. (взаимопроверка)
Поведение итогов.
Домашнее задание.
Прочитать параграфы 25,26
Творческое задание: польза и вред электризации.
Рефлексия
Ребята, у вас на партах лежат цветные кружки, подпишите их и напишите какой заряд вы получили сегодня на уроке: положительный или отрицательный.
Если осталось время, то можно посмотреть серию из киножурнала «ералаш» «Электризация»
10