Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Балыктахская средняя общеобразовательная школа»
с. Балыктах Мегино-Кангаласского района РС (Я)
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
МЕГИНО-КАНГАЛАССКИЙ УЛУС В ЧИСЛАХ И ЗАДАЧАХ.
Работу выполнила:
Местникова Муся
учащийся класса 5 класса
МБОУ “Балыктахская СОШ»
Руководитель работы:
учитель английского языка
МБОУ «Балыктахская СОШ»
Иванова Куннэй Дмитриевна.
Балыктах 2017
Содержание
Введение
Алгоритм составления задач
Задачи, составленные с помощью данных по Мегино-Кангаласскому улусу
2.1.История родного улуса в математических задачах
2.2. География родного улуса в математических задачах
2.3.Сельское хозяйство родного края в математических задачах
2.3.1.Задачи, составленные с помощью данных МБОУ «Балыктахская СОШ
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Школьные учебники математики содержат большое число текстовых задач. В этих задачах идет речь в основном о «большой» Родине- много задач про разные страны, про разные города. В наших учебниках почти не встречаются задачи со сведениями о Республике Саха (Якутия), про Якутск и ни в одном учебнике не найдешь задачу про наш Мегино-Кангаласский улус.
Цель проекта: составить и дополнить задачи, решаемые на уроках математики краеведческим содержанием, приводить конкретные цифры о населении, географии, экологии, производственных и других показателях по Мегино-Кангаласскому улусу, Мегинскому наслегу.
Задачи проекта:
изучение элементов методики составления математических задач;
сбор и изучение краеведческого материала;
проведение сравнительного анализа и отбора статистического материала;
составление математических задач;
оценка эффективности применения краеведческих задач на уроке математики.
Алгоритм составления задач
Для составления задач, по мнению В. Г. Фридмана, необходимо выделить основание. Он называет три таких основания: какой должна быть задача; что должна содержать задача; каким будет ее решение.
С. С. Бакулевская выделяет схемы конструирования задач путем преобразования, конкретизации существующей задачи, построения обратных задач, используя аналогии, обобщения.
Т. И. Бузулина рассматривает составление новых задач при помощи дополнения типовых задач с применением аналогии, обобщения, выделения промежуточных задач, построения задач-следствий.
М. Н. Скаткин - российский педагог, академик Российской академии образования писал: "Самостоятельная работа учащихся по составлению задач, выполняемая ими по заданиям различного характера и разной степени трудности, содействуют закреплению умений решать задачи, формированию математических понятий, развитию мышления и укреплению связи обучения математике с жизнью".
Б.П.Эрдниев – доктор педагогический наук, рассматривает самостоятельное составление задач учащимися, как один из основных путей развития творческого мышления учащихся на занятиях по математике.
Куприянова М.А выделяет следующие этапы составления задач:
1. Создание представлений о процессах окружающей действитель-ности, соответствующих условию задачи. Привлечение теоретического материала, необходимого для решения данной задачи.
2. Выбор типа и структуры задачи. Определение взаимосвязи между компонентами задачи. Постановка вопроса, соответствующего составляемой задаче.
3. Постановка вопроса, соответствующего виду или структуре задачи.
4. Подбор числовых значений исходных величин и установление связей между ними.
.
Задачи, составленные с помощью данных по Мегино-Кангаласскому улусу
История родного улуса в математических задачах.
Безмятежность долин и полей, величественная горделивость лесов, неспешное течение рек и зеркало озер – все это красоты Мегино-Кангаласского улуса. Но мой родной край – это не только красота пейзажей, но и выдающиеся люди, богатейшая история.
К сожалению, мои одноклассники имеют неполное представление о Мегино-Кангаласском улусе. А чтобы любить свою родину, нужно как можно больше про неё знать. Для этого нужно развивать свой ум, воспитывать в себе лучшие нравственные, духовные качества. Мне самому захотелось ближе познакомиться с историей и природой своей родины не только на уроках истории, географии, биологии, но и на любимом мною математике, а заодно увлечь этой идеей и одноклассников, для чего и составил задачи о своей школе и о своей малой родине.
Мегино-Канагаласский улус был образован 10 февраля 1930 года, объединив два старинных якутских улуса – Мегинский и Восточно-Кангаласский. Администативный центр – п.Нижний – Бестях находится на правом берегу реки Лена, напротив г.Якутск, от которой его отделяют 23 км наземным, водным и воздушным путями.
Запиши эти числа цифрами:
а) Численность населения Мегино-Кангаласского улуса – тридцать тысяч шестьсот восемьдесят три.
б) Площадь Мегино-Кангаласского улуса –одиннадцать тысяч шестьсот пять квадратных километров.
в) Герб Мегино-Кангаласского улуса принят в две тысяча четвертом году.
г) В тысяча восемьсот пятом году родился национальный герой якутского народа Василий Манчаары.
Ответ: 30680; 11 605 км²; 2004; 1805;
Якутск основан в 1632 году, а Мегино-Кангаласский улус – в 1930 году. Сколько лет Якутску и сколько лет Мегино-Кангаласскому улусу? На сколько лет Якутск старше Мегино-Кангаласского улуса?
Алгоритм решения: 2017 – 1632 = 385
2017-1930=87
385-87=98
Ответ: Якутск- 385; Мегино-Кангаласский улус- 87; Якутск старше на 98 лет
Решив задачу, вы узнаете, когда образовался Мегино-Кангаласский улус.
((24*250+18*350)/60*40+(44*4500+108*1500)/20)/40+1275 Ответ: в 1930 году.
2.2. География родного улуса в математических задачах
Площадь Мегино-Кангаласского улуса – 11,7 тыс. км². Площадь Чурапчинского улуса больше площади Мегино-Кагаласского улуса на 995 км², а площадь Чурапчинского улуса меньше площади Таттинского улуса на 6289,08 км². Какова площадь Чурачинского улуса? На сколько квадратных километров площадь Мегино-Кангаласского улуса меньше, чем площадь Таттинского улуса?
Алгоритм решения: 11,700+ 995= 12600
12600+ 6289,08= 18984,08
Ответ: 7284,08
Озеро Тюнгюлю является самым большим озером Мегино-Кангалассого улуса - имеет площадь - 21,7. км². Озеро Абалах меньше на 20,61 км² , а озеро Балыктах больше на 3,49 км², чем озеро Абалах. Найди площадь озера Балыктах и Абалах.
Алгоритм решения: 21,7-2061=1,09 1,09+3,49=4,58
Ответ: Абалаах-1,09; Балыктаах-4,58;
От с. Балыктах до п. Нижний-Бестях расстояние по земле составляет 64 км, а от п.Нижний-Бестях до с.Майя составляет меньше на 30км от этого расстояния . Какова длина дороги от с.Балыктах до с.Майя через п.Нижний Бестях.
Алгоритм решения: 64+30=94 Ответ:94
В настоящее время в Мегино-Кангаласском улусе проживает 51 национальностей. В 1938 было меньше на 45 национальности. А в 1984 г. Число национальностей удвоилось по сравнению с 1938 г. Сколько всего национальностей проживало в эти отрезки времени?
Алгоритм решения: 51-45=6 6*2=12 Ответ: 1938 – 6; 1984-45;
Во время мунха в с. Балыктах в 2016 г. С озера Алагар добыли 74 куля рыбы, а с озера Ньыла на 38 кулей больше, а с озера Кулумачайы на 8 меньше чем с озера Ньыла. Сколько кулей добыли рыболовы с озер Ньыла и Кулумачай?
Алгоритм решения: 74+38=112 112-8=104 Ответ: Ньыла -104; Кулумачаачы-112;
Найдите площади, если:
А) Площадь Мегино-Кангаласского улуса составляет 0,38 % территории Якутии;
Б) Мегинский наслег занимает 3,14% от площади Мегино-Кангаласского улуса;
Алгоритм решения: 3 083 523 км²-100%
Х-0,38%
0,38*3083523:100= 11717,38
11717,38-100%
Х-3,14 %
3,14*11717,38:100=367,9 Ответ: 11,717,38; 367,9
Чыамайикинский наслег –самый большой по территории в Мегино-Кангаласском улусе. Его площадь равна - 1430,5 км² . А самый маленький наслег – Нижний-Бестях. Его площадь- 24,00 км². Во сколько раз меньше площадь п.Нижний-Бестях от Чыамайикинского наслега?
2.3. Сельское хозяйство родного края в математических задачах
Площадь сельскохозяйственных угодий Мегинского-Кангаласского улуса составляет 122,5 тыс. га. 9,8 тыс. га отведено пашням. Сколько процентов сельскохозяйственных угодий Мегино-Кангаласского улуса составляют пашни.
122,5-100%
9,8- х%
9,8*100:122,5= 8 Ответ:8%
В СХПК «Хаххах» Мегинского наслега должны были засеять поля за 4 дня. Перевыполняя ежедневную норму сева на 12 га, колхозники закончили сев за 1 день до срока. Сколько гектаров засевал колхоз Кама ежедневно?
12*4=48
Ответ:48 га.
2.3.1.Задачи, составленные с помощью данных МБОУ «Балыктахская СОШ»
В МБОУ «Балыктахская СОШ» есть пришкольный участок, он имеет прямоугольную форму. Лиза решила найти его площадь. Для этого она составила такой алгоритм:
измерить длину своего шага;
измерить шагами длину участка;
измерить шагами ширину участка.
Лиза получила следующие результаты: длина шага 50 см, длина участка 73 шага, ширина участка 38 шагов. Выполнив вычисления, она получила результат 127м2. Правильно ли Лиза нашла площадь участка? Если она ошиблась, то найди ошибку и запиши правильный ответ.
Ученики Балыктахской агро-школы активно помогают в уборке картофеля и свёклы.
Решите задачу. Восьмой класс собрал 3 ц 25 кг, а девятый класс 4,3 ц свёклы за день. На сколько килограммов свёклы за день вторая бригада собрала больше, чем первая? Сколько центнеров соберут две бригады, работая в таком же темпе за 3 дня?
Пришкольный участок занимает 0,5 га, плодово-ягодный сад школы – 0,7 га, цветники – 0,2 га. Какую общую площадь занимают эти участки? Алгоритм решения: 0,5+0,7+0,2=1,4
Ответ: 1,4 гектара
Викторина «Обобщение знании о Мегино-Кангаласском улусе». Определите по рисунку 1
В каком году был основан
Мегино-Кангаласский улус?
Какова численность населения
Мегино-Кангаласского улуса? Мегино-Кангаласский улус





Какую площадь занимает улус?
В каком году родился первый якутский
Герой Советского Союза Ф.К.Попов? 1930 1921
Сколько ССУЗов улусе? 11,6 2
Сколько школ в улусе? 30683 36
Заключение
Составление задач развивает творческие способности, умение выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы, повышает математическую культуру и интерес к предмету математики, его значимость в повседневной жизни. Через составление задач мы учимся их решать, но кроме этого узнаем много интересных фактов из истории, географии родного края, из прошлого и настоящего нашей школы.
Список использованной литературы
Андреева А.Н. Атлас МегиноКангаласского улуса Республики Саха (Якутия)
Габышева С.А.
Колягин Ю. М. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся средней школы: М., 1977. 398 с.
Мерлина Н.И. Фольклорные и краеведческие математические задачи народов России