Занятие 1.
Тема: Здравствуй! Мэргу! ( Дорово!)
Усвоение слов: мэргу (дорово), куӈакар, алагумни, гирки, дёлокон, маӈа, нанна.
Работа над типовыми конструкциями.
Мэргу, куӈакар. Би алагумни. Эр алагумни. Мэргу гирки Вася. Минӈи гэрбив Елена Анатольевна.
Ход урока:
Знакомство с детьми. Беседа о родном народе и языке.
- Мэргу, куӈакар! Минӈи гэрбив Елена Анатольевна (беседа о народах, проживающих в Амурской области).
2. Введение новых слов.
- Сегодня мы познакомимся с первыми эвенкийскими словами и будем учиться их произносить и употреблять в речи.
Воспитатель просит сказать, какие слова они произносят при встрече с друзьями. Дети отвечают «Здравствуйте!». Это слово по-эвенкийски звучит «Мэргу (дорово)»
- Кто помнит, какие слова я произнесла в начале занятия? (ответ: куӈакар, мэргу)
а) Воспитатель предлагает детям посмотреть друг на друга, на окружающих. Показывая на себя, спрашивает на русском языке: Это кто? Тут же отвечает на эвенкийском языке: Эр алагумни. Воспитатель показывает на себя, говорит: Би алагумни. Далее идёт хоровое индивидуальное проговаривание слова алагумни. Далее спрашивает: Почему дети стоят? – Воспитатель вошла. Что говорит воспитательница? – Мэргу, куӈакар! Что отвечают дети? – Мэргу, алагумни!
б) Артикулирование. Воспитатель обращает особое внимание на новый звук ӈ, который отсутствует в русском языке. Показывает, какие органы речи участвуют при произношении этого звука. Сравнивают звучание и произношение звуков ӈ и н. В упражнении закрепляется правильное произношение звуков и слогов: ӈа-ӈа-ӈа, на-на-на. Далее воспитатель берёт в руки камешек и говорит на эвенкийском языке название этого слово: дёлокон, иӈа. Сжимая в руке камешек, воспитатель проговаривает: маӈа – крепкий. Затем воспитателем произносится словосочетание: дёлокон маӈа, иӈа маӈа. Воспитатель просит детей взять в руки камешек, крепко сжимая, проговорить: дёлокон маӈа, иӈа маӈа. Какой новый звук слышите в словах маӈа, куӈакар, иӈа? Воспитанники проговаривают эти слова, воспитатель следит за правильным произношением нового звука ӈ. Затем воспитатель берёт шкурку зверька и говорит: Эр нанна. Это шкура.
в) Проговаривание чистоговорки по приложению. Воспитатель:
Ӈа-ӈа-ӈа дёлокон маӈа. На-на-на со ая нанна.
Ӈа-ӈа-ӈа камешек крепкий. На-на-на очень хорошая шкура.
Это двустишие надо произнести несколько раз.
Физкультминутка. Дети крепко сжимая руки произносят: ӈа-ӈа-ӈа; затем разжимая руки проговаривают: на-на-на.
Знакомство со словом гирки.
У вас есть друг или подруга? – У меня есть подруга Маша. Друг, подруга на эвенкийском языке гирки. Индивидуальное проговаривание слова гирки. Вызываются два человека и разыгрывается диалог (подходят друг к другу и обмениваются приветствиями:- Мэргу, гирки Вася! – Мэргу, гирки Миша! (Диалог повторяется несколько раз).
Работа по картинкам.
Учитель предлагает рассмотреть картинки и спрашивает на русском языке: Это кто? Дети отвечают на эвенкийском языке: Алагумни. – А это кто? – Куӈакар. Как вы думаете, что говорит воспитатетель детям? – Мэргу, куӈакар. Что отвечают дети? – Мэргу, алагумни.
Подведение итогов занятия.
Занятие 2.
Тема: Кто? Это кто? Ӈи? Эр ӈи? Что? Это что? Экун? Эр экун?
Усвоение слов: хунаткан, омолгичан, ӈинакин, би, си, эчэ-эчэ, дю, бэе, ахи.
Работа над типовыми конструкциями: Эр ӈи? Эр омлгичан. Эр экун? Эр ӈинакин. Би хунаткан. Си омолгичан. Эр хунаткан? Эчэ-эчэ, эр омолгичан.
Оборудование: предметные картинки, камешки.
Ход урока:
Повторение пройденного.
Учитель спрашивает, что мы выучили на прошлом занятии. Учащиеся говорят: алагумни, куӈакар, гирки.
Артикулирование звуков ӈ и н. Скажите, как расположен язык, когда произносим звук ӈ? Язык уходит назад к гортани. А когда произносим звук н? – Язык прижимается к зубам. Учащиеся берут камешки в руки и хором проговаривают: Ӈа-ӈа-ӈа дёлокон маӈа. Затем откладывают камешки и хором произносят: на-на-на со ая нанна. Индивидуальное проговаривание этих чистоговорок.
Учитель вызывает двух человек и просит поприветствовать друг друга. Мэргу, гирки Миша.- Мэргу гирки Вася.
Введение новых слов.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми словами и будем учиться правильно ставить вопросы и отвечать на них. Далее проводится работа по предметным картинкам с изображением людей: Это кто? – Это девочка. Это кто? – Это мальчик. А это кто? – Это дедушка, бабушка. Учитель, показывая на изображения людей спрашивает: Кто они? – Люди. Учитель, показывая на картинки с изображением животных спрашивает: Это кто? – Это собака. А это кто? – Это олень. Кто они? – Животные. Учитель поясняет, что на эвенкийском языке, к словам, обозначающим людей, ставится вопрос: Ӈи? Эр ӈи? К словам, обозначающим животных и другие предметы, ставится вопрос: Экун? Эр экун? На русском языке к словам, обозначающим людей и животных, ставится вопрос Кто?, так как они обозначают живые предметы. В эвенкийском языке вопрос Кто? ставится только к слова, обозначающим человека.
Учитель показывает картинку с изображением человека, спрашивает: Это кто? Эр ӈи? – Эр бэе. К животным и другим предметам ставится вопрос: Эр экун? Эр бэйӈэ. Показывая детям книгу, спрашивает: Эр экун? – Эр книга. Проводится закрепление в правильном употреблении вопросов Эр ӈи? Эр экун?
Артикулирование звуков ӈ и н. Учитель чётко и ясно проговаривает чистоговорки: Ӈи-ӈи-ӈи эхэкэв минӈи. Ни-ни-ни хэгдыкэн ники. Ӈи-ӈи-ӈи дедушка мой. Ни-ни-ни большая утка.
Учитель, показывая на картинки, где изображён мальчик, ставит вопрос: Эр ӈи? Тут же сама отвечает: Эр омолгичан. Хоровое проговаривание слова омолгичан. К доске вызывается мальчик. Учитель, показывая на мальчика задаёт вопрос: Эр ӈи? – Эр омолгичан. Учитель просит всех мальчиков, показывая на себя, проговорить такую фразу: Би омолги. Затем все дети произносят: Би, би, би. Далее, похлопывая легонько соседа проговаривают: Си, си, си. Учитель подходит к мальчику и говорит: Си омолгичан. Би алагумни. Учащиеся переводят эти фразы на русский язык. К доске вызывается девочка, учитель, показывая на неё задаёт вопрос: Эр ӈи? Тут же сама отвечает: Эр хунаткан. Девочки, показывая на себя, проговаривают: Би хунаткан. Потом к столу подходят девочка и мальчик. Мальчик говорит: Би омолгичан. Показывая на девочку, произносит: Си хунаткан. Девочка: Би хунаткан. Си омолгичан. Учащиеся упражняются в проговаривании этих фраз.
Физкультминутка. Учитель просит учащихся закрыть глаза и положить на стол головки, и шёпотом проговаривает слова: гирки, си, хунаткан. Дети открывают глаза, поднимают головы и повторяют эти слова. Это упражнение повторяется три раза.
Учитель ещё раз спрашивает, какой вопрос ставится в эвенкийском языке к людям. Дети отвечают: Ӈи? Эр ӈи? Какой вопрос ставится к животным и другим предметам: - Экун? Эр экун? Далее учитель, показывая предметную картинку с изображением собаки, задаёт вопрос: Эр экун? Тут же сама отвечает: Ӈинакин. Обращает внимание на произношение трудного слога ӈи в слове ӈинакин. Учитель: Эр экун? Дети: Эр ӈинакин. Таким образом вводятся новые слова дю – дом, ахи – женщина, бэе – человек.
Учитель, показывая на стоящего рядом мальчика, задаёт вопрос: Эр хунаткан? – Нет, нет. Это мальчик. Мальчик – омолгичан. Затем учитель поясняет, что когда с кем-то не согласны, говорят: Эче-эче, нет-нет. Учитель, показывая предметную картинку с изображением мальчика, ещё раз задаёт вопрос: Эр хунаткан? Дети отвечают: Эче, эче. Эр омолгичан. Когда вы с кем-то соглашаетесь, то говорите по эвенкийски: Аӈи-аӈи или тэде-тэде. Учитель: Эр омолгичан? – Аӈи-аӈи, эр омолгичан. Эр зунаткан? - Аӈи-аӈи, эр хунаткан.
Подведение итогов урока.
Занятие 3.
Тема: Какой? Экуды?
Усвоение слов: ая, эру (уհа), гугда, нэктэ, экуды.
Работа над типовыми конструкциями.
а) Понимание слов: ая, эру (уհа), гугда, нэктэ, экуды.
б) Умение ставить вопросы и отвечать на них: Эр омолгичан? – Аӈи, аӈи эр омолгичан. Экуды эр омолгичан? – Эр омолгичан ая. Экуды эр ахи? – Эр ахи ая. Эр омолгичан гугда? - Аӈи, аӈи эр омолгичан гугда.
в) Умение составлять предложение: Эр омолгичан ая. Эр ӈинакин уհа. Эр омолгичан гугда.Эр хунат нэктэ. Эр дю киракан. Эр эвикэн хэгды.
Оборудование: предметные картинки.
Ход урока:
Повторение пройденного.
Учитель показывает предметные картинки и задаёт вопросы: Эр экун? Эр экур? Эр ӈи? Эр ӈил? Учащиеся отвечают: Эр дю. Эр бэел. Эр хунаткан. И т.д.
Введение новых слов.
а) На доске висят три сюжетные картинки. Учитель сообщает тему и цели урока. Затем просит рассмотреть первую картинку, где изображён мальчик, помогающий бабушке нести сумку. Учитель в медленном темпе на эвенкийском языке произносит предложение: Эр омолгичан ая. Дети переводят на русский язык это предложение и находят незнакомое слово ая. Ая – хороший. Затем рассматривается следующая картинка, где изображена девочка, моющая посуду. Учитель говорит: Эр хунаткан ая. Ученики переводят на русский язык это предложение, приходят к выводу, что русские слова хороший, хорошая переводятся одним словом ая.
б) По сюжетным картинкам проводится вопросно-ответное упражнение. Учитель говорит словосочетание, выделяя голосом, ставит вопрос Экуды?: Эр омолгичан ая? – Аӈи, аӈи омолгичан ая. Экуды эр омолгичан? – Эр омолгичан ая. Экуды эр хунаткан? – Эр хунаткан ая. Эр бэе экуды? – Эр бэе ая.
Затем учитель просит рассмотреть сюжетную картинку, где изображён мальчик, ломающий деревья. После проведения беседы по этой картинке учитель задаёт вопрос: Эр омолгичан эру? Тут же сама отвечает: Эр омолгичан эру. Эру (уհа) – плохой. Экуды эр омолгичан? – эр омолгичан уհа.
Физкультминутка по усмотрению учителя.
Затем к доске вызываются ученик и ученица разного роста. Учитель, показывая движением руки на ребёнка высокого роста, говорит: Эр омолгичан гугда. Гугда – высокий. Экуды эр омолгичан? – Эр омолгичан гугда. Проговаривание по рядам слова гугда и составление предложений.
Разучивание чистоговорки: Да-да-да орокон гугда. После разучивания чистоговорки, учитель, показывая на ученицу, которая ниже ростом, говорит: Эр хунат нектэ. Затем учитель спрашивает, что означает слово Нектэ? – Низкая. Разучивание чистоговорки: Тэ-тэ-тэ бэекэн нектэ.
Игра с мячом. Дети встают в круг. Учитель берёт в руки маленький мяч и говорит: Эр киракан мяч. Учащиеся повторяют за учителем эту фразу. Учитель спрашивает: Что означает слово киракан? – это маленький. Далее учитель говорит на эвенкийском языке слово и кидает мяч ребёнку. Ученик, поймав мяч, должен перевести это слово на русский язык и вернуть мяч обратно учителю. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не ошибётся.
После этой игры учитель берёт в руки большой мяч и говорит: Эр хэгды мяч? – Хэгды – большой. Аналогично проводится игра с большим мячом, только на этот раз дети передают мяч друг другу в быстром темпе.
Разучивание чистоговорки: Ды-ды-ды эвикэн хэгды.
Наращивание слова киракан: Кан-кан-кан киракан.
Закрепление. Вопросно-ответное упражнение. Учитель показывает предметные картинки с изображением большого и маленького дома. Учащиеся сравнивают их: Эр экун? – Эр дю. Экуды дю? – Дю хэгды. Эр дю экуды? – Эр дю киракан.
Подведение итогов урока.
Занятие 4
Тема: Какой? Экуды?
Усвоение слов: сиӈарин, чуририн, багдарин, игдярин, коӈнорин, багдарин, чуларин, хуларин.
Работа над типовыми конструкциями.
а) Понимание слов: сиӈарин, чуририн, багдарин, игдярин, коӈнорин, багдарин, чуларин, хуларин.
б) Умение ставить вопросы и отвечать на них: Чиӈэрэкэн экуды? – Чиӈэрэкэн сиӈарин. Экуды бадялаки? – Бадялаки чуририн. Экуды эду ачин эвикэн? – Эду ачин ачин коӈнорин хомоты?
в) Умение составлять предложения: Эр чиӈэрэкэн. Чиӈэрэкэн сиӈарин. Эр бадялаки. Бадялаки чуририн.
Оборудование: карандаши, рисунки с изображением животных.
Ход урока:
Повторение пройденного.
Картинный диктант по пройденным словам, вместо слов дети рисуют контуры предметов.
Введение новых слов.
После сообщения темы и цели урока учитель просит вспомнить сказку «Теремок». Учащиеся называют сказочных героев. Затем учитель спрашивает: Кто первым пришёл в теремок? – Мышь. Какого цвета была мышь? – Серого. Учитель показывает рисунок серой мыши и произносит: Эр кутуяк. Кутуяк сиӈарин. Сиӈарин – серая. Учитель спрашивает: Кутуяк экуды? Дети отвечают: Кутуяк сиӈарин. Далее учитель раздаёт шаблоны мыши, дети обводят и раскрашивают её серым цветом, проговаривая: сиӈарин, сиӈарин.
После проведённой беседы учитель задаёт вопрос: Кто пришёл к теремку после мыши? Дети: Лягушка. Какого цвета лягушка? – Зелёная. Зелёная – чуририн. Затем учитель показывает рисунок с изображением лягушки и говорит: Эр бадялаки. Бадялаки чуририн. Экуды бадялаки? – Бадялаки чуририн. Учитель, взяв в руки зелёный карандаш, спрашивает: Экуды эр карандаш? – Эр карандаш чуририн. Дети самостоятельно раскрашивают лягушку и проговаривают: Бадялаки чуририн. Чуририн, чуририн.
Физкультминутка проводится по усмотрению учителя.
Аналогичная работа проводится со словосочетаниями: багдарин туксаки, игдярин сулаки, сиӈарин иргичи, коӈнорин амикан.
Игра на внимание «Экун эду ачин?»
На столе раскладываются игрушки, учащиеся закрывают глаза. В это время учитель убирает игрушку и спрашивает: Экуды эвикэн эду ачин? – Эду коӈнорин амикан ачин.
Подведение итогов урока.
Занятие 5.
Тема: Сколько? Ады?
Усвоение слов: умукэн, дюр, илан, дыгин, тунӈа, нюхун, надан, дяпкун, егин, дян.
Работа над типовыми конструкциями.
а) Понимание слов: умукэн, дюр, илан, дыгин, тунӈа, нюхун, надан, дяпкун, егин, дян, букэл, гакал, ады?
б) Умение ставить вопросы и отвечать на них: Ады амикан? – Умукон амикан. Ады туксакил? – Дюр туксакил. Ады книгал? – Илан книгал.
в) Умение составлять предложения. Умукон омолгичан. Илан амикан. Классту надан хунаткан, дяпкун омолгичар татчара. Егин столил, дюр шкафил илитчара.
Оборудование: предметные картинки, игрушки, кукла, медведь, лисичка, оленята и т.д.
Ход урока:
Повторение пройденного.
Дети по предложенным картинкам составляют предлоджения: Эр зунаткан. Хунаткан онёдерэн. Арагумни суруйдяран. Омолгичан таӈдяран. и т.д.
Введение новых слов.
а) Вопросно-ответная беседа: Упражнения с вопросом Ады?
Учитель спрашивает: Эр экун? – Эр амикан. Экуды амикан? – Амикан хэгды, коӈнорин. Эр умукон амикан? – Эчэ, эчэ дюр амикан. Ады амикан? Ады? – Сколько? Ады амикан? – Дюр амикан. Эр экур? – Эр туксакил. Ады туксакил? – Илан туксакил. Аналогичная работа проводится со словами дыгин, тунӈа, нюхун, надан, дяпкун, егин, дян.
Учащиеся подходя к столу, вытаскивают с коробки предметные картинки или игрушки и составляют предложения: Умукон бэеткэн. Илан амикар. Дюр машинкал и т.д.
Физкультминутка:
Эгдэндули тухарап, тухарап. Амиканва ичэрэп, ичэрэп.
Амикан ӈэнэдерэн, ӈэнэдерэн Диктэвэ тэвлэденэ
Умукэн, дюр, илан, дыгин, тунӈа, нюхун, надан, дяпкун, егин, дян.
Затем учащиеся составляют рассказ о своём классе.: Эр классив. Класс хэгды, ая. Классту надан хунаткар, дяпкун омолгилал татчара. Егин столил, дюр шкафил илитчара. Уркэ, доска локучадяра.
Работа по приложению.
а) Разучивание со слов учителя строчек:
Умукон эвикэн, Одна игрушка,
Дюр бэеткэн, Две куклы,
Илан орокон, Три оленёнка,
б) Разыгравание диалога.
- Ира, дюр карандашилва букэл.
- Таня дюр карандашва гакал.
- Миша, дыгин карандашилва букэл.
- Вася, дыгин карандашва гакал.
Хоровое и индивидуальное проговаривание этих слов.
Подведение итогов урока.
Занятие 6.
Тема: Что я делаю? Что ты делаешь? Эдям? Эдянны?
Усвоение слов: икадерэн (икадем, икаденны), ичэтчэрэн (ичэтчэм, ичэтчэнни), ӈэнэдерэн (ӈэнэдем, ӈэнэденны).
Работа над типовыми конструкциями:
а) Понимание слов: икадем – пою, икаденны – поёшь, икадерэн – поёт.
б) Умение ставить вопросы и отвечать на них: Си эдянны Вася? – Би ӈэнэдем. Би эдям? – Си, Таня икаденны. Вася, си ичэтчэнны? – Э,э ичэтчэм. Коля икадерэн? – Эчэ, эчэ ичэтчэрэн. Вася таӈдяран? – Эчэ, эчэ тэгэтчэрэн.
в) Умение составлять предложения.Би икадем. Коля икадерэн. Си икаденны. Би ичэтчэм. Си тэгэтчэнны.
Оборудование: предметные картинки, игрушки.
Ход урока.
Повторение пройденного. К столу подходят двое подготовленных детей. Один говорит другому: Дюр мячикалва гакал. Дыгин книжкава гакал. Умукон амиканва букэл. Затем ученики меняются ролями.
Введение новых слов.
а) новые слова вводятся в ходе комментирования действий детей. К доске вызывается девочка и по просьбе учителя начинает петь. Учитель говорит: Маша икадерэн. Затем учитель сам начинает петь: Би икадем. Икадем – пою. Потом учащиеся хором начинают петь песню и каждый должен сказать о себе и о друге: Би икадем. Коля икадерэн. Си икаденны. При этом учитель обращает внимание на различие окончания у глаголов. Аналогичная работа проводится со словами ичэтчэм, ичэтчэрэн, ичэтчэнни, ӈэнэдем, ӈэнэдерэн, ӈэнэденни.
3. Физкультминутка. Разучивание со слов учителя.
Эгдэндули, ӈэнэдем, ӈэнэдем По лесу иду, иду
Икэнма икадем, икадем. Песенку пою, пою.
Закрепление
а) При закреплении глаголов вводятся вопросы Эдям? Эдянны? Учитель говорит: Би ӈэнэдем. Си эдянни, Вася? – Би ӈэнэдем. Вася ходит по классу и задаёт вопрос: Света, си эдянны? – Би ичэтчэм. Таня эдяран? – Таня ичэтчэрэн. Девочка поёт песню и задаёт вопрос детям: Би эдям? – Си Света икаденны.
б) Организуются диалоги детей.
- Вася, си ичэтчэнны? - Э,э ичэтчэм.
- Коля икадерэн? - Эчэ, эчэ ичэтчэрэн.
- Си, Таня икаденны? - Э,э би икадем.
- Вася таӈдяран? - Эчэ, эчэ тэгэтчэрэн.
5. Игра «Таккэлу экунма одям?»
Учитель просит ученика встать за ширму и изображать различные действия. А дети задают вопросы: Си икаденны? Си ӈэнэденны? и т.д. Когда кто-то угадывает правильно, ведущий сменяется с другим учеником.
6.Разучивание хоровода «Дэвэйдэ»:
Дэвэ-дэвэ-дэвэйдэе. Дэвэ-дэвэйвэ икаденэ,
Дэвэ-дэвэ-дэвэйдэе. Сигуканмэ ичэтчэнэ,
Дэвэ-дэвэ-дэвэйдэе. Аямамат ӈэнэденэ.
Подведение итогов урока.
Занятие 7.
Тема: Рассказ о себе. Ӈи бихим, улгучэндем.
Усвоение слов: улгучэндем.
Работа над типовыми конструкциями.
а) Понимание слов: улгучэндем –расскажу, улгучэндерэн – рассказывает.
б) Умение ставить вопросы и отвечать на них:Ӈи гэрбис? – Би гэрбив Миша. Экуды фамилияс? – Би фамилияв Сологир. Иду эняс хавалдяран? – Эняв таткитту хавалдяран.
в) Умение составлять предложения: Би гэрбив Саша. Фамилияв Пуягир. Умукэды классту татчам. Энев, амав, экинми бихи. Экинми дыгин классту татчаран. Минӈи кэргэнми со ая.
Ход урока:
Повторение пройденного.
По вызову учителя дети называют слова и предложения, которые они усвоили на прошлом уроке.
Введение новых слов.
а) После сообщения темы и цели урока к доске вызывается заранее подготовленный ученик, который рассказывает о себе и о своей семье. Например: Би гэрбив Саша. Фамилияв Пуягир. Би умукэды классту татчам. Энев, амав, экинив бихи. Амав совхозту хавалдяран. Энев таткитту хавалдяран. Экинив дыгинду классту татчаран. Минӈив кэргэнми со ая.
б) Затем учитель даёт образец ответа на вопрос: Ӈи гэрбис? Этот вопрос переводит на русский язык и сам отвечает на него: Би гэрбив Елена Анатольевна. А потом дети спрашивают друг друга: Ӈи гэрбис? – Би гэрбив Миша.
в) Далее учитель даёт новый образец диалога:
- Хунаткан, си гэрбис? - Би гэрбив Саша.
- Экуды фамилияс? - Би фамилияв Сологир.
- Энес, амас бихи? - Э,э энев, амав бихи.
- Иду энес хавалдяран? - Энев таткитту хавалдяран.
Нужно, чтобы каждый учащийся поупражнялся в употреблении этих вопросов и ответов.
Физкультминутка. Повторение хоровода «Дэвэйдэ».
После физкультминутки учащиеся рисуют себя и свою семью. Затем по рисункам составляют рассказ.
Подведение итогов урока.
Урок 8. Закрепление пройденного материала.
Тема: «Сокровища Энекан Буга»
Цель: определить уровень сформированности сохранения эвенкийского языка у младших школьников в селе Ивановское.
Задачи:
Развивать познавательный интерес школьников, расширять и углублять представления о родном крае
Прививать любовь к Родине, уважение к обычаям, традициям, культуре других народов; уважение к предкам.
Навыки работы с картографическим материалом
Знакомство с сюжетами эвенкийских сказок («Гагара», «Мамонт Сэли и змей Джябдар», «Как собака стала домашней»).
Новые слова и понятия: петроглифы, пиктографическое письмо, эвенки – орочоны.
Оборудование:
- Карта/фрагмент карты Амурской области;
- Иллюстративный материал; изображение эвенков в национальных костюмах, изображение Энекан Буга, образцы пиктографического письма.
- Раздаточный материал (планшеты А 4, листы с заданиями, карандаши, бейджики с изображением тотема рода, разноцветные самоклеющиеся закладки).
Критерии оценивания:
Если все буквы «А», ты проявляешь интерес к традиционной культуре эвенков - коренного населения. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 7 букв «А», ты не очень интересуешься традиционной культурой эвенков - коренного населения. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.
У тебя менее 3 букв «А»: ай-ай-ай! Ты совсем не хочешь интересоваться традиционной культурой эвенков - коренного населения! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!
На занятии по рассказу «Почему эвенки стариков любят» на этапе “Актуализация знаний” воспитатель предлагает вспомнить про оленя и повторить эвенкийские слова: авукса булькэль - помыв, вытри; дэрэви авкал - лицо мой, гукэль - скажи; тэты - одежда; кунгу - пальто; эр ая тэты - это хорошая одежда; унталва тэтыллеп - наденем унты; эля ичэкэл - посмотри сюда; он синни гэрбис - как твоем имя; уйдэкэль - догадайся сам.
На этапе «Изучение нового материала» Чтение стихотворения, которое надо выучить. Далее чтение рассказа «Почему эвенки стариков уважают»
На занятии по рассказу «Почему эвенки стариков уважают» был Метод «Шести шляп»
Правила работы в «шляпах»:
Белая шляпа: краткое содержание рассказа.
Желтая шляпа: отмечаем плюсы, только положительные стороны.
Черная шляпа: выделяем минусы, только отрицательные стороны.
Красная шляпа: рассказываем о своих чувствах, эмоциях.
Синяя шляпа: подводим итоги, делаем выводы.
Надев желтую шляпу, раскрывали положительные качества героев.
Переодеваем черную шляпу и слушаем о тех героях, которые в произведении противопоставлены положительным.
Воспитатель, рассказав про данный метод, предлагает воспитанникам оказаться в каждой шляпе, и выполнить соответствующее задание.
Воспитатель воспитывал у воспитанников интерес к сказкам народов мира, положительные качества личности на примере героев сказок; продолжать учить детей работать в группах, учить налаживать отношений со сверстниками.
Изучив рассказ Г. Кэптукэ «Моя Сачари» учащимся было дано Задание на дом (Самостоятельная работа)
Учащиеся делятся на две группы, каждой группе по заданию:
1 группа: Рассказать фрагмент от лица главной героини.
2 группа: Нарисовать рисунок из понравившиеся фрагмента рассказа. Придумать вопросы к классу по прочитанному тексту.
Данное задание направлено на формирование умений искать и выделять необходимую информацию из произведения, определять понятия, создавать обобщения. Продолжать учить детей работать в группах, учить налаживать отношений со сверстниками.
На уроке по произведению «Храбрый Азмун» Д. Нагишкина была проведена Игра «Угадай-ка».
Учитель предлагает вспомнить ранее изученные произведения Г.Кэптукэ и Д.Нагишкина, и выполнить задание, в котором нужно из русских слов написать эвенкийские слова, и по первым буквам отгаданных слов нужно составить и объяснить пословицу, рассказать ситуацию из произведений Г.Кэптукэ и Д.Нагишкина.
«Дружба силу добавляет»
1 группа
Жители Крайнего Севера (Долгане)
Выделанная оленья шкура(Ровдуха)
Ложка(Умкэн)
Чашка с жиром и фитилём(Жирник)
Обувь северных народов(Бокари)
Белая куропатка(Аскун)
2 группа
Лось (Сохатый)
Волк (Иргичи)
Кладовая на высоких столбах (Лабаз)
Жители Дальнего Востока (Ульчи)
Все вместе
Слова, используемые жителями определенной местности (Диалектизмы)
Лодка северных народов (Оморочка)
Лук у Умусликэна (Бэркэн)
Обоз из оленьих упряжек (Аргиж)
Самка оленя (Важенка)
Гаг (Лебедь)
Мох для оленей (Ягель)
Суслик (Евражка)
Еда из медвежьего жира (Тэкэмун)
Целью данной работы было повторить и закрепить с учащимися раннее изученные эвенкийские слова отражающие быт и культуру эвенкийского народа, работать над произношением данных слов, учить осуществлять говорение.