Согласовано Зам. директора МБОУ «СОШ с.Заветное» Энгельсского муниципального района ________// | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ с.Заветное» Энгельсского муниципального района __________// Приказ № от |
Рабочая программа
по элективному курсу «Секреты комбинаторики»
для обучающихся 9 класса МБОУ «СОШ с.Заветное»
Энгельсского муниципального района
на 2017/2018 учебный год
Составитель
Семенова Татьяна Викторовна,
учитель математики первой
квалификационной категории
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка …………………………………………………………..3
Учебно-тематический план ………………………………………………………4
Основное содержание тематического плана…………………………………….5
Календарно-тематический план ………………………………………………….6
Информационно - методическое обеспечение…………………………………...7
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Секреты комбинаторики» автор Шарафутдинова Р.Ю., учитель математики, МОУ «Лицей г.Вольска» для обучения в 9 классе приказом Министерства образования Саратовской области от 14.09.2011г. № 2562. «Об учебно-методическом сопровождении регионального базисного учебного плана 2004»
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки.
Комбинаторика – один из разделов математики, который приобрел важное значение в связи с использованием его в теории вероятностей, математической логике, теории чисел, вычислительной технике. Между тем программа средней школы не уделяет должного внимания этой полезной и интересной математической дисциплине.
Знание комбинаторики необходимо представителям самых разных специальностей. С комбинаторными задачами приходится иметь дело физикам, химикам, биологам, лингвистам, специалистам по теории кодов.
Цель курса: ознакомить учащихся с основными понятиями комбинаторики и методами решения комбинаторных задач.
В курсе изложены основные понятия и методы комбинаторики. Изложение материала построено на систематическом использовании теоретико-множественных понятий.
Все теоретические вопросы курса подкреплены соответствующими задачами, решения которых даны с подробными пояснениями. Ряд задач можно предложить для самостоятельного решения.
Историческая справка и исторические задачи послужат средством для расширения кругозора слушателей.
Задачи:
сформировать умение необходимые для применения в практической деятельности;
приобщить школьников к учебной деятельности творческого характера;
помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их пользования;
научить решать нестандартные задачи;
сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач;
способствовать развитию логического мышления.
При реализации программы используются элементы технологий:
- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;
- развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;
-проектной деятельности, где школьники учатся оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения
Форма итоговой аттестации - защита проекта.
Ожидаемые образовательные результаты:
развитие интереса к математике; углубление материала основного курса, расширение кругозора; развитие логического мышления
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематический блок | Количество часов |
Разделы |
1. | Введение. Основной принцип комбинаторики. | 1 |
2. | Конечные множества и операции над ними. | 1 |
3. | Подмножества данного множества. | 1 |
4. | Сочетания. | 1 |
5. | Упорядоченные множества. | 1 |
6. | Перестановки и размещения. | 1 |
7. | Бином – Ньютона. Треугольник Паскаля. | 1 |
8. | Историческая справка. Решение исторических задач. Защита проектов. | 1 |
| Всего: | 8 |
Практическая часть |
Количество проектов | 1 |
Темы проектов, исследовательских работ
№ п/п | Тема проектов, исследовательских работ | Сроки реализации |
1. | Проект по теме «Исторические задачи по комбинаторике» | |
Основное содержание тематического плана
Основной принцип комбинаторики.
Конечные множества и операции над ними.
Подмножества данного множества.
Сочетания.
Упорядоченные множества.
Перестановки и размещения.
Бином – Ньютона. Треугольник Паскаля.
Решение исторических задач
Календарно-тематический план
№ урока | Название тем уроков | Количество часов | Дата проведения | Коррек ция |
1 | Введение. Основной принцип комбинаторики. | 1 | | |
2 | Конечные множества и операции над ними. | 1 | | |
3 | Подмножества данного множества. | 1 | | |
4 | Сочетания. | 1 | | |
5 | Упорядоченные множества. | 1 | | |
6 | Перестановки и размещения. | 1 | | |
7 | Бином – Ньютона. Треугольник Паскаля. | 1 | | |
8 | Историческая справка. Решение исторических задач. Защита проектов. | 1 | | |
Информационно - методическое обеспечение:
1. А.Г.Мордкович, П.В. Семенов. Алгебра – 9. Часть 1. Учебник. - М.: Мнемозина, 2009.
2. А.Г.Мордкович, Е.Е. Тульчинская, Т.Н. Мишустина, П.В. Семенов. Алгебра – 9. Часть 2. Задачник. - М.: Мнемозина, 2009.
3. Л.А. Александрова. Алгебра - 9. Контрольные работы / Под ред. А.Г.Мордковича. - М.: Мнемозина, 2009.
4. Л.А. Александрова. Алгебра - 9. Самостоятельные работы / Под ред. А.Г. Мордковича.- М.: Мнемозина, 2009.
5.Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк .Элементы статистики и теории вероятностей: учебн.
пособие для учащихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений/под редакцией С.А. Теляковского. М. : Просвещение, 2005г.- 78 с.
6. А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. События. Вероятности. Статистическая обработка данных. Дополнительные параграфы к курсу алгебры 7 – 9классов общеобразовательных учреждений. Мнемозина 2006