СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ф.И.Тютчев. 6 класс . Природа и человек в стихотворениях

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение учащихся в художественный мир стихотворений Тютчевао природе

Просмотр содержимого документа
«Ф.И.Тютчев. 6 класс . Природа и человек в стихотворениях»


                                           Урок  литературы в 6классе

                          Природа и человек в стихотворениях Ф.И. Тютчева

                                                 

        Цели урока:

             введение  учащихся  в  художественный  мир  стихотворений  Ф.И.  Тютчева  о  

    природе;

             обучение анализу стихотворения.     

 Задачи урока:

            расширить полученные учащимися в 5 классе представления о лирике Ф.И.  

    Тютчева;

             

                                                               Ход урока

     

 Используйте    существительные,   глаголы   и   прилагательные-эпитеты,   характеризующие   как  

природу, так и человека.

        А теперь в графе ниже запишите, как связаны и как взаимодействуют  

человек и природа.

                    ПРИРОДА                                              ЧЕЛОВЕК

все, что нас окружает;            каждый из нас;  живое  

бывает  живая  и  неживая;  весь  мир;           существо; тот, кто всегда думает о хорошем  и

     

природа - это огромный мир, он нас принимает                                      поступает   разумно

и не принимает, если мы живем неправильно.            

 Добрый,  чуткий  человек  любит  природу;  человек  живет  в  природе;  

природа  красива;  человеку  обязательно  надо  охранять  природу;  природа  может             помогать  

человеку,  а  может  ему  препятствовать  в  чем-то,  например,  человек  может  заблудиться  в  

дремучем лесу; человек часто не замечает прекрасную природу вокруг, потому что ему некогда.

      Сегодня на уроке мы познакомимся с такими формами взаимоотношений  

ЧЕЛОВЕКА  и  ПРИРОДЫ,  которых  вы  в  своих  ответах  не  назвали.  

                                Биография Тютчева

                                                       Давайте     проверим,     а   хорошо      ли   вы  

                                                       помните стихи Ф.И. Тютчева, которые мы  

                                                       читали   в   прошлом   году?

                                                                                       Весенняя гроза                          

             Люблю грозу вначале мая,

             Когда весенний, первый гром,

             Как бы резвяся и играя,                              

             Грохочет в небе голубом.

                                                                     

             Гремят раскаты молодые!                            

             Вот дождик брызнул , пыль летит...

             Повисли перлы дождевые,

             И солнце нити золотит...

             

. Выразительно прочитайте стихотворение

                    Весенние воды                                      

               Еще в полях белеет снег,

               А воды уж весной шумят—                    

               Бегут и будят сонный брег,                    

               Бегут и блещут и гласят—

               Они гласят во все концы:                        

               «Весна идет, весна идет!

               Мы молодой весны гонцы,                      

               Она нас выслала вперед».                        

               Весна идет, весна идет!                              

               И тихих, теплых майских дней                

               Румяный, светлый хоровод                      

               Толпится весело за ней                                                                                     

                                                                                                          

        Какая    тема    объединяет      стихотворения,       которые      мы    вспомнили?  

   (Оба   стихотворения   о   природе,   о   весне,   их  

объединяет  общая  тема;  стихотворения  о  том,  что  все  вокруг  живое:  «весна  идет,  

выслала вперед»).

    Работа с новым материалом.

         1.  Восприятие,  осмысление  и  интерпретация  стихотворения «С  поляны  коршун  

поднялся…»  происходит  в  процессе  работы  малых  групп.  Группы  формируются  по  

желанию на основе выбранного вида работы.  

        Листы с заданиями для групп:

Литературоведы                              Комментаторы:                    Литературоведы:

      лексика (словарь)                          роль глаголов                     роль существительных

                Задачи:                                       Задачи:                                       Задачи:

- прокомментируем                          - восстановим    события          - найдём     в     тексте  

некоторые    слова,   которые    

трудно сразу понять;                        найдем   в   тексте   глаголы   и  расскажем об их роли;

- попробуем объяснить их.               раскроем их значение;          -   определим,     о     чем  

                                                      - расскажем    о  настроении

                                                              лирического героя.

       Группа № 1. Комментаторы. Вызвало трудности слово взвился,

но  мы  решили,  что  это  из-за  необычного  ударения,  такая  форма  получается  более  

торжественной  и  подчеркивает  силу  и  красоту  коршуна.  Еще  слово  дале,  значение  

понятно, а вот форма такая, как говорили раньше, а устаревшие слова используются в  

высоком стиле, для торжественных случаев, то есть еще более подчеркивается красота  

и мощь коршуна, даже его величие. Форма к земли тоже устаревшая. Получается, что  

человек,  когда  прирос  к  земли,  как  бы  устарел,  потому  что  не  движется.  Итоги:  

устаревшие слова и формы слов.

               Действительно,          это     формы,       пришедшие          из  старославянского   языка,   а   старославянизмы   указывают   на   принадлежность   текста   к  высокому стилю.

         Группа  №  2.  Литературоведы. В  1  четверостишии  4  глагола  

(поднялся, взвился, вьется, ушел)  – все они обозначают движение, а взвился и вьется –

очень активное движение, но не резкое, а плавное, мощное, красивое; то есть у Тютчева  

природа  вся  в  движении.  А  во  2  четверостишии  всего  2  глагола  (дала  –  относится  к  коршуну,   а   прирос   –    к   человеку),   и   обозначает   второй   глагол   скорее   какую-то  устойчивость, а не движение. Читать эти строки надо медленно и размеренно.  

 Итоги:

     Природа  в  стихотворениях  Тютчева  -  живая,  динамичная,  находится  в  движении,  а  человек  -  в  покое,  сама  возможность  движения  для  него исключается (прирос) 

         Группа № 3. Литературоведы.  В стихотворении важны образы  

неба,  земли,  сильного,  мощного,  свободного  коршуна  и  человека,  привязанного  к  земле, даже как будто придавленного к земле в поте и в пыли.

 Итоги: Образы: человек, коршун. Природа – сильная, свободная (небо, небосклон),  

огромный мир, человек - не царь земли, а маленькая ее часть.                                                                                                     

       Выберите термины, необходимые для понимания стихотворения                    

                       «С поляны коршун поднялся…                                                            

     Антитеза. МетафораОлицетворение. Повтор. Сравнение. Эпитет. Хорей. Ямб.

    Группа  №  4.  Литературоведы.   Стихотворение  построено  на  

противопоставлении     земли    и   неба,    коршуна       и   человека,     движения       (взвился)     и  неподвижности (прирос). И еще  – коршун взлетает с поляны в небо – это в начале, а в  последней      строке      человек     как   бы    возвращает        действие      на    землю.    Повторы в  стихотворении  очень  важны,  хоть  они  не  всегда  полные.                    Коршун  взвился       и  вьется, поднялся высоко и выше, к небу и за небосклон, у него  два мощных, два живых крыла  (эпитеты),  и  то,  что  даже  крылья  у  него  живые,  усиливает  впечатление  красоты  и  гармонии  коршуна  с  природой.  А  человек  царь  земли,  но  прирос  к  земли.  Повторы усиливают  противопоставление образов    коршуна      и   человека,  а   также  делают стихотворение   чуточку   мрачным.   Итоги:   повторы,   эпитеты,   противопоставление  (антитеза). Природа – величественная; человек думает, что велик (царь земли), но мал и  ничтожен перед природой.

        Комментарий   учителя:      В   стихотворении   противопоставлены   небо   -     символ

высокого,  идеального,  красоты  и  гармонии  и  земля,  от  которой  не  может  оторваться

человек,  -  символ  повседневности,  приземленности.  Небо  -  идеал,  который недостижим  для лирического героя Тютчева.

        Группа № 5. Чтецы. Стихотворение написано четырёхстопным  

ямбом,  читать  его  следует  медленно,  торжественно,  это  подчёркивает  и  парная  

рифмовка,  Тютчев  здесь  говорит  о  величии  природы,  а  в  последних  двух  строках,  где  появляется человек, надо перейти на более лирический лад, на медленный темп. Читать  надо  торжественно  и  печально.  Ещё  в  конце  обоих  четверостиший  нужно  повышать  голос, как бы сравнивая коршуна и человека.  Также надо слегка повышать голос, когда  читаешь  о  небе,  и  понижать,  когда  о  земле.  Итоги:  читать  стихотворение  медленно,  торжественно и печально (вторую строфу). Читают.

                      Мы        прочитали  стихотворение     Ф.И.   Тютчева.    Сейчас

    вспомните,что  сегодня   вы   на  примере  стихотворений       Ф.И.   Тютчева      познакомились   с   такой  формой  взаимоотношений  ЧЕЛОВЕКА  и   ПРИРОДЫ,  о  которой  вы  не задумывались.

        Перед   вами    характеристика   двух  типов  лирических  стихотворений.  К  

        какому   из   них   относится   «С   поляны  коршун поднялся…»? Докажите.

         Это  философская  лирика,  потому  что  стихотворение  не  

только о природе, сильной, прекрасной и гармоничной, но и о месте человека в мире и в  

природе.

 О  чем  стихотворение   «С   поляны   коршун   поднялся…»?.  

       Стихотворение  повествует  о  неравенстве  сил  между  

человеком  и  другим  существом,  превосходящем  его  в  природе.  О  том,  что  у  каждого  есть  свое  место  в  жизни.  Человек  не  может  быть  таким  же  свободным,  как  коршун.  

        Это стихотворение о том, что человек считает себя царем земли. Но на самом  

деле это не так. Он лишь часть природы, которая его окружает. Тютчев пишет, что  

люди  приросли  к  земле  и  стоят  «в  поте  и  в  пыли».  Также  в  этом  стихотворении  

рассказывается о мощи коршуна, в которой отразилась природа.

 Расскажите,  что  вы  почувствовали  и  что  открыли  для  себя,  когда  слушали   стихотворение.   Не   забудьте,   что   вы   можете   использовать   знакомые   вам  литературоведческие термины

     В  стихотворении  Тютчев  вновь  одушевляет  природу,  

используя   олицетворение     («солнце   смотрит»,     «принахмурилась     земля»),  поэтому  картины  природы  как  будто  оживают…  -  Природа  постоянно  в  движении,  картины  сменяют  одна  другую,  но  в  завершении,  как  и  в  начале,  появляется  солнце,  которое  заливает светом землю. Понять это мне помогает повтор.  Стихотворение написано  четырехстопным       хореем,   что   придает    легкость   его   звучанию   и   подчёркивает  постоянное движение.

  Какой  ты  видишь  природу  в  стихотворении  «Неохотно  и  несмело»

         Природа  изменчивая  –     то  сердитая  и  холодная,  грозная    и  суровая, добрая  и  красивая,  она  живая,  поэтому  много  олицетворений  (солнце  «смотрит»,     земля  «принахмурилась»).  В  ней  все  в  движении.  Тютчев  показывает,  как  солнце согревает  землю,  как  гроза  с  дождем  смывают  пыль  с  полей,  как  зеленеет  нива.  

       Я  вижу  погоду  в  этом  стихотворении  меняющейся.  Сначала  было  солнце,  после пошел дождь, и после дождя опять выглянуло солнышко. Тютчев показывает, что смена погоды означает жизнь: «Зеленеющие нивы зеленее под грозой».

Ребята, а мы можем определить «место действия» стихотворений  

     Ф.И.  Тютчева? Из  ответов  учащихся:  Это  наш  русский  пейзаж.  Россия.  В  своих  стихотворениях  Ф.И.  Тютчев  изображает  русскую  природу,  перед  нами  прекрасные, такие родные, такие близкие и понятные нам картины.

        Перед вами литературоведческие термины. Используйте их для ответа. 

       Антитеза     –  противопоставление,      создающее     эффект    резкого   контраста    образов,  композиционных или сюжетных элементов произведения.

        Метафора  - переносное  знание  слова,  основанное  на  уподоблении  одного  предмета  или  явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором  слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

        Олицетворение - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются  свойствами   живых   существ   (даром   речи,   способностью   мыслить,   чувствовать,   переживать,  действовать), уподобляются живому существу.

        Повтор – родовое название средств художественной выразительности.  

        Сравнение - уподобление соотносимых явлений (предметов, состояний), выраженное при  помощи  слов  точно,  будто,  словно,  как,  что,  как  будто  и  др.,  при  этом  свойства  или  качества  одного  явления  (предмета,  состояния)  переносятся  на  другое  с  целью  его  художественного  описания.

        Эпитет    - образное  определение,  подчеркивающее  какое-либо  свойство  предмета  или  явления, обладающее особой художественной выразительностью.

        Хорей - двусложный стихотворный размер с сильным первым слогом в стопе.

        Ямб – двусложный стихотворный размер с сильным вторым слогом в стопе.

Дом. задание