Пояснительная записка
Цель курса: Углубление знаний учащихся по обществознанию . Кроме того, она призвана придать более глубокую научную направленность подготовке выпускников по курсу обществознания, отвечать наиболее сложным требованиям государственного стандарта к знаниям теоретического характера и уровню развития комплексных познавательных действий. Осуществление технологии выполнения тематических заданий по обществознанию при подготовке к ЕГЭ.
Задачи курса:
- расширить и углубить теоретические знания обучающихся при подготовке ЕГЭ пообществознании; сформировать умения оперировать теоретическими понятиями курса (пояснять смысл терминов и понятий, применять их в заданном контексте и др.)
- познакомить учащихся с разными типами заданий в зависимости от предполагаемого вида познавательной деятельности и особенностями их выполнения;
- обобщение и систематизация полученных знаний;
- научить работать с текстом документа, анализировать и интерпретировать его; выделение и проработка наиболее сложных вопросов.
- показать особенности эссе по обществознанию, научить правильно, выбирать тему эссе.
Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Актуальные вопросы изучения обществознания: подготовка к ЕГЭ» предназначена для 10-х классов общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273; «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
3. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по истории, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089.
4. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
5.Приказа.Минобрнауки Амурской области от 3.09.2013 года № 1062
6. Учебный план МОКУ Малиновской СОШ на 2016-2017 учебный год;
7. Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
8. Образовательная программа МОКУ Малиновской СОШ;
9.Письмом МОН РФ от 04.03.2010 №03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов». При составлении рабочей программы также использовалась авторская программа по обществознанию (Рабочие программы. Обществознание. Л.Н. Боголюбов. М., «Просвещение, 2011 г.).
Согласно учебному плану на изучение обществознания в рамках элективного курса в 10-м классе отводится 70 учебных часов (2 часа в неделю).
Методические рекомендации:
- Первую очередь нужно уделить внимание объективно сложным теоретическим вопросам, их конкретизации на доступном для учащихся вопросам. А особенно по вопросам курса, освоение которых традиционно взывает затруднение, это: общество как динамичная система; проблема общественного прогресса; целостность современного мира, его противоречия; культура и духовная жизнь; мораль, ее основные категории; деятельность человека, социализация личности, научное познание, анализ и иллюстрирование примерами налоговой, бюджетной политики государства; характеристика понятий: социальный конфликт, политический процесс, политический институт, парламентаризм, функционирование гражданского общества и др.
- Важно организовывать систематическую работу с фрагментами текстов, содержащих научную информацию, где обращать внимание на отработку умений находить, интерпретировать, комментировать информацию, полученную из текста.
- На практических занятиях нужно обеспечить достаточную системность и глубину понимания вопросов обучающимся обществоведческого курса и овладение ими умениями объяснять смысл, распознавать и сравнивать признаки понятий, применять обществоведческие знания для анализа социальной информации, получаемой из различных источников и в различных формах.
- Наиболее актуальной задачей является обеспечение в процессе обучения более глубокого раскрытия ведущих понятий, их признаков и характерных черт. При их изучении рекомендуется активно привлекать хрестоматийные материалы, сборники задач и познавательные задачи.
- Так же важно освоение и понимания изучаемого материала не только на теоретическом уровне, но и через рассмотрение конкретных примеров, реальных ситуаций из социальной жизни (материалы СМИ, в частности, работа со статистическим материалом, с различными мнениями относительно одного и того же факта и т.д.).
- Следует акцентировать внимание на обучение мысленному моделированию типичных социальных ситуаций, установлению связи между теоретическими положениями и иллюстрирующими их конкретными примерами, опоре на внутрипредметные и межпредметные связи (например, интеграция курса обществознания с курсами истории, литературы, географии, биологии и др.).
- При обработке с экономическим содержанием следует обращаться к простейшим графикам, которые успешно используются в практике преподавания при изучении действия рыночных механизмов.
- Важно основательно прорабатывать и систематически контролировать развитие общеучебных и предметных умений обучающихся.
- Так же в поле постоянного внимания нужно включить личностно – ориентированную работу по овладению курсом, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика.
В результате изучения курса обществознания обучающиеся должны знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Требования к результатам обучения
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании всей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
- умении сознательно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей свойственных подросткам;
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании эстетическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы является:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
- понимание значения трудовой деятельности человека для личности и общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в становлении личности и в жизни общества;
- знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание элективного курса
Раздел I. Введение. Структура и содержание Единого государственного экзамена по обществознанию. (5 ч)
Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2015. ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).
Раздел II. Человек в обществе. (15 ч)
Что такое общество. Общество как сложная динамическая система. Динамика общественного развития. Социальная сущность человека. Деятельность – способ существования людей. Познавательная и коммуникативная деятельность. Свобода и необходимость в деятельности человека. Особенности современного общества. Глобальная угроза международного терроризма.
Раздел III. Общество как мир культур. (12 ч)
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: массовая, народная и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, её категории. Религия, её роль в жизни общества. Нравственная культура Искусство и духовная жизнь Искусство, его формы, Основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России
Раздел IV. Право. (28 ч)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Систему судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России Современное российское законодательство. Основы государственного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения Правосознание. Правовая культура.
Практические занятия. (10 ч)
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Название темы | Тип занятия | Дата |
| |
Раздел I. Введение. Структура и содержание Единого государственного экзамена по обществознанию. 5 ч | | |
1 | Введение. Специфика курса обществознание. Общая характеристика заданий ЕГЭ. | Лекция | | |
2 | Специфика курса обществознание. Общая характеристика заданий ЕГЭ | Лекция | | |
3 | Анализ текста по обществознанию. Составление плана ответа. | Лекция | | |
4 | Эссе по обществознанию. | Лекция | | |
5 | Эссе по обществознанию. | Практикум | | |
Раздел II. Человек в обществе. 15 ч | | |
6 | Человек в обществе. Что такое общество. | Лекция | | |
7 | Общество как сложная система. | Лекция | | |
8 | Человек как результат биологической и социальной эволюции | Лекция | | |
9 | Социальная сущность человека | Лекция | | |
10 | Мировоззрение. Типы мировоззрения. | Лекция | | |
11 | Мышление и деятельность | Лекция | | |
12 | Познавательная и коммуникативная деятельность | Лекция | | |
13 | Социальные взаимодействия | Лекция | | |
14 | Практическое занятие. Решение заданий с выбором ответа. | Практикум | | |
15 | Практическое занятие. Технология написания эссе. | Практикум | | |
16 | Общество и природа. | Лекция | | |
17 | Многовариантность общественного развития. | Лекция | | |
18 | Современное общество. | Лекция | | |
19 | Практическое занятие. Решение заданий с выбором ответа. | Практикум | | |
20 | Практическое занятие. Технология написания эссе. | Практикум | | |
Раздел III. Общество как мир культуры. 12 ч | | |
21 | Понятие культуры | Лекция | | |
22 | Духовная культура | Лекция | | |
23 | Мораль | Лекция | | |
24 | Наука и образование | Лекция | | |
25 | Наука и образование | Лекция | | |
26 | Истина и ее критерии | Лекция | | |
27 | Практическое занятие. Решение заданий с выбором ответа. | Практикум | | |
28 | Искусство | Лекция | | |
29 | Массовая культура | Лекция | | |
30 | Практическое занятие. Как написать эссе. | Лекция | | |
31 | Решение заданий с выбором ответа. | Практикум | | |
32 | Решение заданий с выбором ответа. Итоговое тестирование | Практикум | | |
Раздел IV. Право. 28 ч | | |
33 | Современные подходы к пониманию права. | Лекция | | |
34 | Право в системе социальных норм | Лекция | | |
35 | Практическое занятие. Решение заданий с выбором ответа. | Лекция | | |
36 | Источники права | Лекция | | |
37 | Источники права. Решение тестовых заданий | Практикум | | |
38 | Правоотношения | Лекция | | |
39 | Правонарушения | Лекция | | |
40 | Гражданство РФ | Лекция | | |
41 | Гражданство РФ | Лекция | | |
42 | Права и обязанности граждан РФ. Решение тестовых заданий | Лекция | | |
43 | Гражданское право | Лекция | | |
44 | Семейное право | Лекция | | |
45 | Практикум. Написание эссе. | Практикум | | |
46 | Решение тестовых заданий | Практикум | | |
47 | Трудовое право | Лекция | | |
48 | Занятость и трудоустройство. | Лекция | | |
49 | Экологическое право | Лекция | | |
50 | Процессуальные отрасли права | Лекция | | |
51 | Суд. Судопроизводство. | Лекция | | |
52 | Суд. Судопроизводство. | Практикум | | |
53-54 | Практическое занятие. Решение заданий с выбором ответа. | Практикум | | |
55 | Практическое занятие. Технология написания эссе. | Практикум | | |
56 | Международная защита прав человека | Лекция | | |
57 | Международная защита прав человека | Лекция | | |
58 | Правовые основы антитеррористической политики Российского государства | Практикум | | |
59-60 | Практикум по теме «Право». | Практикум | | |
Практические занятия. 10 ч | | |
61-69 | Тестирование. Решение заданий с выбором ответа. Написание эссе. | Практикум | | |
70 | Зачет. | Практикум | | |
Список литературы
Литература для учителя:
• Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва, «Астрель» 2013г
• Бахмутова Л.С Конспекты уроков для учителя истории.10 кл. Обществознание в трех частях. Москва. Изд. центр «Владос». 2004г
• Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень – М.: Просвещение, 2014г.
• Боголюбов Л.Н. Пособие для учителя «Обществознание»10 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2012г.
• Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. – М.: Просвещение, 2013.
• Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва 2010г.
• Степанько С.Н. Обществознание 10 класс Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова Волгоград 2012
Литература для учащихся:
• Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И и др. Обществознание. Учебник для 10класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень – М.: Просвещение, 2013 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер;
Проектор + экран;
Учебные диски по данному материалу;
Комплект презентаций к урокам по данному материалу;
Интернет-ресурсы (фильмы, документы, онлайн- тесты и т.д.)