Философия Древней Греции
Вопросы лекции:
- Периодизация философии Древней Греции
- Общая характеристика натурфилософии
- Философия классического периода
- Философские школы эпохи эллинизма
Этапы развития философии
- Мифология (XVIII-IX вв. до н.э.);
- Предфилософия (IX-VII вв. до н.э. - труды Гомера, Гесиода, орфиков, афоризмы «семи легендарных мудрецов», в том числе и Фалеса);
- Собственно философия (с VI в. до н.э. - начинается она с учения Фалеса. Он входил в число «семи мудрецов», потому его фигура переходная).
Собственно философия делится на
- Ранний период - начиная с учения Фалеса - VII-V вв. до н.э. - натурфилософия (милетская школа, пифагорейцы, э Анаксагор, Фалес, Гераклит, Пифагор, Зенон Элейский, Демокрит и др.). лейцы, атомисты,
- Классический период - вторая половина V в. - начало IV в. до н.э. (по А.Ф. Лосеву, VI-IV вв. до н.э.) - софисты, Сократ, Платон, Аристотель.
- Эллинизм - вторая половина IV в. до н.э. - 529 г. н.э. Этот период начался после возникновения и распада империи Александра Македонского, т.е. времени, когда греческая культура, философия, образ жизни распространились далеко за пределы самой Греции (Эллады). Философия того времени представлена скептиками, стоиками, эпикурейцами, киниками.
Древнегреческая натурфилософия
- Первый вопрос философов Милетской школы – вопрос о первоначалах и первопричинах всего сущего.
- Фалес – вода,
- Анаксимен - воздух
- Гераклит - огонь
- «части изменяются, целое же остается неизменным» - Анаксимандр
Древнегреческая натурфилософия
Гераклит:
- все течет и изменяется и «нельзя дважды войти в одну и ту же воду»,
- «своеволие следует гасить скорее, чем пожар»,
- править должны образованные и мудрые аристократы.
Древнегреческая натурфилософия
Пифагор:
- за основу своей философской системы он взял число,
- в число вкладывал некий мистический смысл,
- истинное мировоззрение базируется на трех «китах»: морали, религии и знании.
- верил в наличие души и ее перерождение.
Древнегреческая натурфилософия
Ксенофан:
- Противопоставил политеизму единого Бога.
Зенон Элейский:
- Сформулировал ряд апорий – вопросов, заводящих человека в тупик, показал парадоксы человеческого существования
Анаксагор:
- Всеми явлениями и вещами управляет нус – мировой порядок, закон, т.е. в мире все закономерно
Древнегреческая натурфилософия
Демокрит:
Весь мир состоит из атомов – мельчайших неделимых частиц, которые различаются по форме, размеру и плотности, поэтому и все предметы также различны по форме, размеру и плотности
Древнегреческая классическая философия
Софисты – платные учителя мудрости, которые обучали детей зажиточных горожан всему тому, что знали сами.
«Человек – мера всех вещей» - Протагор
Правовые нормы, законы, нормы морали условны, зависят от конкретных людей и ситуаций
Считаются основателями науки риторики и мастерами спора
Древнегреческая классическая философия
- Сократ (469-399 гг. до н.э.) – один из софистов
- Метод Сократа : постепенно, размышляя, через наводящие вопросы и противоречия собеседник должен дойти самостоятельно до скрытой истины, до самой сути явления.
- « Я знаю, что я ничего не знаю»
Древнегреческая классическая философия
Платон (427-347 гг. до н.э.) – ученик Сократа
По мнению философа, человек - двуединое существо, обладающее смертным телом и бессмертной душой . Тело - всего лишь временное вместилище и пристанище души, ее темница. Оно - источник вожделений, отвлекающий нас от созерцания истины.
Душа бессмертна , душа припоминает прошлую жизнь, значит, она существовала до вселения в тело и будет жить после его смерти. Кроме того, душа - подлинная причина вещей, следовательно, она - идея, смысл, сущность человека.
Древнегреческая классическая философия
Платон (427-347 гг. до н.э.) – ученик Сократа
Государство – результат разделения труда и совместной жизнедеятельности
Формы правления бывают правильные:
монархия,
аристократия,
и неправильные:
тимократия (власть честолюбцев выливается в стремлении к обогащению),
олигархия,
демократия и
тирания
Платон о демократии
- шумное сборище людей, не имеющих представления о должном и справедливом, преступающих меру.
- Идеалом этого общества является свобода в дурном смысле этого слова.
- Эта «свобода в неразбавленном виде» приводит к тому, что
- правым считается более наглый и нахрапистый;
- послушных властям смешивают с грязью как добровольных рабов, в результате все становится с ног на голову: отец опасается детей, учитель - питомцев, старшие - младших, мужчины - женщин, люди - животных.
- В таком обществе «лошади и ослы привыкли выступать важно и с полной свободой, напирая на встречных, если те не уступают им дороги»
Идеальное государство Платона
- Люди отличаются по задаткам, и главная задача полиса - определить склонности детей и приписать их к тому или иному классу по этическому принципу:
- Философы – (управляют),
- Воины – (защищают государство и его граждан),
- Земледельцы (обеспечивают развитие экономики).
Аристотель - (384-322 до н.э.)
Создает собственную школу – ликей (лицей),
Движение, цель, а так же материя и форма – суть основные или конечные причины и основания мира.
«Все люди от природы стремятся к знанию».
Аристотель
Процесс познания:
- Чувственное восприятие отдельных вещей и их свойств,
- Опыт - воспоминание об одном и том же предмете и о множестве конкретных единичных вещей ,
- Искусство - это знание сущности множества вещей, того общего, что у них имеется, т.е. знание их причины, целей, форм ,
- Наука - изучает первопричины всего сущего и говорит о всеобщем.
Познание – это «восхождение от частного к общему»
Классифицировал науки на:
- теоретические (их цель знание вообще) - это метафизика, физика, математика;
- практические (знание ради деятельности), т.е. этика и политика;
- творческие (знание ради творчества) - риторика, поэтика, а если шире - эстетика.
Аристотель
- Государство имеет естественное происхождение, ибо человек по природе - животное политическое.
- По сути, полис - естественный продукт развития большой семьи (через сельскую общину и городскую).
- Политика должна быть направлена на достижение общего блага, а это нелегко, т.к. у каждого индивида свои ценности и цели.
- Следовательно, политика - искусство компромиссов (т.е. соглашения на основе взаимных уступок).
Период эллинизма. Философские школы
- последователи Платона ( академики ),
- и последователи Аристотеля ( перипатетики ),
- стоики,
- эпикурейцы,
- скептики ,
- киники и
- киренаики .
Философские школы
- Основоположник школы эпикуреизма Эпикур (341-270 до н.э.) изучал удовольствие и счастье.
- Гедонизм – это учение, согласно которому удовольствие есть цель жизни человека. Однако, стоит отметить, что удовольствие разные философы понимали по-разному .
- Эвдемонизм , в свою очередь, - это учение, в котором счастье признается высшим благом для человека и, соответственно, является смыслом всей его жизни.
Философские школы
- Пиррон (365-275 до н.э.)– основатель скептицизма
- главным принципом объявляет принцип воздержания от суждения,
- отрицал объективное существование добра и зла,
- не верил в возможность рационального обоснования моральных норм.
Философские школы
Зенон Китайский (336–264 до н.э.)
Стоики предполагали, что существует внутренний принцип развития вселенной (разумный мировой Логос), который определяет судьбы природы и человека. В этой связи человеку необходимо следовать судьбе, чтобы стать независимым от внешних обстоятельств.
Философские школы
- Кинизм был представлен Антисфеном (ок. 450-360 до н.э.)
- не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака;
- его последователи резко осуждали рабство;
- не будучи полным аскетом, Антисфен презирал роскошь и стремление к наслаждению;
- призывал к тому, чтобы быть ближе к природе.
Спасибо за внимание