РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
«МОЯ ПРОФЕССИЯ - ВЕБ-МАСТЕР»
ДЛЯ 9 КЛАССА
Составитель программы учитель Замилева Татьяна Викторовна.
Уровень: базовый.
Количество учебных часов в год на класс: 17 часов.
Количество учебных часов в неделю на класс: 0,5 час.
Срок реализации программы: 1 год.
2015г.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка.
2. Учебно-тематический план.
3. Содержание учебной программы.
4. Календарно-тематическое планирование.
5. Требования к подготовке учащихся по курсу.
6. Критерии оценки учебной деятельности по курсу.
7. Используемый УМК.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса
Элективные курсы, проводимые в 9 классах призваны помочь школьникам объективно оценить свои способности к обучению по различным профилям, осуществить выбор профиля, соответствующего способностям и интересам.
Элективный курс «Моя профессия - веб-мастер» для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов является расширением темы «Основы языка разметки гипертекста». Курс рассчитан на учащихся имеющих начальные навыки работы с программой Microsoft Word любой версии.
Бурное развитие сети Интернет предъявляет все большие требования к знанию учащихся в области Интернет - технологий. Одной из составляющих данной области является Web-дизайн. Именно на Web-дизайнеров возложена обязанность создания удобного, простого и понятного способа навигации в сети Интернет.
Реалии сегодняшнего дня таковы, что любой желающий может создать свой собственный Web-сайт и разместить его, абсолютно бесплатно, в сети Интернет. К сожалению, эта возможность не всегда способствует появлению в Российском сегменте сети качественно разработанных и информационно насыщенных сайтов. Зачастую приходится видеть Интернет - сайты построенные по шаблонам, с запутанной навигацией и режущей глаза расцветкой. На лицо низкая подготовка начинающих Web-дизайнеров, возраст которых с каждым годом снижается. Данный курс рассчитан на углубление знаний учащихся в области Web-дизайна и как следствие в области Интернет - технологий.
Класс: 9 класс общеобразовательной школы.
Тип элективного курса: ориентирующий, углубляющий курс.
Количество часов: 17 часов.
Образовательная область: информатика и ИКТ.
Цель изучения курса:
повысить грамотность учащихся в области Интернет-технологий;
подготовить школьников к осознанному выбору Интернет-профессий, предусматривающих веб-мастеринг;
научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в информационном Интернет-пространстве, используя для достижения своих целей создаваемые веб-ресурсы;
развить творческий подход к делу и поиску нестандартных решений в процессе создания Web-сайта;
подготовить учащихся к работе над школьным сайтом.
Задачи курса:
заинтересовать учащихся изучением информатики, помочь реализовать их замыслы в процессе создания Web-сайта;
развивать воображение и художественный вкус;
закреплять полученные навыки работы на компьютере;
получать и развивать теоретические знания и практические навыки в области компьютерного дизайна;
сформировать у них целостное представление об информационной картине мира средствами «Всемирной паутины». Научить способам представления информации в сети Интернета;
реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования и конструирования сайтов;
формировать и развивать навыки самостоятельной работы, самообучения и творческого подхода при выполнении задания.
Организация изучения курса:
Курс предполагает интеграцию с другими учебными предметами по принципу: технология работы с информацией — из информатики, конкретные примеры и задачи — из смежных предметов. Таким образом, информация из таких учебных предметов, как математика, физика, литература, русский и английский языки, история и др. вполне может использоваться учащимися в процессе конструирования сайтов соответствующей тематики.
В процессе обучения от учащихся потребуется не только умение создать свой Web-сайт, но и сделать его визуально и информационно привлекательным, что невозможно без мобилизации творческих возможностей и необходимости самостоятельного поиска нестандартных (не шаблонных) решений.
Методологический аспект включает использование объяснительно-иллюстративных и личностно-ориентированных технологий, имеющих целью способствовать процессу самоопределения учащихся.
Результатом изучения курса «Моя профессия – веб-мастер» является защита проекта Web-сайта посвященного выбранной тематике. Достаточно чтобы Web-сайта состоял из 5-7 Web-страниц и отвечал предъявляемым требованиям. Проектная деятельность предполагает при осуществлении проекта соблюдение определённого алгоритма и сочетания различных видов деятельности: на разных этапах проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности. В процессе работы над программным проектом в области информатики и ИКТ учащиеся постигают всю технологию решения задач - от постановки проблемы до представления результата.
Основные формы организации занятий – беседа, практическая работа, лекция.
Формы обучения – фронтальная и индивидуальная работа.
Система оценки достижений учащихся: Форма итоговой отчетности – презентация работ учащихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Основы HTML. | 2 | 1 | 1 |
2 | Гипертекстовый документ | 2 | 1 | 1 |
3. | Графика. | 2 | 1 | 1 |
4. | Виды сайтов. | 2 | 2 | - |
5. | Редакторы сайтов. | 2 | 1 | 1 |
6. | Основы веб-дизайна | 2 | 1 | 1 |
7. | Размещение сайта в сети. | 2 | 2 | - |
8. | Зачетная творческая работа. | 3 | - | 3 |
| ИТОГО | 17 | 9 | 8 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.
Основы HTML.
Что такое гипертекст, браузер. Как создаются веб-страницы. Основные теги - команды языка HTML. Цвет шрифта и фона. Простейшая веб-страница – «Моя визитка».
Основные понятия: гипертекст, HTML, тег, браузер, веб-страница, разметка, структура документа, заголовок, тело.
Гипертекстовый документ.
Способы организации информации на сайте, установление гипертекстовых связей между документами.
Основные понятия: организация информации, гипертекстовые ссылки, внутренние ссылки, активные ссылки, посещенные ссылки, абсолютные адреса, относительные адреса.
Графика.
Форматы графических файлов, их достоинствами и недостатками, возможности для применения на веб-страницах. Вставка изображений в HTML-документ. Редактирование изображений. Изображение в качестве гиперссылок.
Основные понятия: растровый формат, векторный формат, метафайлы, рамка изображения, выравнивание, обтекание.
Виды сайтов.
Виды сайтов. Способы привлечь внимание посетителей, оптимально организовать информацию, обеспечить интерактивное взаимодействие с посетителями. Критерии оценки сайтов.
Основные понятия: виды сайтов, критерии оценки, дизайн, навигация, скорость загрузки, интерактивность, чат, форум, гостевая книга.
Редакторы сайтов.
Знакомство с приложением Dreamweaver и другими редакторами сайтов; возможности Dreamweaver при создании и редактировании сайтов в отличие от редакторов HTML-кодов; настройка параметры Dreamweaver; как создавать с его помощью различные информационные ресурсы и связывать их друг с другом и с внешними ресурсами.
Основные понятия: редактор веб-страниц, активные элементы, динамический язык, сценарий, баннер, сервер, администрирование.
Основы веб-дизайна.
Проектирование содержимого сайта — один из самых ответственных моментов при создании любого веб-ресурса. Дизайн сайта – способ подчеркнуть содержание сайта, облегчить его восприятие, помогает ориентироваться в нем.
Основные понятия: дизайн, векторная и растровая графика, графический редактор, инструменты, фильтры, графические примитивы, палитра цветов, формат графического файла, заголовки, текст, разделы, ссылки, термины, эффективность рекламы. Содержание главы: Логотип
Размещение сайта в сети.
Способы размещения сайта в сети Интернета. Научиться оценивать предлагаемые провайдерами условия размещения и выбирать оптимальные. Загружать на сервер свои файлы разными способами и тестировать веб-страницы.
Основные понятия: Интернет, IP-адрес, домен, провайдер, хостинг, трафик, модем, скорость передачи информации, администрирование сайта, протоколы FTP, TCP/IP, HTTP, скорость загрузки, критичность размеров файлов изображений и веб-страниц, электронная почта, реклама, спам, статистика, посещаемость страниц сайта, счетчик, поисковые системы, поисковые роботы, рейтинг ресурса, баннер, ключевые слова, содержание, заголовки страниц, эффекты дизайна, интерактивность, баннерный обмен, обмен страницами.
8. Зачетная творческая работа.
Создание собственного Web-сайта является заключительным этапом данного курса и является завершающим этапом проектной деятельности учащихся. В процессе создания собственного Web-сайта учащиеся должны продемонстрировать знания и умения, полученные при изучении предыдущих тем курса. Сайт разрабатывается в группе или индивидуально. В любом случае от вас потребуется спроектировать, изготовить и разместить свой сайт в сети. Выполненный проект вам необходимо защитить перед своими одноклассниками и учителем.
Основные понятия: тема и структура веб-сайта, проектирование, изготовление, размещение, тестирование сайта.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Тема | Дата по плану | Дата факт |
1 | Теги – команды языка HTML. Струкура веб-страниц. | 15.01 | |
2 | Создание сайта по шаблону «Моя веб-страничка». | 22.01 | |
3 | Способы организации гипертекстовых документов. | 29.01 | |
4 | Виды ссылок. Практическая работа «Мой первый сайт». | 05.02 | |
5 | Вставка изображений в HTML-документ. | 12.02 | |
6 | Редактирование изображений в HTML-документе. | 19.02 | |
7 | Основные виды сайтов. | 26.02 | |
8 | Интерактивность сайта, чат, форум, гостевая книга. | 04.03 | |
9 | Знакомство с редактором сайтов. | 11.03 | |
10 | Вставка изображений, таблиц, гиперссылок. | 18.03 | |
11 | Дизайн. Фирменный стиль. Цветовая гамма. | 08.04 | |
12 | Информационное наполнение сайта. Баннеры. | 15.04 | |
13 | Размещение, раскрутка и поддержка сайта в сети. | 22.04 | |
14 | Условия размещения сайта в сети Internet. | 29.04 | |
15 | Творческая работа «Проект «Мой веб-сайт» | 06.05 | |
16 | Творческая работа «Проект «Мой веб-сайт» | 13.05 | |
17 | Защита творческой работы | 20.05 | |
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ПО КУРСУ
Знать
Набор необходимых инструментов для создания Web-страницы.
Основные принципы использования языка HTML.
Основные средства редактирования Web-страниц.
Этапы проектирования Web-сайта.
Правила создания хорошего сайта.
Правила размещения Web-сайта в Интернет.
Уметь
Применять графический редактор для создания и редактирования графических изображений.
Готовить компьютерные графические изображения с помощью сканера и цифрового фотоаппарата.
Готовить текст и иллюстрационный материал для сайта.
Оптимизировать графические изображения для Web-страниц.
Готовить, тестировать и размещать Web-сайт в Интернет.
6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ.
Для оценивания достижений обучающихся при изучении элективного курса используется система системе «зачтено - не зачтено».
Курс может быть оценен положительно, если:
ученик посетил не менее 65% занятий, предусмотренных программой курса;
выполнил зачетную работу, предусмотренную программой курса (подготовил проект, выполнил творческую работу, сконструировал модель, макет или прибор и др.) в соответствии с требованиями, изложенными в пояснительной записке к ней.
Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами:
по количеству творческих элементов в сайте;
по степени его оригинальности;
по относительной новизне сайта для ученика или его одноклассников;
по емкости и лаконичности созданного сайта, его интерактивности;
— по практической пользе сайта и удобству его использования. Выполненные учащимися работы включаются в их «портфель достижений».
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УМК.
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ Л.Л.Босова., А.Ю.Босова – 2-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011 г.
Информатика и ИКТ. 9 класс, авторы И.Г.Семакин, Л.А.Залогова и др., М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011г.
Создаём школьный сайт в Интернете. Учебное пособие./ М.Ю.Монахов, А.А.Воронин.- М.:Бином: Лаборатория знаний, 2006г.
Титоров Д. Ю. «Информатика в школе», №7, 2007 г.
Смирнова И.Е. Начала Web-дизайна. Санкт-Петербург: БВХ-Петербург, 2003
Давыдова Е.В. Создание Web-страниц с помощью языка HTML. Информатика и образование. 2000 № 6.
Давыдова Е.В. Создание графики для Web-страниц. Информатика и образование. 2001 № 5-8.
Давыдова Е.В. Искусство разработки проекта. Информатика и образование. 2005 № 8.
Шафран Э. Создание WEB - страниц.- СПб.: Питер, 1999 г.
Информационно – коммуникативные средства
http://schol-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://fcior.edu.ru – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://www.ict.edu.ru – портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».
http://metodichka-ld.ucoz.ru/load/informatika/quot_ehor_k_kursu_i_g_semakina_informatika_i_ikt_8_9_klassy_versija_gos_2004_goda_quot/informatika_bazovyj_kurs_9_klass_semakina_i_zalogovoj_l_rusakova_s_shestakovoj_l/7-1-0-12 - "ЭОР к курсу И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ», 8-9 классы, версия ГОС 2004 года"
http://htmlbook.ru — Краткий, но информационно насыщенный учебник по технологии создания сайтов, HTML, CSS, дизайне, графике и др. Выполнен в стиле расширенного справочника с примерами.
http://www.postroika.ru/ — «Учебник (руководство) по html.
http://html.manual.ru/ — HTML-справочник.
http://winchanger.narod.ru — А. Климов. Краткий справочник по тегам HTML-языка.