Естественно-научная функциональная грамотность
Подготовила
МБОУ « СОШ №116 г. Челябинска»
Учитель начальных классов
Игнатьева Алла Григорьевна .
Что такое естественнонаучная функциональная грамотность?
- Данная тема является актуальной для рассмотрения в связи с тем, что государство предъявляет особые требования к уровню естественно-научной грамотности выпускника школы, так как естественно-научная грамотность является важной составляющей эколого-гражданского развития личности обучающегося.
ФГОС третьего поколения определяют функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.
Естественнонаучная грамотность – это способность ребенка активно отстаивать позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.
Естественнонаучная грамотность отражает способность
ребенка применять естественно-научные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, а тем самым является действенным инструментом для учащегося, если он сталкивается с проблемами, относящимися к естественно-научному знанию.
3 составляющих естественнонаучной грамотности младшего школьника:
Знание фундаментальных научных понятий
Способность анализировать и интерпретировать данные
Умение проводить эксперименты и аргументировать свои выводы (рефлексия)
В нашей школе дети учатся по программе « Школа России» А . А. Плешакова . Содержание курса имеет большой развивающий потенциал, но заданий, которые развивают функциональную грамотность, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть, не только быть привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту. Важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению. В последнее время результаты ВПР по окружающему миру показывают, что обучающиеся хорошо выполняют задания на запоминание и воспроизведения материала, но у них НЕ РАЗВИТЫ умения анализировать результаты, проведённых опытах, высказывать предположения, работать с моделями.
Для развития естественнонаучной функциональной грамотности можно использовать следующие технологии:
- Технология проектной деятельности
- Информационно-коммуникативные технологии
- Технология оценивания учебных достижений
- Технология продуктивного чтения
- Технология проблемного обучения
Формы и методы, которые способствуют развитию естественнонаучной функциональной грамотности:
- Групповая форма работы
- Игровая форма работы
- Творческие задания
- Тестовые задания
- Практическая работа
- Ролевые и деловые игры
- Исследовательская деятельность
- Эти группы можно подвести под условные рубрики, названия которых, если их формулировать на доступном школьникам языке, содержат побудительный, мотивирующий смысл для ученика.
- Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, социальная, информационная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.
- Виды заданий на уроках окружающего мира можно условно разделить на 3 группы:
- Задания, формирующие знаниевый компонент естественно-научной функциональной грамотности;
- Задания, направленные на применение знаний на практике;
- Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.
Для обеспечения эффективности формирования естественнонаучной грамотности школьников педагогам необходимо применять методы и приемы активного обучения
Метод проблемного обучения – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации.
- Форма «Сказка»
- Метод «Дерево решений»
- Метод «Карусель»
- Прием «Кластер»
- Приём «Корзина идей»
- Приём «Да-нет»
- Приём «Лови ошибку»
- Приём «Исследование в форме наблюдения»
- Приём «Мудрые совы»
Инструментом для достижения качества в развитии естественнонаучной грамотности обучающихся, будет
поэтапное введение в практику учебной деятельности на уроках предмета «Окружающий мир» и во внеурочную деятельность практико-ориентированных заданий разных уровней сложности, составленных учителем или измененных по содержанию (по формулировке и предполагаемым видам ожидаемой деятельности), представленных в учебнике.
Опыты и эксперименты - это методы исследования в управляемых условиях. Они помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинно-следственную связь этих явлений, развивают наблюдательность и мышление учащихся. Дают возможность познакомить детей с законами природы в доступной форме. Использование опытов и экспериментов является эффективным средством формирования естественно-научной грамотности.
Опыты и эксперименты -
ЗАДАНИЕ , имеющее специфическую структуру:
- проблемный характер,
- ситуационную формулировку,
- ориентацию на комплекс применяемых умений и знаний.
Какая вода будет более пригодной для аквариумных рыб?
Задание: «В два стакана налили воду: в один – кипячёную, в другой – воду из-под крана. Рассмотри результаты опыта, показанные на схематическом рисунке. Запиши вывод из опыта и ответ на вопрос».
- Вывод из опыта:
- ______________________________________________
- ______________________________________________
- Рыбам в аквариум наливают кипячёную воду. Почему они гибнут, если не продувать через воду воздух специальным насосом?
- Вывод!!!
- В воде из-под крана содержится больше воздуха, чем в кипячёной воде.
- Если не продувать через воду воздух, рыбы в аквариуме гибнут, так как дышат воздухом, растворённым в воде, с помощью жабр. А в кипячёной воде воздуха мало.
Если бы вы захотели выяснить влияет ли температура воды на жизнь аквариумных рыбок, то с помощью какого опыта вы могли бы это сделать ? Опишите опыт. ____________________________ ____________________________ ____________________________
Ещё одним из приёмов, направленных на формирование естественно-научной грамотности является решение открытых задач (исследовательских, изобретательских). Школа учит решать закрытые задачи. Жизнь требует решения открытых зада, допускающих разные подходы к решению, разную степень углубления в сущность проблемы, разные подходы к решению, разные варианты ответов.
Одну из подобных задач предлагаю вам решить: «Сезон активности энцефалитных клещей начинается в середине апреля, а к середине мая их популяция достигает пика. Опасность укуса клеща сохраняется в июне, июле и начинает уменьшаться вместе с сезонным падением температуры воздуха, но не ранее начала августа. Что делать, чтобы не заболеть клещевым энцефалитом?» Предложите, как можно больше разных вариантов решения данной задачи.
- 1. Сделать прививку
- 2. Не следует ходить в лес в период активности.
- 3. Обработка лесо-парковой зоны химическими средствами против клещей
- 4. Пользоваться репеллентами
- 5. Правильно одеваться
- 6. Каждые 15-20 минут осматривать себя и спутников
- 7. Если укусил клещ, правильно его извлечь, место укуса обработать, отнести в мед.лабораторию на анализ, ждать результат
- 8. Если клещ был заражён энцефалитом, ввести сыворотку в мед. учреждении
Способы организации обратной связи: 1. Лист обратной связи, составленный на основе модельного ответа, где ученик отмечает, что легко, что сложно, с чем может справиться без помощи учителя. 2. Рефлексивный лист. 3. Смайлик,светофор,дерево,лестница и т.д.
Пример рефлексивного листа
- С какими трудностями вы встретились при выполнении работы? (указываются возможные затруднения в соответствии с аналитической шкалой)
- Как вы думаете, почему вам было легко /трудно справиться с заданием?
- Распишите порядок ваших действий при решении проблемы.
- С какой задачей вы сегодня справились?
- За что вы бы поставили себе высокую отметку?
- Что бы вы посоветовали себе, если бы вам предложили выполнить эту работу еще раз
- Если бы вам предложили выполнить эту работу еще раз, что бы вы сделали по-другому?
- Какую информацию вы бы включили в задание еще, что бы убрали?
Спасибо за внимание !