СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФГОС. Внеурочные занятия по математике в 5 классе. Планирование курса "Занимательная математика".

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ФГОС. Внеурочные занятия по математике в 5 классе. Планирование курса "Занимательная математика".»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г.Шахты Ростовской области «Гимназия имени А.С. Пушкина»






«Утверждаю»

Директор МБОУ г. Шахты

«Гимназия имени А.С.Пушкина»

Приказ от«29» августа 2019 г. № 192


______________ /Демина Л.И. /

ФИО





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по курсу «Занимательная математика»

Уровень общего образования (класс)


Основное общее образование, 5 класс


Количество часов 35


Учитель Косова Татьяна Анатольевна



Программа разработана на основе учебного пособия Анфимовой Т.Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. - М.: ИЛЕКСА, 2012, методического пособия «Проектирование программы внеурочной деятельности. Развитие интеллектуальных умений учащихся 5-6 классов» автор: Мухаметзянова Ф.С.- Ульяновск: УИПКПРО, 2012 и программы развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов «Внеурочная деятельность» автор: Н. А. Криволапова. — М.: Просвещение, 2012, в соответствии с требованиями ФГОС.




2019- 2020 учебный год


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

  • Областной закон от 14.11.2013г № 26 –ЗС «Об образовании в Ростовской области»;

  • - ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от  17.12.2010 №1897

  • - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г.

№1577 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897»;

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г № 1015 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего и среднего общего образования»;

  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» ( для курсов внеурочной деятельности);

  • Основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС ООО) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Шахты Ростовской области « Гимназия имени А.С. Пушкина» на 2019-2020 учебный год

  • Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Шахты Ростовской области «Гимназия имени А.С. Пушкина» на 2019-2020 учебный год

  • Календарный учебный график муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Шахты Ростовской области «Гимназия имени А.С. Пушкина» на 2019-2020 учебный год

. Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. - М.: ИЛЕКСА, 2012, .

. «Проектирование программы внеурочной деятельности. Развитие интеллектуальных умений учащихся 5-6 классов»: Мухаметзянова Ф.С.- Ульяновск: УИПКПРО, 2012

. «Внеурочная деятельность» Н. А. Криволапова. — М.: Просвещение, 2012.

Актуальность данного курса определяется тем, что обучающиеся расширяют представления   о математике, об исторических корнях математических понятий и символов, о роли математики в общечеловеческой культуре.

Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию обучающихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности, личностно-деятельный подход. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число обучающихся.

Математика - «наука наук». Математика – удобный, даже универсальный, инструмент описания мира. А прикладная математика, то есть математика практическая, ориентированная на конкретные актуальные цели и нужды, является не только средством познания, но также и средством воздействия на окружающий мир.

Современный этап развития общества характеризуется резким подъемом его информационной культуры, модернизацией общего образования, поэтому приоритет отдается вкладу математического образования в индивидуальное развитие личности. Развитие, прежде всего, в таких направлениях, как точность и ясность мысли, высокий уровень интеллекта, воля и целеустремленность в поисках и принятии решений, способность ориентироваться в новых ситуациях, стремление к применению полученных знаний, умение и желание постоянно учиться, творческая активность и самостоятельность.  

Математическое образование должно подчиняться общей цели: обеспечить усвоение системы математических умений и знаний, развивать логическое мышление и пространственное воображение, сформировать представление о прикладных возможностях математики, сообщить сведения об истории развития науки, выявлять образовательные склонности и предпочтения обучающихся.

Содержание курса позволяет обучающимся активно включаться в учебно-познавательную деятельность и максимально проявить себя, поэтому при изучении акцент делается не столько на приобретении дополнительных знаний, сколько на развитие способностей обучающихся приобретать эти знания самостоятельно, их творческой деятельности на основе изученного материала.

Занятия проходят в форме беседы с опорой на индивидуальные способности обучающихся. В ходе занятий предполагается обязательное выполнение практических заданий. Акцент сделан на самостоятельную работу обучающихся, большое внимание уделяется индивидуальной работе.

Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки школьной программы, но вместе с тем тесно примыкают к ней. Занятия курса будут способствовать совершенствованию математических знаний, формированию интереса к предмету, пониманию роли математики в деятельности человека.      

Цели:

     - расширение и углубление знаний обучающихся по математике,

    - привитие интереса к математике,

- развитие математического кругозора, логического мышления,

     - воспитание настойчивости, инициативы,

     - развитие наблюдательности, умения нестандартно мыслить.

Задачи:

-развивать устойчивый интерес обучающихся к математике,

- углублять и расширять знания обучающихся,

- развивать умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой,

-воспитывать у обучающихся чувство коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

Содержание курса реализует основное направление деятельности гимназии «Развивающая функция обучения и воспитания, обеспечивающая становление личности гимназистов и раскры­тие их индивидуальных способностей».

Основными формами организации деятельности обучающихся являются:

* изложение узловых вопросов курса (лекционный метод),

* собеседования (дискуссии),

* тематическое комбинированное занятие,

* соревнование, экспериментальные опыты, игра,

* решение задач.

* защита творческих работ


2. Предполагаемые результаты реализации программы

При изучении курса «Занимательная математика» в 5 классе основной школы обучающиеся получат возможность достичь следующих результатов развития:

в личностном направлении:

  • умение точно, грамотно и ясно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • умение распознавать логически некорректные высказывания;

  • развивать креативность мышления, находчивость, активность при решении математических задач;

  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • развивать способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. 


в метапредметном направлении:

  • получат первоначальное представление об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования процессов;

  • умение находить в различных источниках информацию;

  • умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира в простейших случаях;

  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (схемы, таблицы) для интерпретации  и иллюстрации;

  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  • распознание математической задачи в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни;

  • умение составлять алгебраические модели реальных ситуаций.

в предметном направлении:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, иметь представление о числе и десятичной системе счисления, о натуральных числах, обыкновенных и десятичных дробях, об основных изучаемых понятиях (число, фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; иметь представление  о достоверных, невозможных и случайных событиях, о плоских фигурах и их свойствах, а также о простейших пространственных телах;

  • умение работать с математическим текстом; выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику; выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями; решать текстовые задачи арифметическим способом; составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций.

Требования к уровню подготовки  обучающихся

Предполагается, что знакомство обучающихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки школьников в системе естественно-математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» к «межпредметным результатам». Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса математики.

Для естественно-математического образования приоритетным можно считать:

  • развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

  • самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов

        – в плане это является основой для целеполагания.

На ступени основной школы задачи учебных занятий определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Обучающиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач: формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными математическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии.

Реализация программы курса обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности:

  • создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;

  • формирование умения использовать различные языки математики, свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства, интегрирования в личный опыт новой, в том числе самостоятельно полученной, информации;

  • создание условий  для плодотворного участия в работе в группе,  развития умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

На уроках обучающиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности обучающихся: формирование простейших навыков работы с источниками, материалами.

Большую значимость образования сохраняет информационно-коммуникативная деятельность обучающихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации, отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

Обучающиеся получат возможность научиться развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута.


Планируемые образовательные результаты обучающихся.

Обучающиеся, посещающие курс, в конце учебного получат возможность научиться:

  • находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;

  • оценивать логическую правильность рассуждений;

  • распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;

  • решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

  • уметь составлять занимательные задачи;

  • применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;

  • применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;

  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.


Система оценки индивидуальных достижений обучающихся.

Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос, проверка заданий на ПК), игры. Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений обучающихся.



3. Содержание программы

1. Вводное занятие. (1 час)

Форма занятия: беседа, дидактические игры и занимательные задачи

Цели: повышение познавательного интереса учащихся, чтобы такой сложный предмет, как математика стал для них интересен, создание ситуации успеха, способствовать подвижности и гибкости мышления, воспитывать чувство товарищества.

Задачи: учить решать задачи на смекалку, углубить представление по использованию математических сведений на практике, в личном опыте, прививать навыки самостоятельной работы, развивать память, внимание, воспитывать настойчивость, упорство в достижении цели, волю, чувство коллективизма.

2. Устный счет. Свойства чисел. (2 часа)

Устные вычисления являются самым древним и простым способом вычислений. А это – одно из главных условий обучения математике. Знание упрощенных приемов устного вычисления остается необходимым даже при полной механизации всех наиболее трудоемких вычислительных процессов. Освоение вычислительных навыков развивает память, мышление и помогает учащимся полноценно усваивать предметы физико-математического цикла. Учащиеся узнают: как математика стала наукой, как числа правят миром, о системе Пифагора, про решето Эратосфена. Также освоят некоторые приемы быстрого счета: умножение на 25, 75, 11, 111, 50, 125.                  

Например: чтобы двузначное число, сумма цифр которого не превышает 10, умножить на 11, надо цифры этого числа мысленно раздвинуть и поставить между ними сумму этих цифр. 62 * 11 = 6(6+2)2 = 682.

Также будут решаться задачи на сообразительность, основанные на свойствах чисел. Например: «Сумма уменьшаемого, вычитаемого и разности равна 26. Найдите уменьшаемое».

3. Числовые ребусы. Головоломки. (2 часа)

Арифметические равенства, разные цифры которого заменены разными буквами, одинаковые - одинаковыми. Методы перебора и способы решения. Примеры, содержащие отсутствующие цифры, которые необходимо восстановить. Примеры, где требуется расставить скобки, знаки арифметических действий, чтобы получились верные равенства.

Например: «В записи 52*2* замените звездочки цифрами так, чтобы полученное число делилось на 36». «Расшифруйте запись: ав + вс + са = авс». «К числу 15 припишите слева и справа по одной цифре так, чтобы полученное число делилось на 15». «Не меняя порядка, расставьте между цифрами 1 2 3 4 5 6 7 8 9 три знака «плюс» или «минус» так, чтобы в результате получилось число 100».



4. Задачи-шутки. Отгадывание чисел. (2 часа)

Задачи разной сложности на внимательность, сообразительность, логику. Занимательные задачи-шутки, каверзные вопросы с «подвохом». Угадывание задуманных и полученных в результате действий чисел. Решение задач с конца. Угадывание возраста и даты рождения, любимой цифры, сколько братьев и сестер у ваших одноклассников.

Например: «Три курицы снесут за три дня три яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней?». «На третий этаж дома ведет лестница в 36 ступеней. Сколько ступеней ведут на шестой этаж?». «Половина от половины числа есть половина. Какое это число?».

5. Задачи на размещение и разрезание. (2 часа)

Задачи на разрезание фигур на одинаковые по форме части, перекраивание фигур с помощью одного, двух или нескольких разрезов. Задачи на распилы, соединение цепей. Закрашивание клеток в цвета при выполнении условий для соседних клеток.

Например: «Разместить на 3 грузовиках 7 полных бочек, 7 бочек, наполненных наполовину и 7 пустых бочек так, чтобы на всех грузовиках был одинаковый по массе груз»

«Было 9 листов бумаги. Некоторые из них разрезали на три части. Всего стало 15 листов. Сколько листов разрезали?».

6. Задачи со спичками. (2 часа)

Перекладывание спичек для получения верного равенства, заданной фигуры, движения в обратную сторону. Например: «Из 6 спичек сложить 4 равносторонних треугольника». «Переложить одну из 7 спичек, изображающих число 7/10, записанное римскими цифрами, так, чтобы получившаяся дробь равнялась 2/3».

7. Четность, делимость чисел. (2часа)

Сложение и вычитание чисел разной четности. Задачи и примеры на использование этих закономерностей. Задачи на делимость и четность чисел, на простые числа. Приемы удобного счета, например, чтобы четное двузначное число умножить на число, оканчивающееся на 5, следует применить закон: если один из множителей увеличить в несколько раз, а другой уменьшить во столько же раз, то произведение не измениться. 26 * 15 = (26 : 2) * (15 * 2) = 13 * 30 = 390, деление на 25, 75, 125. Показать правило делимости чисел на 11: на 11 делятся те и только те числа, у которых сумма цифр, стоящих на нечетных местах, либо равна сумме цифр, стоящих на четных местах, либо больше или меньше ее на число, делящееся на 11.

8. Логические задачи. (2 часа)

   Чтобы развивать логическое мышление обучающихся, их внимание, надо учить их находить  всевозможные способы решения задач и определять наиболее рациональные из них.

Задачи на отношения «больше», «меньше». Формирование модели задачи с помощью схемы, таблицы. Задачи на равновесие, «кто есть кто?», на перебор вариантов с помощью рассуждений над выделенной гипотезой. Задачи по теме: «Сколько надо взять?». Старинные задачи из книги Магницкого, например: «В клетке находятся фазаны и кролики. У всех животных 35 голов и 94 ноги. Сколько в клетке кроликов и сколько фазанов?» «Три подруги вышли в белом, синем, зеленом платьях и туфлях таких же цветов. Известно, что только у Ани цвет платья и туфель совпадает. Ни платье, ни туфли Вали не были белыми. Наташа была в зеленых туфлях. Определить цвет платья и туфель каждой подруги».

9. Переливание, взвешивание. (2часа)

Задачи на переливание из одной емкости в другую при разных условиях. Минимальное количество взвешиваний для угадывания фальшивых монет при разных условиях. Методы решения. Например: «Как, имея два сосуда вместимостью 5л и 7л, налить из крана 6л воды?» «Из 9 монет одна фальшивая, она легче остальных. Как за два взвешивания на чашечных весах без гирь определить, какая монета фальшивая?»

10. Задачи на части и отношения. (2 часа)

Рассказать обучающимся об истории возникновения математических терминов и понятий дроби, обыкновенных и десятичных дробей. Показать картину известного русского художника Богданова-Бельского «Устный счет», где художник изобразил учеников сельской школы старого, дореволюционного времени. В классе возле доски стоит учитель - известный педагог С. А. Рачинский, а около него стоят ученики, занятые решением трудного примера. Ученики сосредоточены и увлечены работой, так как пример действительно труден и интересен. Дать учащимся решить этот пример.

Задачи о наследстве, задачи на отношения, нахождения суммы дробей.

11. Задачи на проценты. (3 часа)

Рассказать учащимся историю появления процента. Проценты были известны индийцам еще в V веке. Введение процентов оказалось удобным для оценки содержания одного вещества в другом. Существуют различные задачи на вычисления процентов и действия с процентами. Научить обучающихся решать задачи на простые проценты, сложные проценты. В процентах измеряют рост денежного дохода, изменение производства товара и т. д. Дать понятие промилле - тысячная доля, которая обозначается знаком 0/00, которое применяется в некоторых областях техники. Дать учащимся практическую работу «Распорядок дня – мой и мамин», в которой учащимся делают хронометраж своих и маминых 24 часов, а затем просчитывают это в процентах. Эта работа дает возможность детям и родителям лишний час пообщаться. Также можно дать задание: «Придумать задачу, рассказ на проценты».

12. Круги Эйлера. (2 часа)

Применение кругов Эйлера для решения логических задач. Изображение условия задач в виде кругов Эйлера. Истинность высказываний и круги Эйлера. Например: «Три поросенка построили три домика из соломы, из прутьев и из камней. Каждый из них получил один домик: Ниф-Ниф – не из камней и не из прутьев; Нуф-Нуф не их камней. Какой домик достался Наф-Нафу?» «У всех 25 учеников на родительское собрание пришли папы и мамы. Мам было 20, а пап было 10. У скольких учеников на родительское собрание пришли и мамы, и папы?»

13. Принцип Дирихле. (2 часа)

Задача о семи кроликах, которых надо посадить в три клетки так, чтобы в каждой находилось не более двух кроликов. Задачи на доказательства и принцип Дирихле.

Умение выбирать «подходящих зайцев» в задаче и строить соответствующие «клетки». «Разместить 8 козлят и 9 гусей в 5 хлевах так, чтобы в каждом хлеве были и козлята и гуси, а число их ног равнялось 10»

14. Его сиятельство «Граф». (2 часа)

Основные понятия, представление данных в виде графов. Задачи, решаемые с помощью графов. Например: «В трех мешках находятся крупа, вермишель и сахар. На одном мешке написано «крупа», на другом – «вермишель», на третьем – «крупа или сахар». В каком мешке что находится, если содержимое каждого из них не соответствует записи?»

15. Геометрия вокруг нас. (2 часа)

     Пропедевтика геометрических знаний. Восприятие формы, величины, умение концентрировать внимание и воображение.

Исторические сведения о развитии геометрии. Геометрические узоры и паркеты. Правильные фигуры. Кратчайшие расстояния. Геометрические игры.

16. Комбинаторные задачи. (3 часа)

Познакомить учащихся с комбинаторным правилом умножения. Решение простейших комбинаторных задач. «На школьной олимпиаде по шахматам выступило 6 команд, в каждой команде было по 5 участников. Сколько было партий сыграно на олимпиаде, если каждая команда играла с каждой по одной игре?». «Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5?».

17. Исторические сообщения. (2 часа)

Сопровождает все темы занятий курса, приводятся высказывания о математиках и математике, случаи из жизни великих математиков. Сообщения обучающихся о некоторых   великих математиках и их открытиях.





4. Тематическое планирование



Наименование разделов и тем

Всего часов

Вводное занятие.

1

Устный счет. Свойства чисел.

2

Числовые ребусы. Головоломки.

2

Задачи-шутки. Отгадывание чисел.

2

Задачи на размещение и разрезание.

2

Задачи со спичками.

2

Четность, делимость чисел.

2

Логические задачи.

2

Переливание, взвешивание.

2

Задачи на части и отношения.

2

Задачи на проценты.

3

Круги Эйлера.

2

Принцип Дирихле.

2

Его сиятельство «Граф».

2

Геометрия вокруг нас.

2

Комбинаторные задачи.

3

Исторические сообщения.

2





Тематическое планирование для обучающихся 5 класса


Кол-во часов


Тема


Содержание

Характеристика деятельности обучающихся


Отслеживание результатов обученности обучающихся

ауди-торные

внеауди-торные

1.

1


Вводное занятие.

Задачи на смекалку. Использование математических сведений на практике.

Обобщают и систематизируют знания по основным темам курса математики начальной школы; по задачам повышенной сложности

Выражают положительное от­ношение к процессу познания, применяют правила делового сотрудничества, оценивают свою учебную деятельность.

Учатся самостоятельно ставить цель, слу­шать других, уважительно отно­ситься к мнению других.


Беседа, групповое решение занимательных задач, подготовка сообщений и презентаций

2,3



1

1

Устный счет. Свойства чисел.

Устные вычисления. Упрощенные приемы устных вычислений. Система Пифагора,. Решето Эратосфена. Приемы быстрого счета.


Обобщают правила сравнения, сложения, вычитания, умножения и деления натуральных чисел.

Устно выполняют основные действия с натуральными числами, вычисления на сложение и вычитание.


Фронтальный опрос, самостоятельное решение задач, групповое решение задач, презентации

4, 5

1

1

Числовые ребусы. Головоломки.

Арифметические равенства. Методы перебора и способы решения

Проявляют находчивость, инициативу, активность.

Формулируют проблему вместе с учителем, делают предположение об информации, необходимой для решения задачи, учатся принимать точку зрения других.


Сообщения

обучающихся,

самостоятельное решение задач

6, 7

1

1

Задачи-шутки. Отгадывание чисел.

Задачи-шутки разной сложности на внимательность, сообразительность, логику. Угадывание задуманных и полученных в результате действий чисел. Решение задач с конца.

Знакомятся с задачами-шутками, составляют уравнения как математическую модель для отгадывания чисел

Выражают положительное от­ношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; оценивать свою учебную деятельность

Составляют план выполнения заданий вместе с учителем; рабо­тать по составленному плану. Строят предположения об информа­ции, необходимой для решения предметной задачи.


Сообщения и презентации, творческая работа обучающихся

8, 9

1

1

Задачи на размещение и разрезание.

Задачи на разрезание фигур на одинаковые по форме части, перекраивание фигур с помощью одного, двух или нескольких разрезов. Задачи на распилы, соединение цепей.


Исследуют ситуации, в которых требуется перекроить фигуры с помощью одного, двух или нескольких разрезов

Выстаивают аргументацию

Составляют план выполнения заданий; обнаруживают и формули­руют проблему; учатся прини­мать точку зрения другого

Коллективная и индивидуальная работа по презентации, практическая работа обучающихся

10, 11

1

1

Задачи со спичками.

Перекладывание спичек для получения верного равенства, заданной фигуры, движения в обратную сторону.

Учатся решать задачи на перекладывание спичек для получения верного равенства, заданной фигуры.

Учатся контролировать процесс и результат учебной деятельности, оказывать помощь другим членам кружка

Учатся строить логическую цепь рассуждений.


Беседа, самостоятельное решение задач, групповое решение задач, подготовка сообщений и презентаций

12, 13

1

1

Четность, делимость чисел.

Сложение и вычитание чисел разной четности. Задачи и примеры на использование этих закономерностей. Задачи на делимость и четность чисел, на простые числа. Приемы удобного счета.

Знакомятся с четностью чисел, признаками делимости

Учатся организации своей деятельности, целеустремленности и настойчивости в достижении цели, умение слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение

Учатся понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.


Групповая работа, практикум, подготовка сообщений

14, 15

1

1

Логические задачи.

Задачи на отношения «больше», «меньше». Модели задачи с помощью схемы, таблицы. Задачи на равновесие.

Учатся   находить           всевозможные способы решения задач и определять наиболее рациональные из них.

Умение ясно и точно излагать свои мысли в устной и письменной речи

Учатся использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.


Коллективная и индивидуальная работа по презентации, практическая работа обучающихся

16, 17

1

1

Переливание, взвешивание.

Задачи на переливание из одной емкости в другую при разных условиях. Минимальное количество взвешиваний для угадывания фальшивых монет при разных условиях. Методы решения задач на переливание, взвешивание.


Учатся решать задачи на переливание из одной емкости в другую, на минимальное количество взвешиваний для решения определенных задач.

Формируют готовность целенаправленно использовать математические знания в учебной деятельности и в повседневной жизни.

Учатся планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Рассказ, индивидуальная работа, презентация, практическая работа обучающихся

18, 19

1

1

Задачи на части и отношения.

Задачи о наследстве, задачи на отношения, нахождения суммы дробей.

Знакомятся с историей возникновения дробей, с историческими задачами на части и дроби

Получают представление о математической науке как сфере человеческой деятельности

Учатся доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других.


Групповое решение задач, практикум, сообщения и презентации

20, 21, 22

1

2

Задачи на проценты.

Задачи на простые проценты, на сложные проценты.

Учатся решать задачи на проценты, составлять задачи на проценты

Учатся преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей


Коллективная и индивидуальная работа по презентации, практическая работа обучающихся

23, 24

1

1

Круги Эйлера.

Применение кругов Эйлера для решения логических задач. Изображение условия задач в виде кругов Эйлера. Истинность высказываний и круги Эйлера.

Знакомятся с кругами Эйлера и их применением для решения логических задач

Развивают креативность мышления при решении логических задач;

Учатся добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.


Коллективная и индивидуальная работа по презентации, практическая работа обучающихся

25,

26

1

1

Принцип Дирихле.

Задачи на доказательства и принцип Дирихле.


Знакомятся с принципом Дирихле, решением задач на доказательство с помощью принципа Дирихле.

Учатся распознавать логически некорректные высказывания при решении задач.

Учатся использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.


Рассказ, самостоятельное решение задач, групповое решение задач, подготовка сообщений и презентаций

27,

28

1

1

Его сиятельство «Граф».

Основные понятия, представление данных в виде графов. Задачи, решаемые с помощью графов.

Учатся решать задачи с помощью графов, выстраивать аргументацию.

выдвигать гипотезы при решении задач и понимать необходимость их проверки .

Коллективная и индивидуальная работа по презентации, практическая работа обучающихся


29,

30

1

1

Геометрия вокруг нас.

Исторические сведения о развитии геометрии. Геометрические узоры и паркеты. Правильные фигуры. Кратчайшие расстояния. Геометрические игры.


В ходе решения разнообразных задач на измерения, вычисления и построения обучающиеся знакомятся с геометрическими объектами и их свойствами.

Формируют представление о математической науке как сфере человеческой деятельности.

Распознают на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры. Приводят примеры аналогов этих геометрических фигур в окружающем мире.


Беседа, групповое решение задач, экскурсия, сообщения и презентации

31,

32,

33

1

2

Комбинатор-ные задачи.

Решение простейших комбинаторных задач.

Выполняют перебор всех возможных вариантов, для пересчета объектов или комбинаций.

Учатся понимать смысл поставленной задачи;

выделять комбинации, отвечающие заданным условиям.


Беседа, самостоятельное решение задач, групповое решение задач, сообщения и презентации

34,

35

1

1

Исторические сведения

Сообщения обучающихся о некоторых   великих математиках и их открытиях.



Знакомятся с историческими сведениями по изученным темам, с высказываниями математиков.

Расширяют представление о математической науке как сфере человеческой деятельности.

Извлекают необходимую информацию из энциклопедий, интерактивных источников, слушают других.


Сообщения и презентации


5. Учебно-тематическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


1. 30 мест для теоретического обучения;

2. Интерактивная доска, проектор, экран;

3. Математический тренажер для 5 класса, Вахновецкий Б.А. Москва,2014.

4. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе, Степанов В.Д. «Просвещение», Москва,2011г.

5. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. Анфимова Т.Б. - М.: ИЛЕКСА, 2012,

6. Проектирование программы внеурочной деятельности. Развитие интеллектуальных умений учащихся 5-6 классов. Мухаметзянова Ф.С – Ульяновск: УИПКПРО, 2012

7.Программа развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов «Внеурочная деятельность» Н. А. Криволапова. — М.: Просвещение, 2012.

8. Математические диктанты. 5 класс. В.И. Жохов. И.М. Митяева. "РОСМЭН", 2014.

9. Учебное интерактивное пособие к учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда «Математика.5- 6 класс».- М.: Мнемозина, 2014.

10. Электронные презентации


























СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения учителей математики, информатики и физики

МБОУ г.Шахты

«Гимназия имени А.С. Пушкина»

от « 28 » августа 2019 г. № 1


___________ / Косова Т. А. /

Подпись руководителя МО, ФИО

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по ВР


___________ / Вязникова Н.И. /

ФИО


«___» _________2019г.