Этап рефлексии учебной деятельности в технологии деятельностного метода
Ф.И.О. автора: Ершова Тамара Андреевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Наименование образовательной организации: Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования "Хомутовская средняя общеобразовательная школа №2"
Технология деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон позволяет организовывать образовательную деятельность в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода, лежащего в основе ФГОС. Эта технология направлена не только на формирование предметных результатов, но и на развитие у обучающихся деятельностных способностей и качеств личности. В основе технологии лежит метод рефлексивной самоорганизации, то есть учащиеся имеют возможность фиксировать и преодолевать затруднения, возникающие на разных этапах урока.
Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися своей учебной деятельности, соотнесение поставленной цели и результатов учебной деятельности, фиксацию степени их соответствия и направлений дальнейшей учебной деятельности. Для достижения цели могут быть использованы такие приёмы, как синквейн, толстый и тонкий вопрос, телеграмма, опрос-итог, увеличение-уменьшение и др.
Предлагаю ознакомиться с листами рефлексии (самооценки), разработанными для этапа рефлексии учебной деятельности на уроках русского языка, как одним из приёмов. Листы самооценки могут быть представлены в виде текста с пропусками слов, незаконченных предложений, схем, таблиц, которые заполняются обучающимися самостоятельно.
Лист рефлексии к уроку русского языка по теме
«Знаки препинания в простом предложении»
Сегодня на уроке мы занимались … . В простом предложении есть только … .
Все знаки препинания делятся на 3 группы: знаки … , знаки … и знаки … . Пунктуационный разбор выполняется под цифрой … . Цель пунктуационного разбора - … .
Я считаю, что материал я усвоил(а) …. , но мне нужно ещё поработать над … .
Спасибо за урок … .
Лист рефлексии к уроку русского языка по теме «Лексика»
Сегодня на уроке я научился… .
Своей работой на уроке я … .
Урок заставил меня задуматься о … .
А особенно мне удалось … .
Я понял, что … .
Мне было интересно, потому что … .
Для меня стало открытием, что … .
Мне показалось важным … .
Лист рефлексии к уроку русского языка по теме «Имя прилагательное»
Дополни текст именами прилагательными.
Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится ________________________________. Мои одноклассники были ________________________. Они давали _________________________ ответы. На уроке я узнал много _____________ и __________________. Своей работой на уроке я _______________________.
И сейчас у меня _____________________ настроение.
Лист самооценки к уроку русского родного языка по теме
«Публицистический стиль. Устное выступление»
Лист самооценки к уроку русского языка по теме «Обстоятельство»
Признаки обстоятельства | Самооценка | Оценка учителя |
Теория | Знаю/затрудняюсь/нужна помощь | |
Относится к … членам предложения | | |
Обозначает: … | | |
Выражается: … | | |
Подчёркивается: … | | |
Виды обстоятельств по значению: | | |
Вывод: |
Листы рефлексии дают возможность ученикам самостоятельно оценивать результат своей деятельности, фиксировать достижения и затруднения, планировать дальнейшие учебные действия.
Учитель благодаря листам рефлексии может видеть достижения и затруднения обучающихся, формировать их адекватную позитивную самооценку, корректировать свою педагогическую деятельность.
Этап рефлексии учебной деятельности – важный этап, который не следует игнорировать при подготовке к уроку. Фиксация затруднений и достижений, поиск проектов выхода из затруднений, планирование своей деятельности, самостоятельная работа должны быть проанализированы в конце урока каждым учеником индивидуально. Это позволит ответить на самые главные вопросы: «Что я уже умею?», «Чему я хочу научиться?», «Что нужно сделать, чтобы научиться?» и «Что я сделаю, чтобы научиться?».
Список литературы:
1. Технология деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон («Школа 2000...») [Электронный ресурс] : Институт системно-деятельностной педагогики. URL: https://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/ (дата обращения: 31.05.2021).