СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эмоциональная устойчивость шаг к успешной сдаче ЕГЭ

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Сильнее всех владеющий собой"

          Луций Анней Сенека

Просмотр содержимого документа
«Эмоциональная устойчивость шаг к успешной сдаче ЕГЭ»

24


МАОУ Гимназия № 4







Тема: «Эмоциональная устойчивость – шаг к успешной сдаче ЕГЭ»





Педагог-психолог Черезова Е.В.












г. Хабаровск

2014 год



Тема: «Эмоциональная устойчивость – шаг к успешной сдаче ЕГЭ»


«Сильнее всех – владеющий собой»

Луций Анней Сенека


Окончание 9 класса - период начала серьезных экзаменов. Серьезных, потому что в отличие от предыдущих экзаменов в роли проверяющих начинают выступать не хорошо знакомые педагоги, а независимая комиссия. К тому же и ГИА (Государственная итоговая аттестация) в 9 классе, и ЕГЭ в 11-м - экзамены письменные, да еще по особой стандартизированной форме. Для многих старшеклассников именно форма усиливает страх перед этими двумя видами проверки.

Несомненно, что для здоровья пора экзаменов - это всегда стресс. Необходимо учить старшеклассников обращать внимание на ранние сигналы стресса. Чем раньше они их обнаружат, тем легче будет справиться с причинами и последствиями назревающего в организме сбоя.


Физические сигналы

Старшеклассник чувствует, что изменяется его физическое состояние. Головная боль, боли в позвоночнике, изжога, боли в грудной клетке, тошнота, прерывистое и неглубокое дыхание, головокружение, аллергия, высокое давление, мышечный спазм - всё это сигналы, которые подает уставший от перенапряжения организм, и их важно вовремя заметить. Тогда легче с ними справится.



Психологические сигналы

Депрессия. Обычно депрессия дает о себе знать появлением раздражительности.

Грубость в общении со своими близкими. Проще говоря, он начинает «срывать зло» на своих домашних.

Замкнутость. Многие в состоянии стресса становятся угрюмыми, мрачными и молчаливыми.

Обжорство. Некоторые в состоянии повышенной нервозности начинают много есть, хотя сами они склонны объяснять избыток своего веса ленью, нерегулярными занятиями спортом.

Усталость. Хроническая усталость - симптом, характерный не для всех, но если он есть, то обычно возглавляет список сигналов раннего предупреждения.

Рассеянность. Некоторые в состоянии стресса слушают, но не слышат, смотрят, но не замечают, т.е. становятся ужасно рассеянными.

Если вы отметили хотя бы один из перечисленных признаков или любую их комбинацию, значит, пришло время изменять ритм жизни.

Чтобы определить умеете ли вы справляться со стрессом, можно пройти соответствующий тест. (Приложение № 1).


Как же управлять своим состоянием?

Естественные методы саморегуляции в стрессе

Это методы, основанные на использовании человеком тех возможностей, которые он имеет «под рукой» в течение всей своей жизни. Эти методы связаны с разумным планированием режима своего труда и отдыха. Важно понимать, что в данном случае речь идет не о «скорой помощи» при стрессе, а скорее о методах его профилактики. Их применение стоит начать как можно раньше.

• Постарайтесь вспомнить, что вы делаете дома, в школе, с друзьями, чтобы улучшить свое настроение и успокоиться.

Если вы смогли вспомнить не менее, а может, и более пяти занятий, которые помогают «защититься» от разрушающего стресса, - это свидетельствует о том, что вы успешно работаете над собой.

• Отличное средство стать менее тревожным человеком - физическая нагрузка. Не стоит отказываться от занятий спортом, чтобы освободить время для подготовки к экзаменам. Хорошее физическое состояние будет и умственную работу делать более эффективной.

• Отличным успокаивающим средством является вода: плавание в бассейне, различные водные процедуры - ванная, душ, баня, сауна.

• Не забывайте об увлечениях, помогающих расслабиться и получить удовольствие. Важно не забывать доставлять себе удовольствие, то есть время от времени делать то, что приятно.

• Легко сбрасывать стресс помогает общение со спокойными и оптимистичными людьми.

Искусственные методы саморегуляции в стрессе

Это способы, разработанные в практической психологии. Они могут применяться непосредственно в стрессовой ситуации, чтобы привести свое состояние в норму.

Упражнение «Дыхание».

Сядьте прямо и выдохните весь воздух из легких. С выдохом расслабьтесь. Крепко возьмитесь обеими руками за края сиденья и на вдохе потяните его вверх, словно пытаясь поднять стул.

Напрягите руки, живот и остальные мышцы тела, продолжая как будто поднимать стул, на котором сидите.

Сохраняя напряжение во всем теле, задержите дыхание.

Медленно выдохните через нос, расслабляя тело и отпуская сиденье. После выдоха полностью расслабьтесь. Нигде в теле не должно оставаться напряжения.

Выполните три-пять таких циклов. Время вдоха, выдоха и задержки дыхания определяйте в соответствии с состоянием вашего здоровья и вашим ритмом дыхания.

Если у вас повышенное давление, то практикуйте только расслабляющий способ дыхания, без фазы напряжения на вдохе. Тогда с каждым выдохом вы освобождаетесь от оставшегося в вас напряжения, как бы «сдувая» его показание со «шкалы» вашего персонального «счетчика-измерителя».

Упражнение «Метапозиция».

Представьте себе, что вы видите себя и все, что происходит, как бы со стороны, как будто смотрите о себе фильм. Установите удобную для вас дистанцию. Почувствуйте себя наблюдателем, далеким и в то же время заинтересованным всем тем, что происходит. Спокойно и бесстрастно рассматривайте происходящее как внешнее явление. Установленная вами дистанция оказывает услугу: вы начинаете видеть, как и что вы делаете, не превращаясь в то, что вы видите. Вы можете наблюдать свои эмоции, например гнев, но не действуете на основании этого гнева. Главное - не дайте себе «втянуться» в ситуацию вновь. Делайте все, что необходимо для поддержания дистанции: вообразите перед собой стеклянный барьер, отодвиньтесь на большее расстояние, поднимитесь над ситуацией и смотрите на нее свысока. Вы можете расслабиться и с этой новой перспективы взвесить все более здраво. Большинство из нас находит наилучшие решения, оставляя все эмоции в стороне. Теперь вы смотрите на внешние обстоятельства как зритель, молчаливый свидетель, отошедший на минуту, чтобы оценить ситуацию. Водоворот эмоций больше не кружит вас, словно пробку, в стремительном, бурном потоке. Оцените ситуацию и примите решение о дальнейших действиях: как вам следует себя вести оптимальным образом; какой ресурс для этого нужен; где вы его можете взять прямо сейчас.

Упражнение «Ресурсное состояние».

Самый надежный источник ресурса - вы сами, ибо все что вам нужно, в вас уже давно есть. Важно только уметь этим вовремя воспользоваться.

Допустим, вы видите, что для оптимального поведения вам необходимо чувство уверенности. Вспомните ситуацию, в которой вы всегда чувствуете себя уверенно: за рулем своего велосипеда, на теннисном корте или где-то еще. Неважно, что это за воспоминание. Главное, что в данный момент оно является для вас позитивным и сильным. Еще раз во всей полноте переживите его, как если бы все это происходило сейчас. Ощутите в себе уверенность и силу.

С этим чувством войдите в стрессовую ситуацию и действуйте на основании вашей уверенности. Действуйте исходя из того, что на первом плане у вас стоит уже не драма, а реальный шанс справиться с ней. Используйте его.

Одержанная победа приносит чувство гордости за себя, ощущение силы и способность ответить на серьезный вызов. В вас укрепляется уверенность в себе и вы обнаруживаете, что имеете достаточный запас прочности, чтобы вынести любое выпавшее на вашу долю испытание.

С помощью приема актуализации ресурсных состояний вы можете призвать к себе на помощь любое нужное вам чувство: спокойствие, компетентность, сосредоточенность, выдержку и так далее. Все, что для этого надо сделать - это взять его оттуда, где оно у вас было, и перенести туда, где вы в нем нуждаетесь сейчас.

Если опыта переживания нужного чувства у вас нет, используйте прием - как будто вы овладеваете этим чувством. Единственное, что вы можете сделать, не обладая, например, смелостью, так это притвориться смелым и согласовывать с этим свое поведение. Вы также можете позаимствовать требуемый ресурс у вашего героя, подражая его манере поведения.

Упражнение. «Настроение».

Сядьте за стол (например, незадолго до экзамена) и возьмите цветные карандаши или фломастеры. Перед вами - чистый лист бумаги. Нарисуйте любой сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Представьте, что вы переносите свое беспокойство и тревогу на лист бумаги, стараясь выплеснуть его полностью, до конца. Рисуйте до тех пор, пока не заполнится все пространство листа и вы не почувствуете успокоения. Ваше время сейчас не ограничено: рисуйте столько, сколько вам нужно.

Затем переверните лист и напишите несколько слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы ваши слова возникали свободно, без специального контроля с вашей стороны.

После того как вы нарисовали свое настроение и переложили его в слова, с удовольствием, эмоционально разорвите листок и выбросите его в урну. Все! Теперь вы избавились от своего напряженного состояния! Ваше напряжение перешло в рисунок и уже исчезло, как этот неприятный для вас рисунок.





Эмоциональная устойчивость.


Разные люди по-разному реагируют на стрессовые ситуации. Естественно, умение легко переносить стрессы и не трепать себе и окружающим людям нервы по мелочам - весьма ценное качество. В противном случае любой пустяк может превратить жизнь в ад.

Оценить свою собственную эмоциональную устойчивость можно с помощью теста (Приложение № 2).



С чего начать?

Не секрет, что многие люди, зная, что в ближайшее время у них будет экзамен, все-таки не спешат к нему готовиться. Точнее, сначала они начинают готовиться «морально»: часто думают о предстоящих испытаниях, делятся с друзьями своими трудностями (например, как же много им нужно выучить), запасаются учебными пособиями.

Но вот непосредственно к подготовке, как правило, приступают в последний момент, когда до экзамена времени остается совсем мало. И тогда возникает вопрос: с чего же начать?

Место для занятий:

• уберите лишние вещи;

• удобно расположите учебники, пособия, тетради, карандаши и т. п.;

. хорошо ввести в интерьер для занятий жёлтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.

Составьте план:

«Когда мы тратим время на планирование, его становится больше»

• определите, кто вы - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально загрузите утренние или вечерние часы;

• в плане на каждый день определите, что именно сегодня вы будете изучать.

Работа:

• хорошо осваивать материал на свежую голову, но, если нет настроения, начните с того материала, который более всего интересен и приятен;

• чередуйте работу и отдых: занятия по три часа утром и вечером более эффективны, чем занятия шесть часов подряд, заниматься до изнеможения - пустая трата времени;

• сначала учите совсем неизвестные вопросы (тогда совершенно невыигрышная тема становится проработанной), затем переходите ко всё более известным вопросам.... Это значит, что на экзамене не окажется ни одного вопроса, который застал бы Вас врасплох.

• полезно повторять материал по вопросам;

• составляйте планы и схемы, причём обязательно делайте это на бумаге, что поможет систематизировать материал, распределить процесс подготовки на этапы, из которых можно составить общий план занятий с минимальными затратами;

• делайте краткие конспекты, в которых излагайте основные идеи курса и их взаимосвязь. В них можно включить список идей, расположив их по степени значимости. Небольшое художественное творчество обеспечит вас наглядным средством, которое поможет восстановить всё в памяти;

• делайте аудио записи своих конспектов и фрагментов текста из учебников, и Вы сможете усваивать материал на ходу, занимаясь домашними делами. Наличие записей даст вам возможность обучаться во время прогулок и отдыха вне учебного заведения;

• делайте карточки с определениями, формулами, перечнями: тема на одной стороне карточки, ответ на другой. Карточки помогут вам проверить свою способность не только к восприятию информации, но и к ее воспроизведению по условному обозначению;

• ответы на наиболее трудные вопросы можно рассказать маме, другу, или себе перед зеркалом;

• помните, главное - не вызубрить, а понять;

• выполняйте главное - практические задания: решайте задачи, разбирайте предложения и слова.

Полезные советы:

• Если в какой-то момент подготовки к экзаменам Вам начинает казаться, что все это выучить невозможно и Вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько по этому предмету Вы уже знаете и сколько Вам еще предстоит пройти. Только делать это надо как можно конкретнее. Не паниковать: «Ой, мамочки, я ничего не знаю», или «Я все равно ничего не успею, так не лучше ли все это бросить». Надо отделить легкие, или сравнительно легкие для Вас вопросы и темы от тех, на которые Вы смотрите как на совершенно незнакомые. Затем сосредоточьтесь на том, что Вам нужно выучить, как бы перекидывая мостик между знаемым и незнаемым.

• Хорошо себя зарекомендовала стратегия "разрезания слона". Представьте: перед вами ОГРОМНАЯ ЗАДАЧА, большая, как слои. Вы должны её разрешить, то есть, съесть слона. С наскока скушать его целиком - дело невозможное. А вот если резать его на кусочки и есть частями, то - держись, слоняка! Итак, делите работу на кусочки помельче (по 5-6 вопросов на каждый блок- раздел).

При подготовке к ЕГЭ помните о прогулках.

Прогулки на природе - очень хороший ресурс оздоровления. Нередко приходится видеть, как люди сами подвергают себя неприятностям, пытаясь преодолеть стресс. Многие начинают принимать лекарства, курить, выпивать. Но это дает лишь временное облегчение, а побочные эффекты могут оказаться губительными для тела и разума.

Напоминаю Вам, что курение, употребление алкоголя и наркотиков «начиняют» клетки организма сильными ядами. Отравление организма ухудшает работу психических познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления) снижает работоспособность.

Приложение № 3 «Памятка для учащихся».


Узнаем о себе больше!

Учащиеся не похожи друг на друга и отличаются не только внешностью, но и своим поведением в одной и той же жизненной ситуации. Они по-разному реагируют на окружающий мир, неприятности, необычные ситуации.

Ещё в глубокой древности учёные, наблюдая за поведением людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия. Одни очень подвижные, эмоционально возбудимые, энергичные, другие медлительные, спокойные, невозмутимые. Одни общительные, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостные, другие замкнутые, скрытные. При этом имелись в виду чисто внешние проявления, не принимая во внимание, умён человек или ограничен, трудолюбив или ленив, смел или труслив, правдив или лжив, чем он занимается, каковы его интересы и т. д.

В V веке до нашей эры в Греции жил великий учёный Гиппократ, в роду которого было 17 поколений вра­чей. Опыт и наблюдательность по­могли ему описать ныне всем из­вестные типы людей: сангвиника, холерика, флегматика и меланхо­лика. Четыре темперамента Гиппо­крат сравнивал с четырьмя сти­хиями: огнём, землёй, водой, воз­духом. Гармония четырёх стихий создаёт жизнь на Земле, гармония четырёх начал в человеке позволяет ему жить полноценной жизнью.

Так что же такое темперамент? Темперамент — врождённое свой­ство личности, то есть природно обусловленное, которое дано че­ловеку от рождения и неизменно в течение всей его жизни.

ХОЛЕРИК в пе­реводе с греческого означает «жёлчь; яд». Человека холеричес­кого темперамента можно охарак­теризовать как быстрого, поры­вистого, способного отдаваться делу со страстностью, но неурав­новешенного, склонного к бур­ным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Лю­ди этого темперамента обладают сильной нервной системой. Они способны преодолевать значи­тельные трудности, но плохо сдерживают себя, легко взрыва­ются.

Такого ребенка надо учить преодолевать трудности, а не избегать их.


САНГВИНИК в переводе с латинского означает «кровь». Человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Много работает, энергичен. Эмоции положительные. часто улыбается.

Такого ребенка надо учить не останавливаться на достигнутом, а идти вперед.

ФЛЕГМАТИК с греческого языка переводится как «мокрота; слизь». Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.

Такого ребенка надо учить видеть цель и стремится к ее достижению.


МЕЛАНХОЛИК - с греческого означает «чёрная жёлчь». Человек меланхолического темперамента легкоранимый, склонный, глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее.

Они сумели преодолеть недостатки данного темперамента и творчески использовать преимущества: высокую чувствительность нервной системы, тонкую реакцию на малейшие оттенки чувств, глубокие эмоциональные переживания, отличающиеся большой устойчивостью.

Такого ребенка надо учить общению с другими людьми и не бояться новой обстановки.


Определить тип темперамента можно с помощью теста «Ваш тип темперамента» (Приложение № 4) .


Советы родителям выпускников.

Как помочь выпускнику сдать экзамены? Ведь ЕГЭ - это стресс для выпускника и для его родителей. Поэтому очень важно заранее подготовиться к нему и научиться воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя и приобрести экзаменационный опыт.

Впереди многих выпускников ожидают еще вступительные экзамены, а при обучении в вузах, училищах и техникумах им предстоит сдавать по 8-12 экзаменов в течение года.

Конечно, присутствовать во время экзаменов и помочь ребенку при всем желании делать этого родители не могут. Экзамены - это дело сугубо индивидуальное и выпускник при сдаче ЕГЭ один на один с комиссией. А родителям остается только волноваться и тревожится за своего ребенка.

Многие родители согласно русской традиции перед экзаменами стараются ругать и критиковать ребенка, вместо того чтобы поддержать его. А те, у кого есть возможность, нанимают репетиторов и готовы оплачивать любые суммы за их услуги, лишь бы их чадо сдало ЕГЭ на «отлично».

Помощь родителей во время выпускных экзаменов очень важна, поскольку для успешной сдачи экзаменов необходима психологическая подготовленность ребенка. Задача родителей во время подготовки к сдаче ЕГЭ не ругать ребенка и не снижать его самооценку, а снизить напряжение, тревожность ребенка и подготовить хорошие условия для занятий, для отдыха и организовать правильное питание выпускника.

Вот что советуют психологи родителям выпускника.

Старайтесь избегать ссор, конфликтов и семейных скандалов перед экзаменами ребенка. Ребенку передается волнение родителей и если родители не могут справиться со своими эмоциями, это стрессовое состояние может стать у подростка причиной нежелания готовиться или допущения им ошибок при сдаче экзаменов.

Подбадривайте выпускника, хвалите его и отмечайте его хорошие поступки. Таким образом, родители могут повышать его уверенность в себе. Дайте знать ребенку, что вы будете любить его даже в случае его неудачи и допущения ошибок на экзаменах.

Каждый день наблюдайте за самочувствием старшеклассника. Измерять температуру и трогать каждый день лоб как у малыша, конечно, не следует, но только родители могут выявить первые признаки болезни, связанные с переутомлением и стрессами. Если выпускник по любому поводу раздражается, начинает плакать и боится сдачи экзаменов, за помощью необходимо обратиться к психологу.

Строго контролируйте режим дня ребенка и не допускайте перегрузок. Подготовка к экзаменам должна сочетаться с отдыхом. Через каждые 40 минут занятий старшеклассник должен отдохнуть не менее 10 минут. Если ребенок очень усердный, не давайте ему готовиться к экзаменам более 10 часов в день. Лучшее время для подготовки - дневное, ночью снижаются все функции организма, поэтому память человека в вечернее время ухудшается. Спать перед экзаменами необходимо не менее 8 часов, предварительно прогулявшись на свежем воздухе.

Обеспечьте дома удобное рабочее место и условия для выпускника. Выделите ребенку рабочий стол, где не должно быть ничего лишнего, а только материалы необходимые для подготовки к экзамену. Следите за тем, как сидит ребенок: нельзя сидеть, сильно согнувшись, и читать лежа. Очень важно сохранить зрение во время экзаменов, ведь зрение многих старшеклассников портится именно во время экзаменов. Держать учебник при чтении надо в наклонном положении на расстоянии 20 см от глаза. Температура воздуха в комнате должна быть нормальной, а свет падать с левой стороны. Старайтесь создать тишину во время подготовки ребенка к экзаменам, проследите за тем, чтобы ему никто не мешал.

Следите за тем, чтобы ребенок каждое утро делал зарядку около 30 минут. Это поможет лучше освоить материал и восстановить работоспособность. После физических упражнений улучшается кровоснабжение мышц, снимается утомление глаз и появляется ощущение бодрости.

Объясните ребенку, что во время подготовки экзаменов нельзя играть в компьютерные игры, смотреть боевики и фильмы ужасов. Необходимо беречь силы и нервы для подготовки к экзаменам. Негативно влияют на память кофе, лекарственные препараты, энергетические напитки.

Во время умственного напряжения человеку нужно сбалансированное питание, которое содержит все необходимые питательные вещества, микроэлементы и витамины. Для стимулирования работы мозга включайте в рацион питания ребенка рыбу, мясо, яйца, творог, живые йогурты, орехи, курагу, больше овощей и фруктов.

Порадуйте ребенка плиткой горького шоколада и бананами, они способствуют выработке «гормонов счастья». Исключите сухомятку, подросток во время экзаменов должен питаться четыре раза в день горячей пищей. Нельзя во время подготовки к экзаменам соблюдать диеты.

Родители должны помочь школьнику сформировать адекватное отношение к экзаменам - как к важной и ответственной части учебного процесса, а не как к чему-то особенному.


В дальнейшей работе со старшеклассниками для успешной подготовки к ЕГЭ надо определить кто ты с помощью теста: «Сова, жаворонок или аритмик». (Приложение № 5).


Нельзя не отметить важность влияния родительских установок на эмоциональное состояние детей.

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое — сознание и подсознание.

В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители — самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психо-эмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала...», «Папа велел» и т. д.

Взрослые люди, способные осознавать и контролировать, многое «подвергают сомнению», ставя психо-экологические защиты к установкам и требованиям окружающих, руководствуясь собственными желаниями и мотивами. Они не пускают в свое подсознание те установки, которые сознательно им не нужны. («Курить вредно!» — хочу и курю!)

Дети не могут этого делать. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем стереотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях. Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость — глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Задумывались ли вы, взрослые, какие установки дали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути? Внимательно рассмотрите таблицу родительских установок и подумайте, прежде чем что-то категорично заявлять своему ребенку о последствиях, а не ваших ли родителей это установки? Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.

Негативные установки

Позитивные установки

Сказав это,

исправьтесь

«Сильные люди не плачут».

«Поплачь — легче будет».

«Думай только о себе, не жалей никого».

«Сколько отдашь — столько и получишь».

«Ты всегда, как твой (я) папа (мама)».

«Какая мама умница! Какой у нас папа молодец! Они самые хорошие!»

«Дурачок ты мой!»

«В тебе все прекрасно...»

«Уж лучше б тебя вообще не было на свете!»

«Какое счастье, что ты у нас есть!».

«Вот и будешь по жизни мыкаться, как твой папа (мама)...».

«Каждый сам выбирает свой путь».

«Не будешь слушаться — заболеешь!».

«Ты всегда будешь здоров!»

«Яблоко от яблоньки неда леко падает».

«Что посеешь, то и пожнешь».

«Сколько сил мы тебе отдали, а ты...»

«Мы любим, понимаем, надеемся на тебя».

«Не твоего ума дело...»

«Твое мнение всем интересно».

«Бог тебя накажет!..»

«Бог любит тебя!»

«Не ешь много, будешь толстый, никто тебя любить не будет».

«Кушай на здоровье!»

«Не верь никому, обманут!..»

«Выбирай себе друзей сам...»

«Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет!»

«Как ты относишься к людям, так и они к тебе». «Как аукнется, так и откликнется».

Ты всегда это делаешь хуже других...»

«Каждый может ошибаться! Попробуй еще!»


«Ты всегда будешь грязнулей!»


«Какой ты чистенький всегда и аккуратный!» «Чистота — залог здоровья».


«Женщина глупее мужчины...»

«Все зависит от человека...»


«Ты плохой!»


«Я тебя люблю любого...»

«Будешь букой — один останешься ».


«Люби себя и другие тебя полюбят».


«Все хорошее всегда кончается, нельзя всегда есть конфетки...»

«Все в этой жизни зависит от тебя».


Этот список вы можете продолжить сами, кое-что в нем вы узнали, подумайте, какие установки мешают вам жить и не давайте их своим детям, если не хотите, чтобы что-то в вашей жизни повторялось в ваших детях.

Как часто вы говорите детям...

— Я сейчас занят(а)...

— Посмотри, что ты натворил!

— Это надо делать не так...

— Неправильно!

— Когда же ты научишься?

— Сколько раз я тебе говорила!

— Нет! Я не могу!

— Ты сведешь меня с ума!

— Что бы ты без меня делал!

— Вечно ты во все лезешь!

— Уйди от меня!

— Встань в угол!

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребенка:

— Ты самый любимый!

— Ты очень многое можешь!

— Спасибо!

— Что бы мы без тебя делали?!

— Иди ко мне!

— Садись с нами!..

— Я помогу тебе...

— Я радуюсь твоим успехам!

— Что бы ни случилось, твой дом — твоя крепость.

— Расскажи мне, что с тобой...

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребенок — не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.




Свои способности человек может узнать, только применив их на деле.

Всем знакома фраза: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». А теперь давайте «перевернем» ее. Знаете, что получится? Люди относятся к нам так, как мы относимся к себе сами. Вам встречались выдающиеся личности, к которым окружающие относились с неприязнью и неуважением? Наверняка. А были в вашем окружении такие, которых все обожали, но при этом они не обладали ни особыми способностями, ни талантами? Конечно! Почему так? Никакого секрета нет: просто у одних заниженная самооценка, а другие настолько любят себя, что и окружающие «поднимают» их на высшие ступени. Взрослым легче — они знают свои сильные и слабые стороны и в течение жизни учатся их скрывать или выделять. Сравнивая себя с другими, мы «создаем» мнение о себе, своих способностях, своем характере. Те, у кого самооценка завышена или занижена, обычно переоценивают или недооценивают свои личные качества и умения, а потому и себя, и проблемы воспринимают остро, иногда и неадекватно. Именно от самооценки зависят уверенное или неуверенное поведение, отношения с людьми, отношение к собственным победам и поражениям. Психологи даже формулу некую вывели: «Самооценка равна успеху, деленному на притязания». Из математики нам известстно, что результат деления зависит от величины делимого и делителя. А значит, повышение самооценки будет зависеть от увеличения успехов и уменьшения неудач. Больше узнать о своей самооценке можно с помощью теста (Приложение № 6)



























Список литературы:


  1. В.В. Батакова, Н.В. Мартышко, «Родительские собрания», М.: ВАКО, 2011.

  2. Т.Н. Гущина «Я и мои ценности…», М.: АРКТИ, 2008.

  3. Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей». Ярославль: академия развития, 1997 г.

  4. Е.А. Субботина «Успешный ребенок», Ростов-на-Дону: Феникс, 2014 г.

  5. Я.В. Хохлова, «Моему ребенку - 13-16 лет», Волгоград: Учитель, 2013.

  6. Справочник для поступающих «Абитуриент – 2013».

  7. Справочник для поступающих «Абитуриент – 2014».

  8. Журнал «Читаем, учимся, играем № 11», 2011.

  9. В.В. Кудряшова. И.А. Кременецкая, А.Г. Корсакова, Р.И. Цветкова, И.А. Шувалова «Советы психолога». Хабаровск: Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения. 2003.
















Приложения:

Приложение № 1


Тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?»


Тест поможет определить, способны ли вы грамотно и успешно бороться с ним, а для этого ответьте на нижеприведенные вопросы, за каждый положительный ответ начисляя себе 1 балл, за отрицательный - 0 баллов.


1. Вы замечали за собой, что вам тяжело выступать перед аудиторией?

2. Когда вы готовы отвечать, вас сильно сбивают и раздражают чьи-то разговоры или смех?

3. Накануне контрольных вы всегда испытывали тревогу?

4. Часто ли бывало, что, отвечая на вопросы преподавателя, вам было трудно сосредоточиться и правильно выразить мысль, даже если сами вопросы были несложными?

5. Присутствие на экзамене преподавателя, которого вы хорошо знаете, существенно прибавило бы вам уверенности?

6. Случалось ли, что вы отказывались отвечать, хотя и готовили задание?

7. Было ли такое, что уже за пару часов до экзамена вы чувствовали внутреннюю дрожь?

8. Старались ли вы как можно больше заниматься дополнительно, чтобы получить хорошую отметку?

9. Перед контрольной или накануне экзамена у вас возникало ощущение, что вы все забыли?

10. Отвечая на вопросы преподавателя, вам сложно избавиться от страха, что можете получить двойку?

11. Верно ли, что нередко у вас в голове проносится мысль: «Я готов(а) на все, чтобы сдать экзамен на «отлично»?

12. Вы всегда ждете объявления оценок с огромным нетерпением и сильным волнением?

Суммируйте баллы и ознакомьтесь с выводами

9-12 баллов. Судя по всему, во время экзаменационной сессии вы испытываете сильный стресс. Хорошо бы накануне экзамена попить какие-нибудь мягкие успокаивающие препараты, но делать это можно исключительно после консультации с врачом!

Непосредственно перед экзаменом, по дороге, воспользуйтесь нехитрым приемом: попробуйте насчитать 10-20 любых похожих предметов, как вариант - машин синего цвета. Можно считать не предметы, а, например, девушек-блондинок или, скажем, птиц одного вида. Такое на первый взгляд бессмысленное занятие на деле поможет вам переключиться и отвлечет от тревожных мыслей и страха.

5-8 баллов. Скорее всего, вы тревожны от природы. И перед экзаменами испытываете стресс. Возьмите на заметку: пища сейчас должна быть калорийной, богатой витаминами. Чаще ешьте овощи и фрукты, молочные продукты. Хороши для мозга грецкие орехи и шоколад.

Подготовка должна занимать не больше восьми часов в сутки, перенапряжение вам на пользу не пойдет. При подготовке к экзаменам старайтесь придерживаться известного правила: наиболее плодотворные часы для усвоения материала - с 8 до 12 утра и с 14 до 18 вечера. Обязательно перед экзаменом необходимо хорошо выспаться. Прислушайтесь к рекомендациям, это поможет уменьшить стресс.

Менее 5 баллов. В целом вы готовы к испытаниям и, вероятно, в немалой степени благодаря своей рассудительности умеете не идти на поводу у эмоций. У вас хорошие шансы успешно пройти этот непростой период.





































Приложение № 2


Тест «Эмоциональная устойчивость»



1. Неожиданно на самом интересном месте телепередачи ломается телевизор. Как вы поступите?

- запущу в него чем-нибудь, хуже уже все равно не будет - 3;

- поищу номер телефона мастерской -1;

- попытаюсь своими силами устранить поломку - 2.

2. Можете ли вы назвать три книги, которые в ближайшее время намереваетесь прочесть?

- да - 2;

- нет - 3;

- точно не знаю -1.

3. Есть ли у вас хобби?

- да-1;

- просто предпочитаю расслабиться дома или пойти куда-нибудь развлечься - 2;

- у меня нет времени на всякую ерунду - 3.

4. Любите ли вы выезды на природу?

- нет, предпочитаю созерцать природу на картинках - 3;

- использую любую возможность, чтобы выбраться в какое-нибудь приятное местечко, хотя бы в ближайший парк -1;

- да, но только если это не сопряжено с чрезмерными трудностями. «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет» - 2.

5. У вас выдалась свободная минутка. Какова ваша реакция?

- наслаждаюсь восхитительным ничегонеделанием - 2;

- отправляюсь туда, куда давно мечтал выбраться, но дела мешали -1;

- не нахожу себе места, ощущаю какой-то странный дискомфорт оттого, что вдруг стало нечего делать - 3.

6. Выходной. Можно куда-то пойти. Вам обещали позвонить, но звонок задерживается уже минут на двадцать. Что вы делаете?

- жду и одновременно что-нибудь делаю, чтобы время не пропадало зря (например, убираю квартиру) -1;

- злюсь на своих неорганизованных друзей - 3;

- усаживаюсь перед телевизором и, не дождавшись звонка, могу провести перед ним несколько часов - 2.

7. Ваша любимая игра?

-шашки, шахматы, нарды и тому подобные настольные игры - 2;

- карты, компьютерные игры, лотерея - 3;

- ничего из вышеперечисленного струн в душе не задевает -1.

8. Является ли для вас проблемой - чем заполнить свободное время?

-у меня столько разных интересов, что трудно выбрать, чем бы заняться именно сейчас -1;

- ненавижу бездельничать. Лучше время провести с пользой - 2;

- это никого не касается. Что хочу, то и делаю - 3.

9. Незнакомый человек (в очереди, в общественном транспорте и т.п.) вам нахамил. Ваша реакция?

- отвечу ему (ей) в том же стиле - 3;

- смолчу, но внутри буду «кипеть» - 2;

- сразу же выброшу этот инцидент из головы -1.

10. В кассе вас обсчитали на небольшую сумму. Что вы сделаете?

- «ринусь в бой», отстаивая свои интересы - 2;

- вежливо потребую привести начальство - 3;

- махну рукой и уйду. В конце концов, кассир тоже человек -1.


Итоги

От 10 до 14 баллов. Ваши нервы в порядке. Вы можете успешно контролировать свои эмоции, случайные стрессы не выводят вас из равновесия. На всякий случай проверьте себя через недельку.

От 15 до 25 баллов. Ваше противостояние стрессам происходит с переменным успехом. Вы стараетесь не давать себе мучиться понапрасну из-за житейских коллизий, но все-таки время от времени какая-то несчастная случайность заставляет вас переживать и конфликтовать. Чаще находите для себя повод расслабиться и сменить деятельность.

От 26 до 30 баллов. Жизнь для вас - поле боя, и сражения бывают нешуточные. Но все-таки и фронтовики иногда отдыхают. Организм у вас, возможно, крепкий, но вряд ли «железный». Хорошо бы вам научиться отстраняться от жизненных драм, не принимать их близко к сердцу, сохраняя трезвое отношение к действительности.






















Приложение № 3


Памятка «Подготовка к экзаменам» (для учащихся)


1. Некоторые закономерности запоминания

Трудность запоминания растет непропорционально объему.

Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.

При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.

Чем большую часть времени мы тратим на повторение по па«| мяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее запоминание.

Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.

Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

2. Условия поддержки работоспособности Чередование умственного и физического труда. Предпочтение следует отдавать гимнастическим упражнениям

(кувырок, свеча, стойка на голове), т. к. усиливается приток крови к клеткам мозга.

Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут (взгляд вдаль, оторвать глаза от книги).

Минимум телевизионных передач.

3. Приемы психологической защиты

Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для вас актуальном, полезном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет.

Сравнение. Сравните свое состояние с состоянием и положением других людей, и вы найдете, что у многих оно тяжелее, чем у вас.

Накопление радости. Вспоминайте события, вызвавшие у вас даже маленькую радость.

Мобилизация юмора. Смех - противодействует стрессу.

Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия).


Очень важным для учеников является формирование и развитие навыков их личностной и социальной компетентности: адекватной самооценки, положительного взаимодействия с окружающими, защиты собственной позиции, умения оказывать помощь и поддержку, структурирования своего свободного времени, поведения в стрессовых ситуациях, принятия решений, развитию положительного самосознания. Наличие этих и других жизненных навыков позволяет старшеклассникам успешно пройти выпускные экзамены.







Приложение № 4


Тест «Ваш тип темперамента»


Поставьте плюс, если вы согласны с утверждением, и минус — если нет.

Вы:

1. Отличаетесь неусидчивостью.

2. Вспыльчивы и импульсивны,

3. Чаще всего нетерпеливы..

4. Инициативны и решительны.

5. Упорны, даже упрямы.

6. Быстро ориентируетесь в спорах, находчивы.

7. Ритм вашей деятельности неравномерный, скачкообразный.

8. Любите рисковать.

9. Легко прощаете обиды.

10. Ваша речь быстрая и пылкая.

11. Часто страдаете от своей неуравновешенности.

12. Не терпите недостатки.

13. Вас привлекает всё новое.

14. Ваше настроение часто меняется.

15. Вы жизнерадостный и весёлый человек.

16. Энергия бьёт ключом, вы всегда собранны.

17. Часто бросаете начатое на полдороге.

18. Не всегда адекватно оцениваете свои силы.

19. Ваши интересы и увлечения часто меняются.

20. К изменившимся планам и новым обстоятельствам привыкаете легко.

21. Вам не трудно отвлекаться от своих дел, вы быстро разбираетесь с чужой проблемой.

22. Тщательная проработка деталей и кропотливый труд не для вас.

23. Вы отзывчивы, любите общение.

24. Ваша речь внятная и громкая.

25. Вы не паникуете даже в сложных ситуациях, у вас отличное самообладание.

26. Легко засыпаете и быстро просыпаетесь.

27. Вам сложно сосредоточиться, принять обдуманное решение.

28. Вы рассеяны, невнимательны.

29. Вы сдержанный и хладнокровный человек.

30. В словах и делах вы отличаетесь последовательностью.

31. Вы осторожны и рассудительны.

32. Выдержанны, умеете выжидать.

33. Неразговорчивы, не любите пустопорожней болтовни.

34. Ваша речь размеренна, спокойна.

35. Вы грамотно распределяете свои силы, никогда не выкладываетесь полностью.

36. У вас существует чёткий режим дня, вы планируете свои рабочие дела.

37. Спокойно воспринимаете критику, равнодушны к порицанию.

38. Вам трудно с ходу переключиться на другую деятельность.

39. С другими людьми у вас ровные, хорошие отношения.

40. Аккуратны, педантичны в мелочах.

41. Вам сложно приспособиться к новой обстановке и изменившимся планам.

42. Вы не любите много двигаться, медлительны.

43. Вы застенчивый человек.

44. Новая обстановка вызывает у вас замешательство.

45. Вы неуверенны в себе, своих силах.

46. Одиночество не тяготит вас.

47. Неудачи и неприятности надолго выбивают вас из колеи.

48. В сложные жизненные периоды вы замыкаетесь в себе.

49. Вы не слишком выносливы, быстро устаёте.

50. Ваша речь тихая, иногда невнятная.

51. Вы автоматически перенимаете черты характера собеседника и его манеру говорить.

52. Сентиментальны и впечатлительны.

53. Вы перфекционист, у вас завышенные требования к себе и окружающему миру.

54. Вам свойственна некоторая мнительность и подозрительность.

55. Вас легко обидеть.

56. Вам приятно, когда окружающие сопереживают вам.

Ключ к тесту

В тесте 4 группы вопросов, в каждой группе 14 утверждений. Первая группа, с 1-го по 14-й вопрос, описывает холерический темперамент. Вторая группа, с 15-го по 28-е утверждение, — сангвиника. Третья группа, с 29-го по 42-е, — флегматический тип темперамента. И последняя группа, с 43-го по 56-е утверждение, описывает меланхолический темперамент.

Если в какой-то из групп вы получили больше 10 плюсов, то этот тип темперамента у вас доминирующий. Если количество плюсов 5—9, то эти черты выражены у вас в значительной мере. И если положительных ответов меньше 4, то черты такого типа темперамента у вас слабо выражены.














Приложение № 5

Тест: «Сова, жаворонок или аритмик»


Как известно, есть люди, которые предпочитают утренние часы для работы и других занятий. Этот тип людей называют «жаворонками». «Совы» же деятельны по вечерам. «Аритмик» — человек, у которого день на день не приходится. Тест позволит определить принадлежность человека к одной из этих категорий.

1. Трудно ли Вам вставать рано утром?

а) Да, почти всегда — 3;

б) иногда — 2;

в) редко — 1;

г) крайне редко — 0.

2. В какое время Вы предпочитаете ложиться спать?

а) После часа ночи — 3;

б) от половины двенадцатого до часа — 2;

в) от десяти до половины двенадцатого — 1;

г) до десяти часов — 0.

3. Какой завтрак предпочитаете в первый час после пробуждения?

а) Солидный — 3;

б) обильный, но не очень калорийный — 2;

в) достаточно одного вареного яйца или бутерброда — 1;

г) хватит одной чашки кофе или чая — 0.

4. Вспомните Ваши легкие раздражения или мелкие ссоры на работе и дома. В какое время они чаще всего случаются?

а) В первой половине дня — 1;

б) во второй половине дня -0.5. От чего Вы могли бы легко отказаться?

а) От утреннего чая или кофе — 2;

б) от вечернего чая — 0.

6. Легко ли Вы во время отпуска нарушаете привычки, связанные с приемом пищи?

а) Очень легко — 0;

б) достаточно легко — 1;

в) трудно — 2;

г) привычек не меняю — 3.

7. С утра Вас ждут важные дела. На сколько раньше Вы ляжете вечером спать?

а) Более чем на два часа — 3;

б) на час-два — 2;

в) менее чем на час — 1;

г) как обычно — 0.

8. Как точно Вы можете оценивать без часов отрезок времени, равный минуте?

а) Отрезок оказался меньше минуты — 0;

б) отрезок оказался больше минуты — 2.

Если Вы набрали: от 0 до 7 баллов — Вы «жаворонок»; от 6 до 13 баллов — Вы «аритмик»; от 14 до 20 баллов — Вы «сова».


Приложение № 6


Тест «Оптимист или пессимист?»


1. Как ты считаешь, где, в какой местности у людей жизнь лучше всего?

A. Там, где тепло, лето круглый год. Б. Думаю, в Америке.

B. В любой стране у человека может быть хорошая жизнь.

2. Выбери выражение, которое тебе кажется самым лучшим из трех:

A. Куй железо, пока горячо.

Б. Не повезло сегодня — повезет завтра.

B. Не все то золото, что блестит.

3. Родители сказали, что ты можешь выбрать подарок. Что б ты хотел получить?

A. Модную дорогую одежду. Б. Поездку в другую страну.

B. Компьютер.

4. Завидуешь ли ты взрослым?

A. Да, очень хочется поскорее вырасти.

Б. Когда много задают в школе, тогда завидую.

B. Совсем не завидую. Еще успею стать взрослым.

5. Над чем, скорее всего, ты бы посмеялся?

A. Если увидишь, что друзья попали в смешную ситуацию. Б. Над анекдотом.

B. Над собой.

6. Что тебе больше всего не нравится, когда ты гуляешь по го роду?

A. Толпа и толчея на улицах. Б. Погода.

B. Цены в магазинах.

7. Самые лучшие люди — какие они?

A. Уверенные в себе. Б. Добрые.

B. Остроумные и веселые.

Ключ к тесту.

1. А-2;Б- 1; В — 3.

2. А-2;Б-1;В-3.

3. А-1;Б-2; В-3.

4. А-3;Б-2;В- 1.

5. А-3;Б-2;В-1.

6. А-1;Б-3;В-2.

7. А-2;Б-3;В- 1.

Результаты теста

Если ваш ребенок набрал:

7—11 баллов. Вашему ребенку можно позавидовать. Он принимает мир таким, какой он есть, живет в ладу с собой. Неприятности у него, как и у всех, конечно, бывают, но он старается не обращать на них внимания. Скорее всего, ребенок сможет преуспеть в любой сфере деятельности, так как учится самостоятельно справляться с трудностями.

12—16 баллов. Обычно ваш ребенок мирится с действительностью, но иногда, бывает, жалуется на жизнь. Может, он предъявляет к ней завышенные требования? Или такие пессимистические настроения связаны с неуверенностью в себе? Тогда в будущем любая работа может показаться ему неинтересной. Постарайтесь показать ребенку красоту мира, вместе с ним попробуйте изменить к лучшему жизненную установку.

17—21 балл. Вот этот результат должен вас насторожить — похоже, на окружающее ребенок смотрит через слишком «темные очки». Возможно, вы слишком строги к ребенку? А он не может «соответствовать» вашим требованиям: и пессимизм потихоньку овладевает вашим сыном/дочерью? Это может привести в дальнейшем к проблемам, потому постарайтесь сейчас не оставить без внимания настроение ребенка и помогите ему.