СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Естественнонаучная грамотность как компонент функциональной грамотности в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Естественнонаучная грамотность как компонент функциональной грамотности в начальной школе.»

Естественно-научная функциональная грамотность Подготовила МБОУ « СОШ №116 г. Челябинска» Учитель начальных классов  Игнатьева Алла Григорьевна .

Естественно-научная функциональная грамотность

Подготовила

МБОУ « СОШ №116 г. Челябинска»

Учитель начальных классов

Игнатьева Алла Григорьевна .

Что такое естественнонаучная функциональная грамотность? Данная тема является актуальной для рассмотрения в связи с тем, что государство предъявляет особые требования к уровню естественно-научной грамотности выпускника школы, так как естественно-научная грамотность является важной составляющей эколого-гражданского развития личности обучающегося.

Что такое естественнонаучная функциональная грамотность?

  • Данная тема является актуальной для рассмотрения в связи с тем, что государство предъявляет особые требования к уровню естественно-научной грамотности выпускника школы, так как естественно-научная грамотность является важной составляющей эколого-гражданского развития личности обучающегося.
ФГОС третьего поколения  определяют функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. Естественнонаучная грамотность – это способность ребенка активно отстаивать позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественнонаучная грамотность отражает способность ребенка применять естественно-научные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, а тем самым является действенным инструментом для учащегося, если он сталкивается с проблемами, относящимися к естественно-научному знанию.

ФГОС третьего поколения  определяют функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.

Естественнонаучная грамотность – это способность ребенка активно отстаивать позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.

Естественнонаучная грамотность отражает способность

ребенка применять естественно-научные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, а тем самым является действенным инструментом для учащегося, если он сталкивается с проблемами, относящимися к естественно-научному знанию.

3 составляющих естественнонаучной грамотности младшего школьника:   Знание фундаментальных научных понятий Способность анализировать и интерпретировать данные Умение проводить эксперименты и аргументировать свои выводы (рефлексия)

3 составляющих естественнонаучной грамотности младшего школьника:

Знание фундаментальных научных понятий

Способность анализировать и интерпретировать данные

Умение проводить эксперименты и аргументировать свои выводы (рефлексия)

В нашей школе дети учатся по программе « Школа России» А . А. Плешакова . Содержание курса имеет большой развивающий потенциал, но заданий, которые развивают функциональную грамотность, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть, не только быть привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту. Важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению.  В последнее время результаты ВПР по окружающему миру показывают, что обучающиеся хорошо выполняют задания на запоминание и воспроизведения материала, но у них НЕ  РАЗВИТЫ умения анализировать результаты, проведённых опытах, высказывать предположения, работать с моделями.

В нашей школе дети учатся по программе « Школа России» А . А. Плешакова . Содержание курса имеет большой развивающий потенциал, но заданий, которые развивают функциональную грамотность, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть, не только быть привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту. Важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению. В последнее время результаты ВПР по окружающему миру показывают, что обучающиеся хорошо выполняют задания на запоминание и воспроизведения материала, но у них НЕ РАЗВИТЫ умения анализировать результаты, проведённых опытах, высказывать предположения, работать с моделями.

Для развития естественнонаучной функциональной грамотности можно использовать следующие технологии: Технология проектной деятельности Информационно-коммуникативные технологии Технология оценивания учебных достижений Технология продуктивного чтения Технология проблемного обучения Формы и методы, которые способствуют развитию естественнонаучной функциональной грамотности: Групповая форма работы Игровая форма работы Творческие задания Тестовые задания Практическая работа Ролевые и деловые игры Исследовательская деятельность

Для развития естественнонаучной функциональной грамотности можно использовать следующие технологии:

  • Технология проектной деятельности
  • Информационно-коммуникативные технологии
  • Технология оценивания учебных достижений
  • Технология продуктивного чтения
  • Технология проблемного обучения

Формы и методы, которые способствуют развитию естественнонаучной функциональной грамотности:

  • Групповая форма работы
  • Игровая форма работы
  • Творческие задания
  • Тестовые задания
  • Практическая работа
  • Ролевые и деловые игры
  • Исследовательская деятельность
Эти группы можно подвести под условные рубрики, названия которых, если их формулировать на доступном школьникам языке, содержат побудительный, мотивирующий смысл для ученика. Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, социальная, информационная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании. Виды заданий на уроках окружающего мира можно условно разделить на 3 группы: Задания, формирующие знаниевый компонент естественно-научной функциональной грамотности; Задания, направленные на применение знаний на практике; Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.
  • Эти группы можно подвести под условные рубрики, названия которых, если их формулировать на доступном школьникам языке, содержат побудительный, мотивирующий смысл для ученика.
  • Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, социальная, информационная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.
  • Виды заданий на уроках окружающего мира можно условно разделить на 3 группы:
  • Задания, формирующие знаниевый компонент естественно-научной функциональной грамотности;
  • Задания, направленные на применение знаний на практике;
  • Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.
Для обеспечения эффективности формирования естественнонаучной грамотности школьников педагогам необходимо применять методы и приемы активного обучения Метод проблемного обучения – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации. Форма «Сказка» Метод «Дерево решений»  Метод «Карусель»  Прием «Кластер» Приём «Корзина идей»  Приём «Да-нет»  Приём «Лови ошибку» Приём «Исследование в форме наблюдения»  Приём «Мудрые совы»

Для обеспечения эффективности формирования естественнонаучной грамотности школьников педагогам необходимо применять методы и приемы активного обучения

Метод проблемного обучения – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации.

  • Форма «Сказка»
  • Метод «Дерево решений»
  • Метод «Карусель»
  • Прием «Кластер»
  • Приём «Корзина идей»
  • Приём «Да-нет»
  • Приём «Лови ошибку»
  • Приём «Исследование в форме наблюдения»
  • Приём «Мудрые совы»
Инструментом для достижения качества в развитии естественнонаучной грамотности обучающихся, будет поэтапное введение в практику учебной деятельности на уроках предмета «Окружающий мир» и во внеурочную деятельность практико-ориентированных заданий разных уровней сложности, составленных учителем или измененных по содержанию (по формулировке и предполагаемым видам ожидаемой деятельности), представленных в учебнике.

Инструментом для достижения качества в развитии естественнонаучной грамотности обучающихся, будет

поэтапное введение в практику учебной деятельности на уроках предмета «Окружающий мир» и во внеурочную деятельность практико-ориентированных заданий разных уровней сложности, составленных учителем или измененных по содержанию (по формулировке и предполагаемым видам ожидаемой деятельности), представленных в учебнике.

Опыты и эксперименты - это методы исследования в управляемых условиях. Они помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинно-следственную связь этих явлений, развивают наблюдательность и мышление учащихся. Дают возможность познакомить детей с законами природы в доступной форме. Использование опытов и экспериментов является эффективным средством формирования естественно-научной грамотности.

Опыты и эксперименты - это методы исследования в управляемых условиях. Они помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинно-следственную связь этих явлений, развивают наблюдательность и мышление учащихся. Дают возможность познакомить детей с законами природы в доступной форме. Использование опытов и экспериментов является эффективным средством формирования естественно-научной грамотности.

 Опыты и эксперименты - ЗАДАНИЕ , имеющее специфическую структуру: проблемный характер, ситуационную формулировку, ориентацию на комплекс применяемых умений и знаний.

Опыты и эксперименты -

ЗАДАНИЕ , имеющее специфическую структуру:

  • проблемный характер,
  • ситуационную формулировку,
  • ориентацию на комплекс применяемых умений и знаний.
Какая вода будет более пригодной для аквариумных рыб?

Какая вода будет более пригодной для аквариумных рыб?

Задание:  «В два стакана налили воду: в один – кипячёную, в другой – воду из-под крана. Рассмотри результаты опыта, показанные на схематическом рисунке. Запиши вывод из опыта и ответ на вопрос».   Вывод из опыта: ______________________________________________ ______________________________________________ Рыбам в аквариум наливают кипячёную воду. Почему они гибнут, если не продувать через воду воздух специальным насосом? Вывод!!! В воде из-под крана содержится больше воздуха, чем в кипячёной воде. Если не продувать через воду воздух, рыбы в аквариуме гибнут, так как дышат воздухом, растворённым в воде, с помощью жабр. А в кипячёной воде воздуха мало.

Задание:  «В два стакана налили воду: в один – кипячёную, в другой – воду из-под крана. Рассмотри результаты опыта, показанные на схематическом рисунке. Запиши вывод из опыта и ответ на вопрос».

  • Вывод из опыта:
  • ______________________________________________
  • ______________________________________________
  • Рыбам в аквариум наливают кипячёную воду. Почему они гибнут, если не продувать через воду воздух специальным насосом?
  • Вывод!!!
  • В воде из-под крана содержится больше воздуха, чем в кипячёной воде.
  • Если не продувать через воду воздух, рыбы в аквариуме гибнут, так как дышат воздухом, растворённым в воде, с помощью жабр. А в кипячёной воде воздуха мало.
Если бы вы захотели выяснить влияет ли температура воды на жизнь аквариумных рыбок,  то с помощью какого опыта вы могли бы это сделать ? Опишите опыт.   ____________________________  ____________________________  ____________________________

Если бы вы захотели выяснить влияет ли температура воды на жизнь аквариумных рыбок, то с помощью какого опыта вы могли бы это сделать ? Опишите опыт. ____________________________ ____________________________ ____________________________

Ещё одним из приёмов, направленных на формирование естественно-научной грамотности является решение открытых задач (исследовательских, изобретательских). Школа учит решать закрытые задачи. Жизнь требует решения открытых зада, допускающих разные подходы к решению, разную степень углубления в сущность проблемы, разные подходы к решению, разные варианты ответов.

Ещё одним из приёмов, направленных на формирование естественно-научной грамотности является решение открытых задач (исследовательских, изобретательских). Школа учит решать закрытые задачи. Жизнь требует решения открытых зада, допускающих разные подходы к решению, разную степень углубления в сущность проблемы, разные подходы к решению, разные варианты ответов.

Одну  из  подобных  задач предлагаю вам решить:  «Сезон активности энцефалитных клещей начинается в середине апреля, а к середине мая их популяция достигает пика. Опасность укуса клеща сохраняется в июне, июле и начинает уменьшаться вместе с сезонным падением температуры воздуха, но не ранее начала августа. Что делать, чтобы не заболеть клещевым энцефалитом?» Предложите, как можно больше разных вариантов решения данной задачи. 1. Сделать прививку 2.  Не следует ходить в лес в период активности. 3.  Обработка лесо-парковой зоны химическими средствами против клещей 4.  Пользоваться репеллентами 5.  Правильно одеваться 6.  Каждые 15-20 минут осматривать себя и спутников 7.  Если укусил клещ, правильно его извлечь, место укуса обработать, отнести в мед.лабораторию на анализ, ждать результат 8.  Если клещ был заражён энцефалитом, ввести сыворотку в мед. учреждении

Одну из подобных задач предлагаю вам решить: «Сезон активности энцефалитных клещей начинается в середине апреля, а к середине мая их популяция достигает пика. Опасность укуса клеща сохраняется в июне, июле и начинает уменьшаться вместе с сезонным падением температуры воздуха, но не ранее начала августа. Что делать, чтобы не заболеть клещевым энцефалитом?» Предложите, как можно больше разных вариантов решения данной задачи.

  • 1. Сделать прививку
  • 2. Не следует ходить в лес в период активности.
  • 3. Обработка лесо-парковой зоны химическими средствами против клещей
  • 4. Пользоваться репеллентами
  • 5. Правильно одеваться
  • 6. Каждые 15-20 минут осматривать себя и спутников
  • 7. Если укусил клещ, правильно его извлечь, место укуса обработать, отнести в мед.лабораторию на анализ, ждать результат
  • 8. Если клещ был заражён энцефалитом, ввести сыворотку в мед. учреждении
Способы организации обратной связи:  1. Лист обратной связи, составленный на основе модельного ответа, где ученик отмечает, что легко, что сложно, с чем может справиться без помощи учителя.  2. Рефлексивный лист.  3. Смайлик,светофор,дерево,лестница и т.д. Пример рефлексивного листа С какими трудностями вы встретились при выполнении работы? (указываются возможные затруднения в соответствии с аналитической шкалой) Как вы думаете, почему вам было легко /трудно  справиться с заданием? Распишите порядок ваших действий при решении проблемы. С какой задачей вы сегодня справились? За что вы бы  поставили себе  высокую отметку? Что бы вы посоветовали себе, если бы вам предложили выполнить эту работу еще раз Если бы вам предложили выполнить эту работу еще раз, что бы   вы сделали по-другому? Какую информацию вы бы включили в задание еще, что бы убрали?

Способы организации обратной связи: 1. Лист обратной связи, составленный на основе модельного ответа, где ученик отмечает, что легко, что сложно, с чем может справиться без помощи учителя. 2. Рефлексивный лист. 3. Смайлик,светофор,дерево,лестница и т.д.

Пример рефлексивного листа

  • С какими трудностями вы встретились при выполнении работы? (указываются возможные затруднения в соответствии с аналитической шкалой)
  • Как вы думаете, почему вам было легко /трудно  справиться с заданием?
  • Распишите порядок ваших действий при решении проблемы.
  • С какой задачей вы сегодня справились?
  • За что вы бы  поставили себе  высокую отметку?
  • Что бы вы посоветовали себе, если бы вам предложили выполнить эту работу еще раз
  • Если бы вам предложили выполнить эту работу еще раз, что бы   вы сделали по-другому?
  • Какую информацию вы бы включили в задание еще, что бы убрали?
Спасибо  за внимание !

Спасибо за внимание !