Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
Методическая разработка занятия в системе дополнительного образования на тему «Эта удивительная вода»
Разработчик: ПДО Болотова
Галина Михайловна
г. Кумертау РБ
2018
Тема учебного занятия: «Эта удивительная вода»
Цель занятия : Уточнить, расширить и систематизировать представления учащихся о разнообразных свойствах воды.
Задачи:
Обучающие:
1. Способствовать накоплению у учащихся конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды.
2. Уточнить и закрепить знания учащихся о значении воды.
3. Учить обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Развивающие:
1. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность.
2. Развивать навыки совместной деятельности (умение работать в подгруппах, самоконтроля и взаимоконтроля).
Воспитательные:
1. Воспитывать аккуратность при работе, самостоятельность, трудолюбие.
2. Активировать творческую активность и самостоятельность учащихся в выборе материалов и способов решения поставленной задачи.
Методы организации учебного занятия:
-словесный (объяснение, рассказ, чтение, беседа, консультация);
-наглядный (работа с наглядными материалами: рисунками, плакатами, фотографиями, таблицами, чертежами, графиками, моделями, приборами, видеоматериалами);
-практический (проведение опытов, самостоятельное изучение части учебного материала, создание моделей и конструкций);
Оборудование:
- тексты сказок, стихов, пословиц и поговорок о воде;
- материалы и инструменты для проведения опытов, связанных с водой;
- презентация и видеофильмы о воде.
План проведения занятия
Организационная часть
Введение в тему занятия
Объяснение темы занятия
Практическая работа
Подведение итогов
Ход занятия
Организационная часть.
Проверка присутствующих на занятии. Техника безопасности.
2. Введение в тему занятия
Объявление темы, цели и задач занятия. Причем тему занятия учащимся предлагается угадать самим. Для этого педагог загадывает загадку:(1 слайд)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
3. Объяснение темы занятия
Рассказ педагога о воде начинается со слов Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами…Ты – самое большое богатство на свете» (слайд 2). Вода – поразительная жидкость! Жидкость без цвета и запаха, знакомая каждому с первых дней жизни, привычная настолько, что мы не замечаем ее необыкновенных, удивительных, совершенно особенных свойств (слайд 3). Изучив свойства воды, можно сделать вывод о том, что вода – вещество, которое чаще находится в жидком состоянии, и оно не только бесцветное, прозрачное и без запаха, но оно может изменять форму, увеличивать предметы и растворять разные вещества.(слайд 4) Одно из замечательных свойств воды мы можем наблюдать зимой на реке, на озере или на пруду. Мы видим там лед, то есть твердую воду. Подо льдом – жидкая вода. Надо льдом – водяной пар, он всегда присутствует в воздухе. (слайд 5)
Далее следуют интересные факты про воду под рубрикой «Вы знали, что…»
(слайд 6) В заключение нужно отметить, что в атмосфере нашей планеты вода находится в виде капель малого размера, в облаках и тумане, а также в виде пара. При конденсации выводится из атмосферы в виде атмосферных осадков (дождь, снег, град, роса). В совокупности жидкая водная оболочка Земли называется гидросферой. Вода является важнейшим веществом всех живых организмов на Земле. Предположительно, что зарождение жизни на Земле произошло в водной среде. (слайд 7) Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Вода необходима для жизни человека.
Запасы воды ограничены.
Воду нужно беречь и охранять. (слайд 8)
Загадки о воде позволят плавно перейти к следующему этапу занятия. (слайд 9,10) У каждого на столе лежат распечатки стихов, сказок, пословиц и поговорок о воде. Учащиеся по очереди их читают, а после прочтения идет совместное обсуждение тех свойств воды, о которых говорится в данных произведениях. Таким образом, подборка сказок о воде выглядит так: «Изменение агрегатных состояний вещества», «Путешествие капельки», «Сказка о переходе из одного агрегатного состояния вещества в другое», «Сказка о путешествии молекулы».
Практическая работа.
Чтобы провести опыты с водой, необходимо просмотреть на экране компьютера видео данного опыта, подобрать необходимые материалы, продемонстрировать опыт. Затем учащиеся совместно ищут объяснение следующим опытам: «Умная вода», «Тарелка с мылом», «Огнеупорный шарик», «Опыт с водой», «Чудесные спички», «Цветы лотоса», «Опыт с зубочистками».
Подведение итогов
Учащиеся не только узнали что-то новое про воду, но и обобщили и систематизировали полученные на уроках обществознания свои знания и умения, закрепили их с помощью проведения опытов. Анализ и оценка проделанной работы. Рефлексия.