МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 ГОРОДА РУДНЯ»
Рассмотрена на заседании МО учителей математики, физики, информатики Руководитель МО _____________Медведева В. И. Протокол № 1 от «26» августа 2022 г. | Принята на педагогическом совете Протокол № 1 от «30» августа 2022г. | «Утверждаю»: Директор МБОУ «РСШ №2» ____________Чудалева Н.Д. Приказ № ____ от «_____» августа 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ «ФИЗИКА В ЗАДАЧАХ»
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, 10 А КЛАСС
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД – 34, В НЕДЕЛЮ - 1 ЧАС
УЧИТЕЛЬ БАЗЫЛЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНАНА ОСНОВЕ:
1. ФГОС, 2012
2. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ (СОСТАВИТЕЛЬ Е. Н. ТИХОНОВА) , 2015
ОБЕСПЕЧЕНА УЧЕБНИКАМИ:
УЧЕБНИК ДЛЯ 10 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г.Я. МЯКИШЕВ, Б.Б. БУХОВЦЕВ, Н.Н. СОТСКИЙ – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2014.
2022 - 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка.
Программный материал рассчитан для учащихся 10 классов на 1 учебный час в неделю. Настоящая программа является дополняющий материал к основному учебнику физики. Она позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы физики.
Цель курса – развить у учащихся следующие умения: решать предметно-типовые, графические и качественные задачи по дисциплине; осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету; решать нестандартные задачи, а так же для подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для успешного освоения методов решения задач повышенной сложности. В программе рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольно измерительных материалов по ЕГЭ, а также практическая часть. В практической части рассматриваются вопросы по решению экспериментальных задач, которые позволяют применять математические знания и навыки, которые способствуют творческому и осмысленному восприятию материала.
В результате реализации данной программы у учащихся формируются:
следующие учебные компетенции: систематизация, закрепление и углубление
знаний фундаментальных законов физики; умение самостоятельно работать
со справочной и учебной литературой различных источников информации;
развитие творческих способностей учащихся.
Цель: Подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.
Задачи:
1. Научить учащихся самостоятельно анализировать конкретную проблемную задачу и находить наилучший способ её решения.
2. Развитие физического и логического мышления школьников.
3. Развить творческие способности учащихся и привитие практических умений.
1. Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
• в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;
• в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные результаты:
• использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
• использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
• умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
• умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;
• использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Предметные результаты
Обучающийся на базовом уровне научится:
– демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;
– демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
– устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;
– использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;
– различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
– проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;
– проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;
– использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
– использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;
– решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
– решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;
– учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;
– использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;
– использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
– понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
– владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
– характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
– выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
– самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
– характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;
– решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
– объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;
– объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.
2. Содержание курса
Описание содержания разделов программы курса
«Физика в задачах»
(10класс, 1 ч. в неделю, 34ч.)
1. Эксперимент (1 ч.)
Основы теории погрешностей. Погрешности прямых измерений. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков.
2. Механика (10 ч.)
Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров.
Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: силы тяжести, упругости, трения, гравитационного притяжения.
Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика.
Движение тел со связями – приложение законов Ньютона.
Законы сохранения импульса и энергии .
3. Молекулярная физика и термодинамика (12 ч.)
Основное уравнение МКТ газов.
Уравнение состояния идеального газа – следствие из основного уравнения МКТ. Изопроцессы..
Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар.
Второй закон термодинамики, расчет КПД тепловых двигателей.
4. Электродинамика
(электростатика и постоянный ток) (11 ч. )
Электростатика. Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов.
Конденсаторы. Энергия электрического поля
Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчет разветвленных электрических цепей.
Учебно-тематический план
№ п\п | Содержание обучения | всего | Количество учебных занятий |
теоретических | практических |
1. | Эксперимент | 1 | 1 | - |
2. | Механика | 10 | 6 | 4 |
| Кинематика | 4 | 2 | 2 |
| Динамика | 3 | 2 | 1 |
| Законы сохранения | 3 | 2 | 1 |
3. | Молекулярная физика | 12 | 4 | 8 |
4. | Электродинамика | 11 | 5 | 6 |
| Всего часов | 34 | 16 | 18 |
Календарно-тематическое планирование (10 класс, 34 ч., 1 ч. в неделю)
№ урока | Тема занятия | Вид деятельности учащихся | Дата |
I . Эксперимент (1 ч.) |
1/1 | Основы теории погрешностей. Погрешности прямых измерений. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков. | проводить физический эксперимент | |
II. Механика (11 ч.) |
2/1 | Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров | давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез | |
3/2 | Решение задач по кинематике поступательного и вращательного движения. | применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни | |
4/3 | Решение задач по теме «Графики основных кинематических параметров» | строить графики основных кинематических параметров | |
5/4 | Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике. | давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез; | |
6/5 | Решение задач по теме «Законы Ньютона» | применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни | |
7/6 | Решение задач по теме «Силы в механике» | применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни | |
8/7 | Решение задач по теме «Статика» | применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни | |
9/8 | Решение задач по теме «Гидростатика» | применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни | |
10/9 | Законы сохранения | давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез; | |
11/10 | Решение задач по теме «Законы сохранения» | применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни | |
12/11 | Контрольная работа №1 «Механика» | проверка знаний | |
III. Молекулярная физика и термодинамика (12 ч.) |
13/1 | Основное уравнение МКТ газов. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы | давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез; | |
14/2 | Решение задач по теме «Основное уравнение МКТ» | применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни | |
15/3 | Решение задач по теме «Уравнение состояния идеального газа» | применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни | |
16/4 | Решение задач по теме «Изопроцессы» | применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни | |
17/5 | Решение графических задач по теме «Изопроцессы» | применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни | |
18/6 | Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар. | давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез; | |
19/7 | Решение задач по теме «Первый закон термодинамики» | применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни | |
20/8 | Решение задач по теме «Агрегатные состояния вещества.» | применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни | |
21/9 | Решение задач на уравнение теплового баланса | применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни | |
22/10 | Решение задач по теме «Насыщенный пар» | применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни | |
23/11 | Второй закон термодинамики, расчет КПД тепловых двигателей. | давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез; | |
24/12 | Контрольная работа № 2. «Молекулярная физика» | проверка знаний | |
IV. Электродинамика (электростатика, постоянный ток) (10 ч.) |
25/1 | Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов. Конденсаторы. Энергия электрического поля | давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез; | |
26/2 | Решение задач по теме «Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала» | применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни | |
27/3 | Решение задач по теме «Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов» | применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни | |
28/4 | Решение задач по теме « Конденсаторы. Энергия электрического поля» | применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни | |
29/5 | Решение задач по теме «Движение электрических зарядов в электрическом поле» | применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни | |
30/6 | Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчет разветвленных электрических цепей. | давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез; | |
31/7 | Решение задач по теме «Закон Ома для однородного участка цепи» | применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни | |
32/8 | Решение задач по теме «Закон Ома для полной цепи» | применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни | |
33/9 | Решение задач на расчет работы мощности электрического тока. | применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни | |
34/10 | Контрольная работа № 3 «Электродинамика (электростатика, постоянный ток)» | проверка знаний | |