МБОУ «СОШ с. Грачев Куст
Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Выполнила:
Учитель информатики
МБОУ «СОШ с. Грачев Куст
Перелюбского муниципального района
Саратовской области
Подстречная Лариса Дмитриевна
Тема. Этические и правовые нормы
информационной деятельности человека.
Цели: Познакомить учащихся с особенностями информационной деятельности человека, формировать у учащихся умения выделять проблемы, которые возникают при взаимодействии общества и человека. Рассмотреть основные правовые и культурно-этические нормы информационной деятельности человека, формировать навыки использования ресурсов Интернета с соблюдением статей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Тип урока – урок-игра
Оборудование: ИД, мультимедийный проектор, ноутбуки.
Ход урока
I. Орг. момент
1) Приветствие.
2) Подготовка к игре.
Учитель. Я предлагаю вам сегодня провести урок в виде игры. Класс делится на две команда, одну из которых мы назовем «Нетикет», а вторую – «Отдел «К»». (Отдел полиции по борьбе с компьютерными преступлениями). В ходе игры мы ответим на вопрос «Что значат ваши имена?», т.е., что означают названия ваших команд.
I этап: Разминка «Обо всем понемногу»
Команды по очереди выбирают себе вопросы, каждый вопрос оценивается конкретным числом баллов. Цель разминки набрать как можно больше баллов.
Информация
10 баллов. Что в переводе с латинского означает слово «информация»?
(Сведения, разъяснения, ознакомления)
20 баллов. Назовите процессы, относящиеся к информационным.
(Хранение, обмен, обработка)
30 баллов. Каким по физической природе является зрительный сигнал?
(Световым)
40 баллов. Нервная или кровеносная система в живом организме управляет всеми стадиями информационных процессов?
(Нервная)
Кодирование информации
10 баллов. Как называется конечный набор знаков любой природы, из которых конструируется некоторое сообщение?
(Алфавит)
20 баллов. Что происходит в процессе преобразования информации из одной знаковой системы в другую?
(Кодирование)
30 баллов. Назовите единицу количества информации, которая содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 2 раза.
(1 бит)
40 баллов. Формула N=2i – это формула нахождения количества информации или количества возможных событий?
(Количество возможных событий)
Системы счисления
10 баллов. Сколько цифр в двоичной системе счисления?
(2)
20 баллов. В какой системе счисления 1+1=10?
(В двоичной)
30 баллов. Как называется позиция цифры в числе?
(Разрядом)
40 баллов. Как называется количество цифр, используемых в записи чисел в той или иной системе счисления?
(Основанием системы счисления)
Основы логики
10 баллов. Как называется наука о способах и формах мышления?
(Логика)
20 баллов. Что такое «конъюнкция»?
(Логическое умножение)
30 баллов. Чему равно двойное отрицание простого высказывания?
(Исходному высказыванию)
40 баллов. Как называются логические элементы?
(Вентили)
II этап «Вопросы-ответы»
Учитель. Как вы считаете, какая проблема возникла в связи с появлением в сети купли-продажи товаров и услуг?
(Необходимость регулировать эти отношения с помощью закона, чтобы защитить интересы пользователей и с целью предотвращения мошенничества).
Ваша задача, за 15 минут подготовить ответы на вопросы, связанные с этическими и правовыми нормами деятельности человека
Команды получают вопросы, на которые они должны подготовить ответы, используя ресурсы Интернета и учебные пособия.
Вопросы для команды «Отдел «К»»
Какие юридические проблемы возникают в связи с куплей-продажей услуг в Интернете?
В каком случае можно размещать на своем web-сайте чужой материал?
В каком случае можно бесплатно использовать произведения без согласия автора? Какие ограничения можно при этом соблюдать?
Расскажите о наиболее распространенных нарушениях авторских прав в Интернете?
Является ли взлом персональной странички в социальной сети преступлением? Почему?
Что можно сделать, если вас обманули мошенники в Интернете?
Вопросы для команды «Нетикет»
Можно ли опубликовать на форуме личное сообщение?
Какие правила рекомендуется соблюдать в сообщениях электронной почты?
Как нужно вести себя в форумах и чатах?
Как в электронном письме можно передавать свое настроение?
Почему при пересылке больших файлов требуется согласие получателя?
Объясните значение слов «флейм» и «холивар».
(Работа выполняется в течение 15 минут, затем идет обсуждение, команды задают друг другу вопросы).
III этап. Конкурс капитанов
«Информация для размышления»
Вам предстоит объяснить значение слов «топик», «ник», «аватар», «модератор», «бан», «оффтопик» – за каждый правильный ответ капитаны получает 5 баллов.
IV этап «А, ну-ка, догони»
Я буду задавать вопросы, а команды быстро отвечают на них. Выигрывает та команда, которая сумеет набрать больше баллов. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Что изучает информатика? (Способы представления, накопления, обработки информации с помощью технических устройств).
На каком свойстве информации отразится ее преднамеренное искажение? (Достоверность)
Что такое информационный взрыв? (Бурный рост потоков и объемов информации)
Когда 2*2 равно11? (В троичной системе счисления)
Завершает ввод команды клавиша? (Enter)
Подведение итогов, награждение победителей.
Источники:
Н. Д.Угринович Информатика и ИКТ 11 класс. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний 2010
К.Ю. Поляков Информатика. Углубленный уровень. Учебник для 10 класса. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний 2013
М.Н. Бородин. Методическое пособие для учителя. Информатика УМК для старшей школы. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний 2013