СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эвристические методы обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре по теме:"Эвристические методы обучения" (для учителей начальной школы)

Просмотр содержимого документа
«Эвристические методы обучения»

Эвристические методы обучения.

Эвристические формы занятий включают в себя соответствующие методы обучения.

Эвристические методы обучения – методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не даётся в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.

Изучением эвристических методов обучения занимается Андрей Викторович Хуторской. Для удобства он их сгруппировал, основываясь на тех видах деятельности, которые выполняет ученик.


Виды эвристической образовательной деятельности.

1) когнитивные

Основаны на познавательных качествах ученика- умение чувствовать

окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое

понимание или непонимание вопроса и др.;

2) креативные

Основаны на творческих качествах ученика - вдохновленность, фантазия, гибкость

ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений;

прогностичность; наличие своего мнения и др.;

3) методологические (оргдеятельностные)

Основаны на самоорганазиции- способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать еѐ достижение.


Когнитивные методы обучения:


Метод эмпатии (вживания) означает "вчувствование" человека в состояние

другого объекта. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается "переселиться" в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Условием успешного применения метода эмпатии является определенное состояние учеников, создаваемый учителем настрой. Сначала это может быть как игра, на которую дети реагируют, как правило, с некоторым весельем. Затем, когда будут получены и осознаны образовательные результаты, ученики перестанут относиться к данному методу несерьезно и примут его в разряд действительно учебных методов.

Данный метод оказывается необычайно эффективным, поскольку включает неиспользуемые обычно возможности детей. Детям младшего школьного возраста свойственна способность переживать наблюдаемое, чувственно познавать окружающие объекты, используя методы их «очеловечивания».


Метод сравнения применяется для сравнения версий разных учеников, их

версий с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие

ученые, философы.


Метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта.

Предлагается, например, глядя на число, фигуру, слово, знак или реальный объект,

нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи.


Метод эвристического наблюдения.

Наблюдение объектов является подготовительным этапом в формировании его теоретических знаний.

Ученики, осуществляющие наблюдение, получают собственный результат,

включающий: а) информационный результат наблюдения; б) применѐнный способ

наблюдения; в) комплекс личных действий и ощущений, сопровождавших

наблюдение. Степень творчества ученика в ходе его наблюдения определяется

новизной полученных результатов по сравнению с уже имеющимися у него ранее.

Одновременно с получением заданной учителем информации многие ученики во

время наблюдения видят и другие особенности наблюдаемого объекта, то есть

добывают новую информацию и конструируют новые знания.


Креативные методы обучения:


Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее

продукта в результате их определѐнных умственных действий. Метод реализуется при

помощи следующих приѐмов: а) замещение качеств одного объекта качествами

другого с целью создания нового объекта; б) отыскание свойств объекта в иной среде;

в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, изменѐнного

объекта.


Метод "Если бы ...". Ученикам предлагается составить описание или

нарисовать картину о том, что произойдѐт, если в мире что-либо изменится, например:

хищники станут травоядными; все люди переселятся на Луну и т.д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает их способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь всего со всем.


Метод гиперболизации.

Увеличивается или уменьшается объект познания, его

отдельные части или качества: придумывается самое длинное слово, самое малое

число; изображаются инопланетяне с большими головами или малыми ногами;

приготавливается самый сладкий чай или очень солѐный огурец.


"Мозговой штурм" (А.Ф.Осборн). Основная задача метода - сбор как можно

большего числа идей

Начинается штурм с разминки – быстрого поиска ответов на

вопросы тренировочного характера. Затем еще раз уточняется поставленная задача,

напоминаются правила обсуждения, и – старт.

Каждый может высказать свои идеи, дополнять и уточнять. К группам

прикрепляется эксперт, задача которого – фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи.

«Штурм» длится 10 – 15 минут. Для «штурма» предлагаются вопросы, требующие

нетрадиционного решения. На пример: Как определить длину медной проволоки,

намотанной на катушку, не разматывая еѐ?

Работа ведѐтся в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной

ситуации и оценки идей, генерации контр-идей. Генерация идей происходит в группах

по определѐнным правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена.

Всячески поощряются реплики, шутки, непринуждѐнная обстановка. Затем,

полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и

подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации

отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно

отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и

контр-идеями.

На основе данного метода могут быть построены отдельные занятия. Перед мозговой атакой учеников необходимо познакомить с правилами ее ведения. Лучше, если соответствующие памятки будут розданы каждой группе.


Методы организации учения:

Методы ученического целеполагания: выбор учениками целей из

предложенного учителем набора; классификация составленных детьми целей с

последующей детализацией; обсуждение ученических целей на реалистичность их

достижимость; конструирование учениками целей с помощью заданных алгоритмов;

Методы ученического планирования.

Школьникам предлагается спланировать

свою образовательную деятельность на определѐнный период – урок, день, неделю,

или на тему, раздел, творческую работу. План может быть устный или письменный,

простой или сложный, главное, чтобы он обозначал основные этапы и виды

деятельности ученика по реализации его цели. В ходе работы план может меняться,

дополняться или заменяться; ученик фиксирует изменения, выясняет их причины, а в

конце работы осуществляет рефлексию планирования.

Методы взаимообучения.

Учащиеся в парах, группах или в коллективных

занятиях с целым классом выполняют функции учителя, применяя доступный им

набор педагогических методов.

Метод рецензий. Умение критически взглянуть на образовательный продукт товарища, его устный ответ, на материал учебника, просмотренный видеофильм, проанализировать их содержание, выделить главные моменты — необходимые условия само определения учащихся.


Как же выбрать метод обучения? Необходимо не забывать, что в

обучении творческого типа основной целью является организации продуктивной

деятельности учеников. Поэтому, всякий раз, подбирая методы или формы обучения

спросите себя: что именно, какой образовательный продукт будет создан учениками на уроке? Этот продукт должен относиться к изучаемой теме, быть актуален и посилен ученикам, соотнесен с их индивидуальными возможностями и интересами.

Любые свои, будь то рассказ, лекция или инструкция, необходимонаправлять только для одного - для обеспечения запланированной продуктивной

деятельности учеников.

Итак, каким бы активным, эффективным или творческим не был метод

обучения, он не является самоцелью. Главное, ради чего применяются методы

обучения - это продуктивная деятельность и личностный рост ученика сообразно его индивидуальным возможностям.

Таким образом, рассмотрев теоретические основы использования эвристической технологии в образовательном процессе, мы пришли к выводам:

Эвристическая технология - это обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Эвристическое обучение для ученика - непрерывное открытие нового.

При использовании эвристической технологии характерно получение знаний, когда учитель не учит, а помогает разобраться в материале. При помощи вопросов учитель наталкивает учеников на интуитивно понятный способ понимания.

Условиями использования эвристической технологии в образовательном процессе являются: развитие мотивации у школьников на решение эвристических задач и овладение эвристическими приемами; поэтапное введение в обучение эвристических методов и эвристических задач нарастающей сложности и трудности; создание ситуации успеха, способствующей превращению обучающихся из объектов обучения в субъекты познавательной деятельности.


Преимущества

  1. Эвристическое обучение эффективно, так как: увеличивается роль самостоятельности в образовательном процессе, повышается инициативность;

  2. появляется положительная внутренняя мотивация в процессе поиска решения проблем;

  3. формируется творческий подход к решению задач, применяются полученные умения и знания в новых, нетипичных ситуациях;

  4. при групповой организации работы учеников происходит укрепление межличностных отношений, развивается взаимодействие в коллективе;

  5. повышается самооценка детей;

  6. эвристические методы принятия решений дают возможность самореализации обучаемых в процессе обучения: повышается уровень усвоения нового учебного материала.




Недостатки

  1. Эвристический метод требует большей затраты времени, если сравнивать его с сообщением готовых знаний. Вот почему преподаватель не имеет возможности на всех уроках его использовать.

  2. Требует большого творческого потенциала от самого учителя.

  3. Вообще применение метода напрямую зависит от уровня развития и обученности учащихся, а особенно от того, сформированы ли у них познавательные умения.

  4. Творческие задания применимы далеко не ко всем разделам, темам преподаваемых дисциплин.

  5. Сложность объективной оценки результатов творческих работ.


Таким образом, эвристические методы нужно использовать в разумных пределах, нейтрализуя их недостатки с помощью разных приемов. Необходимо помочь тем ученикам, которые не смогли решить на уроках поставленные задачи. Нужно попытаться сформировать у детей умения и навыки, которые пригодятся им для самостоятельного решения проблемы.

 


5