СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультатив "Юный эколог"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Факультатив "Юный эколог"»







Рабочая программа

факультативного курса

«Юный эколог»






Разработана:

Скворцовой Ольгой Павловной,

учителем химии

первой квалификационной категории



















Пермь, 2019-2020 уч.год.


Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика предмета

  3. Описание места предмета в учебном плане

  4. Требования к результатам обучения

  5. Содержание программы

  6. Тематическое планирование

  7. Список литературы




























1.Пояснительная записка

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в природе. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребенку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития в дальнейшем поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребенок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, все воспринимает с любовью, испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребенка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

     В настоящее время по охране окружающей среды, природоохранному воспитанию и формированию экологического мировоззрения приобретает особое значение.

Актуальность экологического образования вызвана настоящей экологической обстановкой в нашем регионе и на планете в целом. Из источников информации известно, что экологическая обстановка постепенно ухудшается из-за того, что большинство людей нарушают законы природы; не знают основных источников ухудшения экологической обстановки в своем регионе, и только незначительная часть населения систематически осознанно участвует в практической деятельности по охране природы.

Поэтому программа«Юный эколог» разработана для учащихся начальной школы.Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся. Они успешно применяют приёмы анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности в исследовательской работе –это один из важнейших путей в решении данной проблемы.


Цели и задачи модуля:


Цель – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

- обучение проведению учебных исследований младшими школьниками
- развитие творческой исследовательской активности детей
-стимулировать у детей интерес к фундаментальным и прикладным наукам

- ознакомление с научной, художественной картиной мира
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.


В работе с детьми часто используются слова “исследование”, “исследуем”. Дети задают вопрос и ищут на него ответ, наметив план действий, описывают основные шаги, наблюдая, экспериментируя, делая выводы, фиксируя результаты. В программу включены различные формы подачи образовательного материала, которые подскажут, как сделать познавательную деятельность более интересной и практически направленной. Используются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы.Учащиеся будут составлять экологические проекты. Совершать экскурсии и прогулки в природу, моделировать, разрабатывать и создавать экологические знаки. Показывать игры, сценки. Проводить экологические акции, исследования. Составлять памятки, гербарии.



  1. Общая характеристика предмета

Курс «Юный эколог» связан с предметами – окружающий мир, природоведение, биология, химия, физика. Тематическая направленность программы эколого- биологическая и учебно-образовательная. Тема «Экология моего дома» включает 3 раздела: «Введение», «Мой дом за окном», «Я и мое окружение». Реализация программы – 1год.

Отличительные особенности: систематизация знаний.

Формы работы: урок, экскурсия, практикум, лабораторная работа, конференция, урок-диалог, презентация.

Методы, используемые в работе: наблюдение, сравнение, моделирование, измерение, эксперимент, опыт.

Режим занятий: учебная, внеурочная и самостоятельная деятельность.



  1. Место предмета в учебном плане


« Юный эколог» проводится в 5-7 классах один раз в неделю одну четверть. Общее количество часов в четверть–8ч.

Формы работы кружка: индивидуальная, групповая, коллективная.


4.Требования к результатам обучения


ПОКАЗАТЕЛИ В ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЕ :

- интерес к познанию мира природы

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков

- осознание роли и места человека в биосфере

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природной точки зрения экологической допустимости

Учащиеся должны знать:

- планета Земля – наш большой дом

- Солнце- источник жизни на Земле

- неживое и живое в природе

- основные группы растительных и животных организмов

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов

- значение тепла, света, влаги, воздуха на организмы

- значение животных и растений для человека

- многообразие живых организмов

- различия съедобных и несъедобных грибов

- здоровье человека

- влияние человека на природу

- экологические правила поведения в природе

- что такое наблюдение и опыт

Учащиеся должны уметь:

- выполнять правила экологического поведения в природе

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами

- ухаживать за комнатными растениями и животными

- заботиться о здоровом образе жизни

- улучшать состояние окружающей среды

- наблюдать предметы и явления в природе

- ставить простейшие опыты

- оценивать поведение и деятельность людей.


  1. Содержание программы

Раздел 1. Введение

Что такое экология?

Раздел II. Мой дом за окном

Дом, где мы живем. Уборка мусора. Деревья твоего двора. Изготовление кормушек.

Раздел III. Я и мое окружение

Моя квартира и семья. Мой класс. Дом моей мечты. Комнатные растения. Животные в доме. Уход за животными и растениями.

Экскурсия в парк.

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»

Практическое занятие «Уход за домашними животными в классе»


  1. Тематическое планирование


п/п

Темы

Краткое содержание

Формы и методы

Подведение итогов

I.

Введение (2ч)




1


Что такое экология

Цели и задачи экологии. Правила поведения. Простейшая классификация экологических связей. Значение экологии.

Беседа. Рассказ. Диалог. Игра «Живое-неживое»

Рисунок «Дуб и все вокруг него»

II.

Мой дом за окном




2

Мой дом

Внешний вид своего дома, окраска стен, этажность, дома в деревне и городе.

Рассказ. Диалог. Игра

Рисунок «Мой дом», рассказ «Я живу в городе», «Я живу в селе».


Дом, где мы живем

Соблюдение чистоты и порядка во дворе, подъезде.

Беседа. Рассказ.

Плакат «Kакие бывают дома»

3

Откуда берется и куда девается мусор?

Выясняем появление мусора

Беседа. Эксперимент «Бросим бумажку?»

Мини-сочинение «Чистый город»

4

Деревья твоего двора

Деревья перед домом. Зачем озеленение необходимо?

Беседа. Загадки. Кроссворды. Игра «Узнай листок». Мультфильм «Сказки старого дуба».

Рисунок «вид деревьев зимой».



Птицы нашего двора

Знакомство с разнообразием птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Кормушки.

Беседа. Наблюдение. Игра «Где живет птичка». Сказки-шутки

Рисунок «Птицы». Поведение птиц.

III.

Я и мое окружение




5

Моя квартира

Характеристика квартиры

Беседа « Цветовая гамма. Влияние цвета на здоровье человека»

Рисунок «Моя квартира»


Дом моей мечты

Из чего сделаны дома.

Диалог. Рассказ.

Рисунок дома своей мечты.

6

Соседи-жильцы

Доброжелательное отношение к соседям. Дружба народов. Обычаи и традиции русского народа

Диалог. Рассказ. Игра «Люблю-не люблю»

Рассказ «Интересные люди»


Моя семья

Происхождение слова «семья». Занятия членов семьи. Роль семьи в жизни человека.

Диалог. Игра.

Составить рассказ о своей семье.

7

Комнатные растения в квартире, классе


Знакомство с комнатными растениями. Условия жизни для роста растений. Уход за растениями

Беседа. Опыт. Наблюдение. Эксперимент. Игра «Угадай по описаниям»

Зарисовка комнатных растений. Сообщения о растениях. Подбор стихов, загадок, пословиц.


Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»


Выполнение работы. Наблюдение.




Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»

Подготовка семян и почвы к посеву. Посадка лука, гороха.

Опыт: посадка пророщенных и сухих семян. Эксперимент. Наблюдение.


8

Животные в доме

Знакомство с домашними животными. Значение животных для человека. Правила гигиены и безопасности. Клопы, тараканы, моль.

Беседа. Рассказ. Наблюдение.

Рисунок «Мое домашнее животное», сообщения о поведении животных.


Практическое занятие «Уход за домашними животными»

Распределение обязанностей. Наблюдение за животными.

Диалог. Рассказ.

Алгоритм ухода за домашними животными.



  1. Список используемой литературы:


1. О.Г. Хинн «Я познаю мир». Детская энциклопедия. ООО «Фирма» Издательство АСТ, 1998 г.

3.     Д.И. Трайтах «Книга для чтения по ботанике». М.: Просвещение, 1985 г.

4.     В.Н. Кузнецов «Экология России». Хрестоматия. АО «МДС», 1995 г.

5.     А.Н. Захлебный «Книга для чтения по охране природы». М.: Просвещение, 1986 г.