Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коргонская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена: Согласовано: Утверждено:
Руководитель ШМО Заместитель директора по Директор МБОУ
_____ /Ж. М. Серебренникова/ УВР «Коргонская СОШ» «Коргонская СОШ»
Протокол №____ _______/И. А. Дремова/ _________/А.В.Серебренников/
от «___» _________2016г. «___» __________ 2016г. Приказ №____
от «___» ___________ 2016г.
Рабочая программа
Наименование факультатива: Микробиология
Класс: 10
Срок реализации программы, учебный год: 2016-2017 год
Рабочую программу составила: Садоева Татьяна Григорьевна
с. Коргон, 2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вид факультатива.
Данная программа факультатива составлена на основе типовой программы для старшей школы. В программу факультатива включены все вопросы, связанные с микроскопическим строением живых организмов, изучаемых в курсах биологии 10-11 класса.
Курс направлен на отработку и развитие практических навыков учащихся. Учащиеся основное время занятия проводят, работая с микроскопом. В программе уделяется внимание методике приготовления микропрепарата, что также повышает практическую направленность курса.
Факультатив «Микробиология» расширяет кругозор учащихся, что положительно сказывается на качестве обучения биологии.
Рассматривая и изучая строение предлагаемых объектов, учащиеся повторяют и закрепляют знания, полученные на уроках биологии. Материал факультативного курса поможет учащимся лучше подготовиться к экзамену по биологии и определится с выбором своего дальнейшего обучения в ВУЗах
Цель факультатива:
Задачи факультатива:
Познакомить учащихся с методикой изготовления микропрепарата.
Рассмотреть микроскопическое строение растений
Рассмотреть микроскопическое строение животных организмов, ткани животных.
Рассмотреть микроскопическое строение грибов, увидеть бактерии
Научиться выполнять биологический рисунок.
Научиться пользоваться биологическими методами изучения живой природы и фиксировать изученное.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ
Изучаемый материал элективного курса «Микромир» разбит на 4части.
Методы биологических исследований
Микроскопическое строение растительного организма.
Микроскопическое строение животного организма.
Грибы и бактерии под микроскопом.
Контроль знаний учащихся, запланированный в программе курса, носит более рекомендательный характер, чем оценочный. Преподавание ведется без дачи домашнего задания. При построении занятия необходимо добиться отработки знаний и умений учащихся на уроке. Итогом работы учащегося является оформление рабочей тетради с биологическими рисунками по микроскопическому строению живых организмов.
Лекция № 1. введение в микробиологию
Предмет и задачи микробиологии. Систематика и номенклатура микроорганизмов
Питательные среды и методы выделения чистых культур
Лекция № 2. морфология и ультраструктура бактерий
Особенности строения бактериальной клетки. Основные органеллы и их функции. Строение клеточной стенки и цитоплазматической мембраны. Дополнительные органеллы бактерий
Лекция № 3. физиология бактерий
Рост и размножение бактерий. Питание бактерий. Метаболизм бактериальной клетки
Виды пластического обмена
Лекция № 4. генетика микроорганизмов. бактериофаги
Организация наследственного материала бактерий. Изменчивость у бактерий. Бактериофаги
Лекция № 5. общая вирусология
Морфология и структура вирусов. Взаимодействие вирусов с клеткой хозяина. Культивирование вирусов. Особенности противовирусного иммунитета
Лекция № 6. учение об инфекции
Общая характеристика инфекции. Формы инфекции и периоды инфекционных болезней
Возбудители инфекций и их свойства
Лекция № 7. нормальная микрофлора организма человека
Нормальная микрофлора человека. Дисбактериоз
Лекция № 8. антибиотики и химиотерапия
Химиотерапевтические препараты. Основные осложнения химиотерапии
Лекция № 9. введение в иммунологию
Понятие об иммунитете. Виды иммунитета. Неспецифические факторы защиты
Лекция № 10. иммунная система организма человека
Центральные и периферические органы иммунной системы. Клетки иммунной системы
Формы иммунного ответа.
Лекция № 11. антигены
Свойства и типы антигенов. Антигены микроорганизмов
Лекция № 12. антитела
Структура иммуноглобулинов. Классы иммуноглобулинов и их свойства
Лекция № 13. иммунопатология
Иммунодефицитные состояния. Аллергические реакции. Особенности инфекционной аллергии. Аутоиммунные процессы
Лекция № 14. прикладная иммунология
Иммунодиагностика. Иммунопрофилактика. Иммунотерапия
Лекция № 15. возбудители кишечных инфекций – семейство энтеробактерий
характеристика семейства энтеробактерий. эшерихии. шигеллы. сальмонеллы. иерсинии
Лекция № 16. пищевые токсикоинфекции. пищевые токсикозы
Общая характеристика и возбудители ПТИ. Ботулизм
Лекция № 17. возбудители зооантропонозных инфекций
Чума. Сибирская язва. Туляремия. Бруцеллез
Лекция № 18. патогенные кокки
Стафилококки. Стрептококки. Менингококки. Гонококки
Лекция № 19. грамотрицательные бактерии – возбудители гнойно-воспалительных заболеваний
Гемофильная палочка. Синегнойная палочка. Клебсиеллы. Протей
Лекция № 20. дифтерия
Морфология и культуральные свойства. Патогенез. Диагностика. Профилактика. Лечение
Лекция № 21. туберкулез
морфология и культуральные свойства. патогенез. диагностика. профилактика. лечение
Лекция № 22. группа риккетсий
Характеристика группы. Риккетсиозы
Лекция № 23. возбудители орви
Вирусы гриппа. Парагрипп. РС-вирусы. Аденовирусы. Риновирусы. Реовирусы. РС-вирусы
Лекция № 24. возбудители вирусных воздушно-капельных инфекций
Вирусы кори и паротита. Вирус герпеса. Вирус краснухи
Лекция № 25. энтеровирусные инфекции
Вирус полиомиелита. ЕСНО-вирусы. Вирусы Коксаки
Лекция № 26. вич (вирус иммунодефицита человека)
Структура. Патогенез и иммунологические нарушения. Эпидемиология. Диагностика. Лечение
Лекция № 27. вирусные зоонозные инфекции
Вирус бешенства. Флавивирусы
Лекция № 28. возбудители вирусных гепатитов
Вирус гепатита А. Вирус гепатита В. Другие возбудители вирусных гепатитов
Лекция № 29. патогенные простейшие
Плазмодии малярии. Токсоплазмы. Лямблии
Формы итоговой работы:
Требования к усвоению теоретического учебного материала.
Давать определения и применять ключевые биологические понятия
Требования к усвоению фактов.
Строение клетки. Виды тканей. Отличие растительной клетки от животной. Особенности строения растительного, животного организма, грибов, бактерий. Строение разбираемых в ходе курса организмов.
Требования к усвоению практических навыков.
Пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, уметь фиксировать данные, полученные в исследованиях в виде рисунков, протоколов экспериментов, докладов
Учебно-тематическое планирование факультатива «Микробиология».
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Лекция № 1. введение в микробиологию | 1 |
2 | Лекция № 2. морфология и ультраструктура бактерий | 1 |
3. | Лекция № 3. физиология бактерий | 1 |
4. | Лекция № 4. генетика микроорганизмов. Бактериофаги | 1 |
5. | Лекция № 5. общая вирусология | 1 |
6. | Лекция № 6. учение об инфекции | 1 |
7. | Тестирование по тема: Бактерии. Микроорганизмы. Вирусы. инфекции | |
8. | Лекция № 7. нормальная микрофлора организма человека | 1 |
9. | Лекция № 8. антибиотики и химиотерапия | 1 |
10. | Лекция № 9. введение в иммунологию | 1 |
11. | Лекция № 10. иммунная система организма человека | 1 |
12. | Лекция № 11. антигены | 1 |
13. | Лекция № 12. антитела | 1 |
14. | Лекция № 13. иммунопатология | 1 |
15. | Лекция № 14. прикладная иммунология | 1 |
16. | Тестирование по темам: микрофлора организма человека. Иммунная система человека | |
17. | Лекция № 15. возбудители кишечных инфекций – семейство энтеробактерий | 1 |
18. | Лекция № 16. пищевые токсикоинфекции. пищевые токсикозы | 1 |
19. | Лекция № 17. возбудители зооантропонозных инфекций | 1 |
20. | Лекция № 18. патогенные кокки | 1 |
21. | Лекция № 19. грамотрицательные бактерии – возбудители гнойно-воспалительных заболеваний | 1 |
22. | Лекция № 20. дифтерия | 1 |
23. | Лекция № 21. туберкулез | 1 |
24. | Тестирование по темам: кишечные инфекции. Дифтерия. Туберкулез. | |
25. | Лекция № 22. группа риккетсий | 1 |
26. | Лекция № 23. возбудители орви | 1 |
27. | Лекция № 24. возбудители вирусных воздушно-капельных инфекций | 1 |
28. | Лекция № 25. энтеровирусные инфекции | 1 |
29. | Лекция № 26. вич (вирус иммунодефицита человека) | 1 |
30. | Лекция № 27. вирусные зоонозные инфекции | 1 |
31. | Лекция № 28. возбудители вирусных гепатитов | 1 |
32. | Лекция № 29. патогенные простейшие | 1 |
33. | Тестирование темам: ОРВИ. ВИЧ. Возбудители вирусных гепатитов. | 1 |
34. | Подготовка к итоговому уроку. К защите проектов(оформление рабочей тетради) | 1 |
35 | Защита проектов. | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема | Домашнее задание | Дата по плану |
По факту |
1 | Лекция № 1. введение в микробиологию | | 02.09 |
|
2 | Лекция № 2. морфология и ультраструктура бактерий | | 09.09 |
|
3 | Лекция № 3. физиология бактерий | | 16.09 |
|
4 | Лекция № 4. генетика микроорганизмов. Бактериофаги | | 23.09 |
|
5 | Лекция № 5. общая вирусология | | 30.09 |
|
6 | Лекция № 6. учение об инфекции | | 07.10 |
|
7 | Тестирование по темам: Бактерии. Микроорганизмы. Вирусы. инфекции | | 14.10 |
|
8 | Лекция № 7. нормальная микрофлора организма человека | | 21.10 |
|
9 | Лекция № 8. антибиотики и химиотерапия | | 28.10 |
|
10 | Лекция № 9. введение в иммунологию | | 11.11 |
|
11 | Лекция № 10. иммунная система организма человека | | 18.11 |
|
12 | Лекция № 11. антигены | | 25.11 |
|
13 | Лекция № 12. антитела | | 02.12 |
|
14 | Лекция № 13. иммунопатология | | 09.12 |
|
15 | Лекция № 14. прикладная иммунология | | 16.12 |
|
16 | Тестирование по темам: микрофлора организма человека. Иммунная система человека | | 23.12 |
|
17 | Лекция № 15. возбудители кишечных инфекций – семейство энтеробактерий | | 13.01 |
|
18 | Лекция № 16. пищевые токсикоинфекции. пищевые токсикозы | | 20.01 |
|
19 | Лекция № 17. возбудители зооантропонозных инфекций | | 27.01 |
|
20 | Лекция № 18. патогенные кокки | | 03.02 |
|
21 | Лекция № 19. грамотрицательные бактерии – возбудители гнойно-воспалительных заболеваний | | 10.02 |
|
22 | Лекция № 20. дифтерия | | 17.02 |
|
23 | Лекция № 21. туберкулез | | 24.02 |
|
24 | Тестирование по темам: кишечные инфекции. Дифтерия. Туберкулез. | | 03.03 |
|
25 | Лекция № 22. группа риккетсий | | 10.03 |
|
26 | Лекция № 23. возбудители орви | | 17.03 |
|
27 | Лекция № 24. возбудители вирусных воздушно-капельных инфекций | | 31.03 |
|
28 | Лекция № 25. энтеровирусные инфекции | | 07.04 |
|
29 | Лекция № 26. вич (вирус иммунодефицита человека) | | 14.04 |
|
30 | Лекция № 27. вирусные зоонозные инфекции | | 21.04 |
|
31 | Лекция № 28. возбудители вирусных гепатитов | | 28.04 |
|
32 | Лекция № 29. патогенные простейшие | | 05.05 |
|
33 | Тестирование темам: ОРВИ. ВИЧ. Возбудители вирусных гепатитов. | | 12.05 |
|
34 | Подготовка к итоговому уроку. К защите проектов(оформление рабочей тетради) | | 19.05 |
|
35 | Защита проектов. | | 26.05 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФАКУЛЬТАТИВА
1. Гусев М. В., Минеева Л. А. Микробиология. М.: Медицина, 2003.
2. Елинов Н. П. Химическая микробиология. М.: Медицина, 1989.
3. Подколзина В. А., Седов А. А. Медицинская микробиология. Конспект лекций. М.: Приор, 2005.
4. Шуб Г. М. Основы медицинской бактериологии, вирусологии и иммунологии. Учебное пособие. Саратов, 2001.
Наглядные пособия:
- Микроскопы, микропрепараты, гербарный материал
- Таблицы: строение растительной клетки, типы тканей, строение растений, строение цветка, листа, семейства растений
- Модели строения шляпочных грибов
Электронные ресурсы:
- www.biouroki.ru/test/ - проверочные тесты по биологии
- http://biologiya.na-uroke.com/ - сайт по биологии
- https://olimpiada.ru/activity/77/tasks олимпиада по биологии
- http://distant-lessons.ru/katalog-zadanij-ege-po-temam тесты по биологии по темам
- http://www.plam.ru/biolog/mikrobiologija_konspekt_lekcii/index.php конспекты по микробиологии