МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ШКОЛА ПОС. КРАСНЫЙ ЯР
Эссе на тему
«МОЙ ВЗГЛЯД НА ВОСПИТАНИЕ»

Автор программы
Учитель начальных классов
Святкина Лариса Александровна
2017 год

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно,
а потому не только не следует этому мешать,
но нужно принимать меры к тому,
чтобы всегда у них было что делать
Ян Амос Коменский
Древний философ Демокрит писал: «Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи - горе несравнимо ни с каким другим». Вот и придется нам, педагогам, заняться самым важным делом – воспитанием.
Слово «воспитать» издревле имело значение «питати», т.е. вскормить. Позднее это понятие стали трактовать так: воспитать-«вырастить, привив какие-либо навыки, повлиять на развитие».
С воспитанными людьми всегда хочется общаться намного больше. Однако не каждый, с кем хочется общаться долго, будет воспитанным. Ведь в действительности воспитан тот, кто везде воспитан. Если человек с одними ведёт себя вежливо, а с другими нахально, то он не может быть воспитанным.
Позиция педагога состоит в поиске и стимулировании лучших черт ребят, терпении и вере в ребенка. Реализация данной воспитательной технологии осуществляется за счет организационных форм: классно – урочной, индивидуальной, групповой, по следующим направлениям: в учебе, труде, игре, досуге, нравственном воспитании.

Нельзя научить человека жить, если он сам не учится этому. Воспитание для ребенка это не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь, во всей ее полноте, а для учителя воспитание – это тоже жизнь, вместе с ребенком. Каждый в этой жизни учится жить сам, другое дело, когда ребенка в этом поддерживает мудрый взрослый. Для любого человека счастье- это "когда тебя понимают”. Что же такое способность к пониманию? Это может быть любовь, заинтересованность, оправдание, поддержка, сострадание, сопереживание, доверие. Надо быть очень внимательным, терпеливым. На мой взгляд, главной задачей воспитания сегодня является задача привития детям с самого раннего возраста чувства сострадания и любви к ближнему.
Когда есть взаимопонимание, уверенность в своих силах и поддержке коллег и друзей, желание стать лучше и творить добро, тогда можно говорить о воспитании Человека. А если это воспитание еще и укрепляет любовь к родному краю, желание знать его историю, людей, оставивших заметный след на нашей земле, то такой человек всегда будет помнить, гордиться своими корнями и делать все для блага Родины.
Считаю, во взаимодействии и взаимоотношении с воспитанниками должно быть меньше формализма, а больше человеческого общения. Стремлюсь быть справедливой ко всем и во
всём, люблю каждого своего подопечного так, чтобы радоваться его успехам, разделять его огорчения и верить в будущее. Стараюсь отталкиваться от положительных черт характера конкретного ребёнка, отмечать успехи и положительные сдвиги в учебе, в организованности, в каком-либо деле. Особо стремлюсь отмечать индивидуальные достижения ребёнка, формируя у него уверенность в его силах и знаниях.

Современные дети достаточно талантливы. Они могут похвастаться своей одаренностью и энергичностью. Как правило, дети не имеют идеалов, не признают власти, но верят в свои возможности. Для них чужды жесткие рамки и готовые методики воспитания. Поэтому занимаясь их развитием, нужно ломать уже устоявшиеся принципы и придумывать новые.
Сегодня существует очень много методик по воспитанию и обучению. Школа должна быть не только «школой для всех», но и «Школой для каждого». Её главная задача – развитие учащегося, причём не только развития его мышления, а в первую очередь – целостное развитие его личности и готовности к дальнейшему развитию – за стенами школы. Ведь знания – ориентиры в мире, необходимы, чтобы уметь жить и действовать в этом мире.
В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развить активность и самодеятельность школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению сложных жизненных проблем.
Я считаю, что именно проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимся знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует
активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях. И я решила, что ведущим методом в моей работе будет метод проектов. Я написала воспитательную программу « Маленький исследователь » по которой и работаю уже третий год.
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления. Умение работать в группе – одно из главных факторов успешного развития учащихся.

Не так-то просто научиться работать сообща. Зато результат чрезвычайно важен: ребята учатся общаться между собой, разрешать конфликты, работать вместе для достижения общей цели. Дети убеждаются в ценности взаимопомощи. А в современном мире это как раз те качества личности, которые постепенно утрачивает человек, но без которых невозможно становление добропорядочного человека
Работая в направлении проектной деятельности и наблюдая за своими воспитанниками, я вижу, как они учатся действовать в группе, коллективе быть самостоятельными, помогать и принимать помощь. В ходе учебного процесса по освоению основ проектно-исследовательской деятельности у детей формируется умение видеть, слышать, понимать, чувствовать другого человека. Учащиеся во время занятий учатся правильно выражать свои мысли, выдвигать гипотезы, вдумчиво обосновывать их. Таким образом, обучение с использованием программы воспитательной деятельности «Маленький исследователь» создаёт условия для саморазвития учащегося и педагога.
Наблюдая за своими малышами у меня возникла ассоциация с коробкой карандашей, где карандаши – это дети, каждый со своими способностями, а коробка – та деятельность, которая их объединяет.
Возможно такие ассоциации возникают не только у меня, но всё же…
Все действия ребят я соотнесла с цветами карандашей:
Красный – лидеры. Это те дети, которые любознательны, пытливы, сомневающиеся, задающие вопросы.
Жёлтый – оформители (художники) – это «вирусы», которые заражают творчеством и при помощи красок создают красоту.
Зелёный – конструкторы – это архитекторы, они моделируют и корректируют работу.
Синий – учёные (исследователи), работают с информацией и материалом.
И моя задача состоит в том, чтобы сплотить эти карандаши для создания новых и новых шедевров.
А я стараюсь поддерживать, развивать инициативу моих малышей-карандашей, предоставляя им свободу при её проявлении, помогаю найти себя, раскрыть свои способности, само реализоваться. Мой девиз: «Святая минута общения, когда говорит и делает ученик».

Я не против святых принципов воспитания, и считаю их очень важными – семья, здоровье, любовь, нравственность. Это было, есть и будет.
Но я хочу, чтобы ребёнок живущий в 21 веке и вышедший из нашей школы имел социальный опыт, но не просто механический, а с активным усвоением воспринимаемого опыта, с его включением в труд. Потому что процесс преобразования действительности невозможен без осмысления всего, что уже создано человечеством.
Наша постоянная работа прокладывать «след» в сознании ученика, вырабатывая устойчивые навыки.
Личность – изделие штучное…И моя задача состоит в том, чтобы таких «изделий» было как можно больше.