СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФИЛИПЕНКОВА Т. В. Урок "Каков он - герой русской литературы второй половины XIX века? Итоговый урок русской литературы в 10 классе" РЯиЛ 2017-5

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ФИЛИПЕНКОВА Т. В. Урок "Каков он - герой русской литературы второй половины XIX века? Итоговый урок русской литературы в 10 классе" РЯиЛ 2017-5»

Т. В. Филипенкова, учитель русского языка и литературы средней школы № 215 г. Минска



Тема: Каков он - герой русской литературы второй половины XIX века? Итоговый урок русской литературы

Проведение заключительного занятия бу­дет более успешным при соблюдении следую­щих условий:

  • при организации вдумчивого чтения и обсуждения произведений учащимися на уро­ках русской литературы в течение учебного года;

  • уделении внимания поэтическому миру и творческой манере писателей;

  • составлении цитатных характеристик персонажей;

  • ведении читательского дневника с кон­статацией сложных сюжетных линий произ­ведений и индивидуальными записями впе­чатлений от прочитанного;

  • организации просмотра экранизаций изучаемых художественных произведений.

Кроме этого, рекомендую организовать телеклуб в рамках шестого школьного дня. Просмотр киноверсии, как правило, даёт толчок к дальнейшему прочтению произведения. Учащимся можно предложить следующие во­просы:

  • Игра каких актёров вам запомнилась больше всего?

  • Удалось ли режиссёру фильма передать основные мотивы произведения?

  • Удалось ли атмо­сферу того времени? Охарактеризуйте ваше впечатление от увиденного.

  • Соответствуют ли образы, созданные ак­тёрами, тем, которые вы представляли, читая книгу?

  • Какова роль персонажей второго пла­на?

  • Как бы вы сняли тот или иной эпизод?

  • Кого из современных актёров вы предло­жили бы на роль главного героя (героини)?

Я отнюдь не идеализирую работу над ли­тературным произведением в содружестве с киноверсией. Традиционно считается, что режиссёр навязывает своё видение худо­жественного мира. Но в фильмах звучит в основном язык великих авторов: Л. Н. Тол­стого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, А. И. Куприна. Некоторые ре­плики мы затем находим в художественных текстах, на некоторые обращаем внимание ещё до просмотра фильма или отрывка. К со­жалению, учащимся часто тяжело не толь­ко читать книгу, но даже смотреть фильм! Серьёзные постановки требуют вдумчивого просмотра. Но, на мой взгляд, лучше посмо­треть фильм, чем прочитать краткое содер­жание. Соединение литературы и кино при­носит свои плоды: ребята становятся более вдумчивыми читателями, более открытыми собеседниками, обогащается речь учащихся, повышается культурный уровень.

Метод проектов, который является веду­щим при организации заключительного уро­ка, представляется оптимальным и наиболее продуктивным. Тему проекта выбирают уча­щиеся. Группы формируются в соответствии с интересами и мнениями учеников.

Предложенный урок предполагает создание проектов в процессе свободного творчества во время подготовки к занятию. На уроке учащиеся защищаю» свои работы. Проект способствует активиза­ции познавательной деятельности школьни­ков, служит развитию у них креативности и одновременно способствует формированию определённых личностных качеств. В случае разработки и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор решения на себя, разделять ответственность с другими членами группы, анализировать результаты своей деятельности.

Для того чтобы повысить интерес уча­щихся к обсуждаемым проблемам, сделать поднятые вопросы личностно значимыми для ребят, используется такой вид урока, как урок-дискуссия. Его основу составляют рас­смотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргумен­тации суждений, решения заданий. Главный момент дискуссии — непосредственный спор её участников. Для его возникновения авто­ритарный стиль преподавания неприемлем, так как он не располагает к откровенности, высказыванию своих взглядов. Учитель, ве­дущий дискуссию, может использовать раз­личные приёмы активизации учеников, под­бадривая их репликами «хорошая мысль», «интересный подход, но», «давайте подумаем вместе», «какой неожиданный, оригиналь­ный ответ» либо делая акцент на разъясне­нии смысла противоположных точек зрения. В процессе дискуссии педагог размышляет вместе с учащимися, учит их при этом фор­мулировать мысли и развивает умение со­трудничать.

В ходе дискуссии по теме «Каков он — герой литературы второй половины XIX — начала XX века?» не стоит добиваться едино­образия оценок. Однако нужно обязательно опираться на тексты произведений, избегать искажения авторских мыслей, не допускать голословных утверждений.

Урок-дискуссию рекомендуется проводить в классе с достаточным уровнем обученности учащихся и высоким уровнем дисциплины. Правила проведения дискуссии оговарива­ются заранее.

Момент окончания дискуссии следует вы­бирать так, чтобы предупредить повторение сказанного, так как это отрицательно влия­ет на поддержание интереса школьников к рассматриваемым на уроке проблемам. За­вершив дискуссию, необходимо подвести её итоги, оценить правильность формулировки и употребления понятий, глубину аргумен­тов, умение использовать доказательства, опровержения, выдвигать гипотезы, а также культуру ведения дискуссии. На этом эта­пе учащиеся получают отметки, которые не следует снижать за то, что кто-то из них от­стаивал свою точку зрения, даже если она не совпадает с мнением учителя.

На заключительном этапе урока можно не только систематизировать возможные пути решения обсуждаемой проблемы, но и поста­вить связанные с ней новые вопросы, дающие школьникам пищу для размышлений.


Цели урока:

  • обучающая: организовать дискуссию учащихся, направленную на систематиза­цию знаний по произведениям, изученным в X классе. Предполагается, что к концу урока учащиеся будут знать своеобразие реализ­ма как литературного направления второй половины XIX — начала XX века, харак­терные особенности творчества писателей «золотого века» русской литературы; уметь более глубоко анализировать художественное произведение, определять приёмы создания целостного мира литературного героя (пор­трет, художественные детали, речевая харак­теристика, развитие характера), сравнивать литературных героев, сопоставлять неповто­римый индивидуальный стиль писателей;

  • развивающая: содействовать развитию умений сравнивать, обобщать и системати­зировать материал; создать условия для обо­гащения словарного запаса, усиления комму­никативных свойств речи (экспрессивности, выразительности, афористичности);

  • воспитательная: способствовать форми­рованию нравственных качеств, правильного отношения к общечеловеческим ценностям (жизнь человека, любовь), содействовать фор­мированию умения делать осознанный жиз­ненный выбор, учить отстаивать собственную точку зрения и сотрудничать с одноклассни­ками.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала.

Вид урока: урок-дискуссия.

Оборудование: выставка произведений, изученных в X классе, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация.

Ход урока

  1. Организационный этап.

  2. Основной этап.

  1. Вступительное слово учителя.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас заключительный урок литературы в этом учебном году. В центре всех произведений, изученных в X классе, — человек, поэтому тема урока звучит так: «Каков он — герой русской литературы второй половины XIX — начала XX века?» Сегодня на уроке мы попробуем определить ключевое слово, которым можно охарактеризовать собирательный образ героя произведений, изученных в X классе.

Каков он? Конечно, в нём есть что-то от неуёмного Андрея Болконского и постоянно ищущего Пьера Безухова, дерзкого Евгения Базарова и страдающего Родиона Расколь­никова, покладистого Аркадия Кирсанова и верноподданного Николая Ростова. А может быть, всё-таки самое важное для героя — за­воевать место под солнцем? Вот они, хозяева жизни — Василий Курагин и Сергей Сергеич Паратов, Пётр Петрович Лужин и господин из Сан-Франциско. Возможно, мы чего-то не поняли и недооценили в характере и поступ­ках Свидригайлова: не будь его денег, куда бы девались дети Екатерины Ивановны и за чей счёт отправилась бы Соня за Раскольни­ковым? А женщины? Заслуживает ли осуж­дения «мраморная» Элен, Наташа Ростова, Вера Николаевна?

В зависимости от сложившегося мнения вы разделились на группы и подготовили проекты, отстаивая своё ключевое слово в характеристике героя русской литературы второй половины XIX — начала XX.

Сегодня на уроке представители каждой группы выскажут своё мнение, все желаю­щие ответят на вопросы оппонентов и, воз­можно, к концу занятия мы найдём ключе­вое слово, приемлемое для всех. Вспомним правила ведения дискуссии.

  1. Правила ведения дискуссии.

  1. Уважать человека, его точку зрения или мнение — основное правило дискуссии. Мы стараемся ничем не обидеть человека и тем более не оскорбить. Участника дискус­сии мы принимаем таким, каков он есть, без всяких условий.

  2. Правило внимательного слушания. Мы помним, что слушать и слышать не одно й то же. Нужно стараться понять того, кто говорит, даже если не согласен с его мнением. При­держиваемся закона дискуссии: все слушают, когда говорит один. Реплики с мест принима­ются, но выступающих не перебивают.

  3. Правило «свободного микрофона». Вы­сказываться может каждый, но после того, как выступающий закончит говорить или истечет время выступления. Ведущий имеет право передавать слово любому участнику дискуссии.

  4. Правило трёх минут для выступления. Свободный микрофон можно «держать в од­них руках» не дольше 3-х мин. За это время можно успеть сказать главное.

  5. Правило логичности и аргументирован­ности. Лучшее выступление то, которое хо­рошо продумано, последовательно изложено, убедительно и аргументированно. Лучшие аргументы — факты и логика. Выступающие стараются излагать свои мысли чётко и по­нятно.

  6. Правило честного поведения. На дис­куссии уважается честность, а не упрям­ство.

  7. Правило поднятой руки. Если ты хо­чешь высказаться или дополнить выступаю­щего, подними руку — и тебя выслушают. Если рук поднято несколько, то очерёдность выступающих определяет ведущий.

  1. Представление проектов.

Каждая группа отстаивает свою точку зрения, как звучит слово «человек» в ли­тературе второй половины XIX века. После выступления аналитика группа отвечает на вопросы оппонентов.


Задание 1-й группе. Герои идеи.

Предлагаемые герои: Евгений Базаров, Родион Раскольников, Андрей Болконский.

Вопросы

  • Почему этих героев можно назвать ге­роями идеи?

  • Определите линии сходства данных ге­роев.

  • Определите различия, характерные осо­бенности каждого из героев.

  • Приведите цитаты, доказывающие идей­ную близость героев: целеустремлённость, не­покорность, поиск своего места в мире.

Материалы проекта 1-й группы.

Родион Раскольников, Андрей Волкон­ский, Евгений Базаров — люди, разные по своему социальному положению, но одинако­вые в своём духовном состоянии: они люда идеи, они находятся в постоянном поиске себя.

Раскольников размышляет о праве «силь­ной личности», реализует идею, а затем каз­нит себя за то, что оказался человеком сердцем, по его теории — «вошью».

Князь Андрей, находясь в начале своих исканий, бессознательно ощущает потребность перемены. Эта потребность заставляет его покинуть кинуть салоны и отправиться в действующую армию, чтобы уже там пройти некоторые этапы сложных душевных исканий. В кампании 1805—1807 годов он переживает важный в становлении своего характера — это наполеонизм и отношение к славе, способы её до­стижения. Болконский мечтает спасти мир, добиться славы, мечтает о «своём Тулоне». Эта идея подкрепляется его верой в избран­ность.

Раскольников также увлекается наполео­низмом и, как и поначалу князь Андрей, видит в Наполеоне некоторое воплощение своих идей и теорий. Раскольников строит свою теорию «людей, власть имеющих, и тварей дрожащих», опираясь на расчётливо­го Наполеона, такого же теоретика людских судеб. Герой Достоевского уподобляется ему, и Раскольникову кажется, что его будущее преступление и есть проверка этой теории.

Проблемы смысла жизни, проблемы нрав­ственные мучают и князя Андрея. Итогом его исканий является понимание того, что «настоящая жизнь», единение с Богом пред­полагает любовь ко всем, ко всему миру. Это есть прощение.

Базаров одержим идеей общественной — нигилизмом. Этот герой — дерзкий, цинич­ный, сильный человек. Он уверен, что вы­годно отличается от других людей. Базаров убеждён в правоте своих идей. Он идёт на­пролом, не признаёт любовь, поэзию, музы­ку, красоту природы, философию, ценность семьи, нравственность. Тех людей, которые ценят всё это, герой считает слабыми и роб­кими мечтателями, не желающими видеть настоящей жизни.

Чтобы проверить жизненность идей своих героев, авторы проводят их через определён­ные испытания. Базаров переживает любовь, одиночество, тоску, нравственно страдает, как и Раскольников, и Болконский. Каждый из героев обнаруживает, что он такой же человек, как и другие, со всеми слабостями, радостями, горестями.

Перед лицом смерти видим лучшие каче­ства Евгения Базарова и Андрея Болконско­го. Но и тот, и другой умирают. Возможно, это происходит оттого, что И. С. Тургенев не видит будущего у нигилизма, а Л. Н. Тол­стой показывает, что преодоление «гордости мысли» стоило князю Андрею жизни. Рас­кольникову дана возможность воскресения через веру и любовь.

Таким образом, жизнь героев оказывается сложнее охватывающих их идей и помогает понять истинность и ложность убеждений. Борьба добра и зла в их душе оканчивается победой добродетели. Но главное, нас всё-таки покоряют ищущие, умные, непокорные и при всей своей противоречивости гуманные герои. Несмотря на все сложности и перипе­тии их судеб, слово «человек» звучит гордо.


Евгений Базаров

Родион Раскольников

Андрей Волконский

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». «Мне дело скажут, я согла­шусь, вот и всё».

«И что за таинственные отно­шения между мужчиной и жен­щиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения». Утверждает, что нигилизм — сила, поэтому всё ломает, что, прежде чем строить, «надо ме­сто расчистить».

«Всякий человек сам себя вос­питывать должен — ну хоть как я, например. А что касает­ся времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же луч­ше оно зависит от меня».

«...кто злится на свою боль — тот непременно её победит». «Вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет».

«Дуньте на умирающую лампа­ду, и пусть она погаснет...»

«Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интере­се основано. Возлюбишь одно­го себя, то и дела свои обдела­ешь как следует и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел ... тем более для него твёрдых оснований и тем более устраивается в нём и об­щее дело».

«Муж ничем не должен быть обязан своей жене, гораздо луч­ше, если жена считает мужа за своего благодетеля», «...приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем самым приобретаю как бы и всем...»

«Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуть­ся и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею!» «Всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, един­ственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся...»

«Ко всему-то подлец-человек привыкает!»

«Я ведь не старушонку убил, я себя убил!»

«Я окончательно вошь».

«Я хотел Наполеоном сделать­ся, оттого и убил...».

«Я ещё поборюсь».

«Разве могут её убеждения не быть теперь и моими убеждени­ями? Её чувства, её стремления по крайней мере...»


вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек — жёл­тых и зелёных, от которых пах­ло духами, и уксусом, и лада­ном, и ворванью, — было пона­пихано во все карманы рублей на семьдесят; и когда собира­лось несколько сот, он отвозил в Общество взаимного кредита и клал там на текущий счёт».

«У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе ещё третий, повыгоднее, и когда ему в Обществе взаимно­го кредита говорят про какой- нибудь дом, назначенный к тор­гам, то он без церемонии идёт в этот дом...»

«Сын не возражал, но видно было, что, какие бы доводы ему ни представляли, он так же мало способен был изменить своё мнение, как и старый князь». «И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец представляет­ся ему... ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным лю­дям, хочу быть любимым ими, то ведь я rife виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу».

«Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, зани­мавшие Наполеона, так мело­чен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он ви­дел и понял...»

«он слишком хорош, он не мо­жет, не может жить...»


это значит! — и, наконец, уви­дел, что сделано уже много, что он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец, и решил передохнуть».

«Он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в забот­ливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охра­няли его чистоту и покой, та­скали его вещи, звали для него носильщиков, доставляли его сундуки в гостиницы».

«...в душе его уже давным-давно не осталось ни даже гор­чичного семени каких-либо так называемых мистических чувств»


Задание 3-ей группе. «Святая женская душа».

Предлагаемые героини: Марья Болкон­ская, Соня Мармеладова.

Вопросы:

  • Как сложилась судьба каждой из деву­шек?

  • Что объединяет героинь?

  • Какими словами в трудную минуту жиз­ни героини находили утешение для близких людей? Приведите цитаты из текста.

Материалы проекта 3-й группы.

Классическая литература богата прекрас­ными женскими образами. Но слова Н. А. Не­красова «святая женская душа» по праву можно отнести к Марье Болконской и Соне Мармеладовой.

Марья Болконская — персонаж, перед которым Толстой, кажется, благоговеет. Не­ловкая, несветская, замкнутая, некрасивая Мари живёт со стариком-отцом и терпеливо сносит все его строгости и капризы, питая к нему глубокую любовь, оправдывая его во всём. Изображая Марью Болконскую, Тол­стой наделяет её лучшими женскими каче­ствами: добротой, терпением, самопожертво­ванием, глубокой верой в Бога. Её духовная красота выражается в лучистом взгляде, ко­торый, по убеждению автора, лучше всякой красоты. Но вместе с тем Марья способна сделать самостоятельный выбор: она отка­зывается выйти замуж за Анатоля, отверга­ет покровительство французского офицера. Марья тверда и целеустремлённа в воспита­нии племянника. Всю свою женственность, ласку, способность любить Марья реализует в семейной жизни, став женой Николая Ро­стова.

Соня Мармеладова, замученная попрёками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, вынуждена пойти на панель, чтобы содержать пропойцу-отпа и его семью. Для Раскольни­кова эта женщина олицетворяет надежду на спасение от одиночества: ведь она тоже «пре­ступила» абсолютную заповедь («не прелюбо­действуй»), «умертвила» себя. Но Соня при­несла себя в жертву ради других. Сострадание к близким, смиренная вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Расколь­никову евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Именно ей Раскольников признаётся в убийстве старухи и Лизаветы. Она предлагает ему «страдание принять и искупить себя им». Самоотверженная любовь Сони возрождает, наконец, сердце Раскольникова, и перед ними открывается «новая жизнь».

Княжну Марью и Соню Мармеладову объ­единяют чистота и глубина веры, способность всех любить и прощать. Эти хрупкие и сла­


??????????????????????????



пороки герой представляет как драму вселен­ского масштаба. В конце концов Мармеладов погибает, попав пьяным под копыта лошадей. Герой вызывает жалость и сострадание.

Господин Желтков — человек, резко от­личающийся от окружающих. Для него су­ществует одно счастье в жизни — любовь к Вере Николаевне. Любовь стала единствен­ным содержанием его жизни, вытеснила все другие интересы. Эта любовь, необычная, ве­личественная и прекрасная, обитает в сердце мелкого чиновника, живущего в небольшой съёмной квартирке. Любовь Желткова — лю­бовь необычного человека, любовь рыцаря и романтика, любовь всепоглощающая и побеж­дающая смерть. Желтков уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося как молитву: «Да святится имя Твое». Образ Желткова — образ идеального человека, самоотверженного героя. Является такая любовь, к сожалению, далеко не всегда.

На примере образов этих трёх персонажей мы видим, как получает развитие тема «ма­ленького человека». Объединяет героев невы­сокий социальный статус. Но духовный по­тенциал у них неизмеримо разный. Мелкий себялюбец Карандышев вряд ли способен на сотую долю благородных чувств, которые ощу­щает Желтков. Слабым перед суровой жизнью оказывается Мармеладов. Его мироощуще­ние острое, непримиримое, безжалостное по отношению к себе. Но дочь оказывается на панели, а он жалок и бессилен в попытках что-либо изменить.

При характеристике этих героев слово «человек» звучит очень противоречиво.

Ю. К. Карандышев

С. С. Мармеладов

господин Желтков

«...не приписывайте моего вы­бора своим достоинствам, я их ещё не вижу» (Лариса).

«До деревни ль ему! Ему по­красоваться хочется. Да и не удивительно: из ничего, да в люди попал».

«Не глуп, да самолюбив».

«Я смешной человек... Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон — ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обе­дать, пейте моё вино и ругай­тесь, смейтесь надо мной — я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! ... И ведь это не разбойники, это почётные люди... Но знайте, что и само­го кроткого человека можно довести до бешенства. Не все преступники — злодеи, и смир­ный человек решится на пре­ступление, когда ему другого выхода нет».

«Милостивый государь, — на­чал он почти с торжественностию, — бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьян­ство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы ещё сохраняете своё благородство врождённых чувств, в нищете же никогда и никто. ...И отсюда питейное». «Пью, ибо сугубо страдать хо- чу!»

«Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда боль­ше идти?»

«Жалеть! Зачем меня жалеть!.. Зачем жалеть, говоришь ты? Да! Меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть!»

«Я глаз её боюсь... да... глаз... Детского плача тоже боюсь...»

«Я знаю, что не в силах разлю­бить её никогда».

«Случилось так» что меня не ин­тересует в жизни ничто ... для меня вся жизнь заключена толь­ко в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это... Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуе­те. Я проверял себя — это не бо­лезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознагра­дить... От глубины души благо­дарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утеше­нием, единой мыслью. Дай Бог Вам счастья, и пусть ничто вре­менное и житейское не трево­жит Вашу прекрасную душу». «Да святится имя Твоё».




  1. Вопросы, возражения, реплики оппо­нентов.

  1. Разве можно говорить о герое литера­туры второй половины XIX века, не охарак­теризовав образ Пьера Безухова?

  2. Готовы ли вы простить Родиону Рас­кольникову убийство и почему?

  3. Базаров жалок в своих страданиях. Стал рассеянным из-за любви — потерял жизнь. Разве это не доказательство слабости героя?

  4. Ни Базарову, ни Раскольникову, ни Болконскому их идеи не приносят счастья. Разве может гордо звучать имя несчастливого человека?

  5. Доктор Старцев — хороший врач. Мо­жет быть, это вполне искупает его жажду к обогащению?

  6. Господин Желтков полон достоинства. Этот человек заслуживает уважения, а не жалости. Ставить его в один ряд с Карандышевым и Паратовым нельзя. Возможно, его любовь — это тоже своеобразная идея. Герой остаётся верен ей до конца. Может, господин Желтков — герой идеи?

  7. Убийца и блудница читают Евангелие. Это кощунство или умелый «рекламный» ход?

  8. Подвергнем сомнению «святость» души Марьи Болконской. Она не считается с чув­ствами Сони, которая любила Николая Ро­стова. Или «прав тот, кто счастлив»? А мо­жет быть, «кто больше посмеет, тот у них и прав»?


  1. Отчёт группы социологов «Лицом к лицу лица не увидать».

В опросе приняли участие 75 человек (уча­щиеся XI классов, молодые педагоги (стаж до трёх лет)).

1. Самый запомнившийся, яркий лите­ратурный герой из произведений, изученных в X классе.

Автор

Герой

Количество

% -

Евгений Базаров

22

28,6

Родион Раскольников

15

19,5

Пьер Безухов

9

11,7

Андрей Болконский

8

10,4

Наташа Ростова

7

9,1

Лариса Огудалова

4

5,2

Анна Одинцова

3

3,9

Сергей Сергеич Паратов

3

3,9

Павел Петрович Кирсанов

2

2,6 ,

Господин Желтков

2

2,6


  1. Подведение итогов дискуссии.

Учитель говорит о неоднозначности разов великой русской литературы, о не ходимости вдумчивого чтения, высказывает пожелание возвращаться к произведена русской классики и находить в них помощь и поддержку в жизни.

  1. Литературное лото (самостоятельная работа).

— По-разному звучали не только го героев литературных произведений, но и голоса их авторов. Неповторим стиль каждого писателя-классика.

Задание. Соотнести особенности творческой манеры писателя, стиля, поэтики и автора (задание выполняется индивидуаль­но вариантам).

Вариант I (готовая таблица).

Автор

Характеристика

А. Н. Островский

В своём творчестве продолжал и развивал традиции реализма комедий Фонви­зина и Грибоедова. В произведениях автора упрощённый сюжет, нет сложной интриги, наиболее важно не внешнее действие, а язык, образы, характеры героев. Действие в его «повестях в ролях» (определение Ф. М. Достоевского) развивается неспешно, большое внимание уделяется психологической обри­совке характеров.

А. А. Фет

Его поэзия отражает мир «летучих настроений». В ней нет места поли­тическим, гражданским мотивам. Основными темами являются природа, любовь, искусство. В природе поэт находит отзвук своих чувств. Он тонко ощущает переливы и переходы состояний природы. Любовная лирика свет­ла, оптимистична, спокойна. Искусство не должно быть тенденциозным, не должно «вмешиваться» в дела «бедного мира». Его предназначение — слу­жить красоте, которую понимают только «посвящённые». «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант» (П. И. Чайковский).

Н. А. Некрасов

Поэт крестьянской демократии. Он выработал особый поэтический стиль. Характерным признаком его поэзии является опрощение языка. Народно­песенные мотивы пронизывают всё его творчество. Его стихи нередко вырас­тали из народных песен и так правдиво передавали образ мыслей и характер чувствований народа, что, в свою очередь, входили в песенный обиход народа.

Ф/М. Достоевский

Не написал ни одного философского трактата, но считается, ярким предста­вителем «русского» или «христианского социализма». Сочетание несоеди­нимых явлений: реальности и вымысла, детектива и философских теорий, евангельских аллюзий и анекдотов, бытового натурализма и мистики, коми­ческого и трагического. Полифонизм как ведущая черта поэтики.

А. И. Куприн

«Настоящий художник, громадный талант» (JI. Н. Толстой). Для автора характерно соединение романтизма и реализма. Психологизм прозы: пси­хологический портрет, психологическое повествование, психологическая деталь, психологический пейзаж — присутствует во всех его лучших произ­ведениях. Разнообразны темы его произведений — капиталистический труд и жертвы капитализма, антивоенная тема, тема любви.

И. А. Бунин

«Последний дар русской дворянской помещичьей усадьбы» (философ И. Ильин). Универсальный талант. Тонкий лирик, внимательный реалист, замечательный переводчик. Писателю-традиционалисту удалось обновить классический реализм, сделав его — в духе своего времени — более лиричным и субъективным.


Вариант II (готовая таблица).

Ф. И. Тютчев

Его лирику можно определить как философскую. Она наполнена раздумьями о гармонии и противоречиях человека и природы. Основной мотив всей поэзии — борьба в природе, человеке, любви. Природа более гармонична и спокойна, чем жизнь человека. Путь человека — это путь мучительных поисков, раздумий, противоречий. Противоречия составляют и основную черту любовной лирики. Любовь — «борьба неравная двух сердец», вечное столкновение индивидуаль­ностей, это «блаженство и безнадёжность».

М. Е. Салтыков- Щедрин

Оружием этого писателя была сатира. С её помощью автор смог донести до людей резкую критику существующего порядка. В своём творчестве автор ис­пользовал такие литературные приёмы, как гротеск, гипербола, антитеза. Не­маловажен был и эзопов язык.

И. С. Тургенев

«Наше время требует уловить современность в её преходящих образах; слиш­ком запаздывать нельзя», — считал этот автор. «Поэт должен быть психо­логом, но тайным...» — острый социальный конфликт, искусный подбор не­многочисленных, но значительных для создания образа героя деталей, принцип «тайного психологизма».

JI. Н. Толстой

Величайший романист XIX века. Целая эпоха в литературе, культуре и исто­рии России. Сумел показать «диалектику души» героев своих произведений. Всё в тексте: художественные детали, синтаксис, внутренний монолог, психо­логический портрет — помогает понять замысел автора.

А. П. Чехов

Необычайная краткость и содержательность прозы. «Умею коротко говорить о длинных предметах». Автор «пишет большими мазками»: укрупняет чер­ты характера, гиперболизирует, создаёт типажи. У писателя «нет деталей, не имеющих смысла, нет ненужных подробностей» (П. Чудаков). Специфическая стилевая черта прозы и драматургии — открытые финалы в его произведениях. Драматург-новатор. Символичность образов драматических произведений, глубо­кий внутренний конфликт.

М. Горький

Удивительный социально-психологический феномен, «человек с большой био­графией» (Е. Замятин). В ранней прозе переплетаются реалистические и ро­мантические элементы. Стиль раннего автора подчёркнуто красочный, метафо­рический. Необычны сюжеты ранних рассказов, неординарны и их герои. Драматург-новатор. Поразил современников неожиданными для театра героями и местом действия. Автор философских пьес. Основное драматургическое дей­ствие разворачивается в сознании персонажей, в их мировоззрении.


III. Рефлексия.

  • Чем обогатил вас сегодняшний урок? Над какими проблемами заставил задумать­ся ещё раз?

  • В чём современность литературы «зо­лотого века»?

  • Как же звучит слово «человек» для вас после сегодняшнего размышления над судьбами героев и авторов русской классиче­ской литературы?

Уходя с урока, каждый учащийся прикре­пляет свою табличку рядом с выражением: «Человек — это звучит...»: гордо, величе­ственно, мелко, подло, красиво, загадочно, противоречиво, отвратительно, дерзко...