Рабочая программа
факультативного курса
«Юный эколог»
Разработана:
Скворцовой Ольгой Павловной,
учителем химии
первой квалификационной категории
Пермь, 2019-2020 уч.год.
Содержание
Пояснительная записка
Общая характеристика предмета
Описание места предмета в учебном плане
Требования к результатам обучения
Содержание программы
Тематическое планирование
Список литературы
1.Пояснительная записка
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в природе. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребенку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития в дальнейшем поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребенок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, все воспринимает с любовью, испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребенка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
В настоящее время по охране окружающей среды, природоохранному воспитанию и формированию экологического мировоззрения приобретает особое значение.
Актуальность экологического образования вызвана настоящей экологической обстановкой в нашем регионе и на планете в целом. Из источников информации известно, что экологическая обстановка постепенно ухудшается из-за того, что большинство людей нарушают законы природы; не знают основных источников ухудшения экологической обстановки в своем регионе, и только незначительная часть населения систематически осознанно участвует в практической деятельности по охране природы.
Поэтому программа«Юный эколог» разработана для учащихся начальной школы.Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся. Они успешно применяют приёмы анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности в исследовательской работе –это один из важнейших путей в решении данной проблемы.
Цели и задачи модуля:
Цель – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
- обучение проведению учебных исследований младшими школьниками
- развитие творческой исследовательской активности детей
-стимулировать у детей интерес к фундаментальным и прикладным наукам
- ознакомление с научной, художественной картиной мира
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
В работе с детьми часто используются слова “исследование”, “исследуем”. Дети задают вопрос и ищут на него ответ, наметив план действий, описывают основные шаги, наблюдая, экспериментируя, делая выводы, фиксируя результаты. В программу включены различные формы подачи образовательного материала, которые подскажут, как сделать познавательную деятельность более интересной и практически направленной. Используются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы.Учащиеся будут составлять экологические проекты. Совершать экскурсии и прогулки в природу, моделировать, разрабатывать и создавать экологические знаки. Показывать игры, сценки. Проводить экологические акции, исследования. Составлять памятки, гербарии.
Общая характеристика предмета
Курс «Юный эколог» связан с предметами – окружающий мир, природоведение, биология, химия, физика. Тематическая направленность программы эколого- биологическая и учебно-образовательная. Тема «Экология моего дома» включает 3 раздела: «Введение», «Мой дом за окном», «Я и мое окружение». Реализация программы – 1год.
Отличительные особенности: систематизация знаний.
Формы работы: урок, экскурсия, практикум, лабораторная работа, конференция, урок-диалог, презентация.
Методы, используемые в работе: наблюдение, сравнение, моделирование, измерение, эксперимент, опыт.
Режим занятий: учебная, внеурочная и самостоятельная деятельность.
Место предмета в учебном плане
« Юный эколог» проводится в 5-7 классах один раз в неделю одну четверть. Общее количество часов в четверть–8ч.
Формы работы кружка: индивидуальная, групповая, коллективная.
4.Требования к результатам обучения
ПОКАЗАТЕЛИ В ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЕ :
- интерес к познанию мира природы
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков
- осознание роли и места человека в биосфере
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природной точки зрения экологической допустимости
Учащиеся должны знать:
- планета Земля – наш большой дом
- Солнце- источник жизни на Земле
- неживое и живое в природе
- основные группы растительных и животных организмов
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов
- значение тепла, света, влаги, воздуха на организмы
- значение животных и растений для человека
- многообразие живых организмов
- различия съедобных и несъедобных грибов
- здоровье человека
- влияние человека на природу
- экологические правила поведения в природе
- что такое наблюдение и опыт
Учащиеся должны уметь:
- выполнять правила экологического поведения в природе
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами
- ухаживать за комнатными растениями и животными
- заботиться о здоровом образе жизни
- улучшать состояние окружающей среды
- наблюдать предметы и явления в природе
- ставить простейшие опыты
- оценивать поведение и деятельность людей.
Содержание программы
Раздел 1. Введение
Что такое экология?
Раздел II. Мой дом за окном
Дом, где мы живем. Уборка мусора. Деревья твоего двора. Изготовление кормушек.
Раздел III. Я и мое окружение
Моя квартира и семья. Мой класс. Дом моей мечты. Комнатные растения. Животные в доме. Уход за животными и растениями.
Экскурсия в парк.
Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»
Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»
Практическое занятие «Уход за домашними животными в классе»
Тематическое планирование
№ п/п | Темы | Краткое содержание | Формы и методы | Подведение итогов |
I. | Введение (2ч) | | | |
1 | Что такое экология | Цели и задачи экологии. Правила поведения. Простейшая классификация экологических связей. Значение экологии. | Беседа. Рассказ. Диалог. Игра «Живое-неживое» | Рисунок «Дуб и все вокруг него» |
II. | Мой дом за окном | | | |
2 | Мой дом | Внешний вид своего дома, окраска стен, этажность, дома в деревне и городе. | Рассказ. Диалог. Игра | Рисунок «Мой дом», рассказ «Я живу в городе», «Я живу в селе». |
| Дом, где мы живем | Соблюдение чистоты и порядка во дворе, подъезде. | Беседа. Рассказ. | Плакат «Kакие бывают дома» |
3 | Откуда берется и куда девается мусор? | Выясняем появление мусора | Беседа. Эксперимент «Бросим бумажку?» | Мини-сочинение «Чистый город» |
4 | Деревья твоего двора | Деревья перед домом. Зачем озеленение необходимо? | Беседа. Загадки. Кроссворды. Игра «Узнай листок». Мультфильм «Сказки старого дуба». | Рисунок «вид деревьев зимой». |
| Птицы нашего двора | Знакомство с разнообразием птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Кормушки. | Беседа. Наблюдение. Игра «Где живет птичка». Сказки-шутки | Рисунок «Птицы». Поведение птиц. |
III. | Я и мое окружение | | | |
5 | Моя квартира | Характеристика квартиры | Беседа « Цветовая гамма. Влияние цвета на здоровье человека» | Рисунок «Моя квартира» |
| Дом моей мечты | Из чего сделаны дома. | Диалог. Рассказ. | Рисунок дома своей мечты. |
6 | Соседи-жильцы | Доброжелательное отношение к соседям. Дружба народов. Обычаи и традиции русского народа | Диалог. Рассказ. Игра «Люблю-не люблю» | Рассказ «Интересные люди» |
| Моя семья | Происхождение слова «семья». Занятия членов семьи. Роль семьи в жизни человека. | Диалог. Игра. | Составить рассказ о своей семье. |
7 | Комнатные растения в квартире, классе | Знакомство с комнатными растениями. Условия жизни для роста растений. Уход за растениями | Беседа. Опыт. Наблюдение. Эксперимент. Игра «Угадай по описаниям» | Зарисовка комнатных растений. Сообщения о растениях. Подбор стихов, загадок, пословиц. |
| Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» | Выполнение работы. Наблюдение. | | |
| Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» | Подготовка семян и почвы к посеву. Посадка лука, гороха. | Опыт: посадка пророщенных и сухих семян. Эксперимент. Наблюдение. | |
8 | Животные в доме | Знакомство с домашними животными. Значение животных для человека. Правила гигиены и безопасности. Клопы, тараканы, моль. | Беседа. Рассказ. Наблюдение. | Рисунок «Мое домашнее животное», сообщения о поведении животных. |
| Практическое занятие «Уход за домашними животными» | Распределение обязанностей. Наблюдение за животными. | Диалог. Рассказ. | Алгоритм ухода за домашними животными. |
Список используемой литературы:
1. О.Г. Хинн «Я познаю мир». Детская энциклопедия. ООО «Фирма» Издательство АСТ, 1998 г.
3. Д.И. Трайтах «Книга для чтения по ботанике». М.: Просвещение, 1985 г.
4. В.Н. Кузнецов «Экология России». Хрестоматия. АО «МДС», 1995 г.
5. А.Н. Захлебный «Книга для чтения по охране природы». М.: Просвещение, 1986 г.