«Организация третьего физкультурного занятия на спортивной
площадке детского сада»
Подготовила инструктор по физической культуре МБДОУ д/с №41: Зубарева О.А.
Важнейшей задачей приобщения дошкольников к физической культуре является формирование у них правильных двигательных умений и навыков. Правильно выполняемые движения обеспечивают положительное влияние на работу органов и систем, увеличивают физическую нагрузку на организм, создают базу для овладения более сложными физическими упражнениями, приучают к определенному напряжению при выполнении двигательных действий.
При проведении занятий на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение упражнений и подвижных игр в условиях большого пространства в теплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств (силы, выносливости, гибкости, ловкости…).
Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из главных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, ЦНС) и закаливание организма ребенка (укрепление здоровья).
Методика проведения физкультурного занятия на улице:
Структура каждого третьего занятия является общепринятой и строится по схеме:
1. вводная часть (старший дошк. возраст 4-6 мин.)
2. основная часть (старший дошк. возраст 18 – 25 мин.)
3. заключительная часть (старший дошк. возраст 3-4 мин.)
Первая часть должна ввести организм детей в состояние подготовленности к основной, второй части, предлагает несложные задания в ходьбе, беге, комбинации с различными заданиями, которые выполняются по заданию воспитателя.
Вторая часть включает игровые упражнения с использованием прыжков, бега, метания, лазанья и т. д. Организация, при которой дети разделяются на большее количество групп (команд), позволяет увеличить двигательную активность, обеспечить разнообразие и повысить интерес к выполняемым упражнениям. К тому же в этих упражнениях присутствует элемент соревнования между детьми и группами одновременно (старший возраст).
Третья, заключительная часть занятия на свежем воздухе небольшая по объему; в ней проводятся игры и игровые упражнения малой интенсивности, способствующие постепенному снижению двигательной активности, приближающейся к исходному уровню.
На занятиях, проводимых на свежем воздухе, обучение основным видам движений строится посредством игровых упражнений в беге, прыжках, метании, с использованием игр с элементами спорта и подвижных игр.
В холодное время года большое внимание следует уделить эстафетам: при проведении которых дети оживлены, находятся в движении, подпрыгивают, хлопают в ладоши, подбадривают товарищей; задания в эстафетах должны быть знакомы детям, выполняются быстро и не ждут долго своей очереди.
В весенне – летний период, когда одежда не стесняет движения детей, воспитатель по своему усмотрению может включить в занятие упражнения общеразвивающего характера без предметов и с различным инвентарем.
В условиях продолжительной зимы можно увеличить количество занятий с использованием упражнений на санках, лыжах и т. д.
При проведении занятия на открытом воздухе главное – четко и правильно организовать детей. При этом возможны варианты, например:
Дети одновременно выполняют (фронтальный способ) игровые упражнения в шеренге (перебрасывание мячей, прокатывание обручей), затем разделяются на пары (в играх с мячом, играх с элементами спорта (бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей));
Дети разделяются на подгруппы, при этом одна подгруппа занимается под руководством воспитателя, а другая самостоятельно выполняет подряд два или три упражнения, затем дети меняются местами;
Дети разделяются на 3-4- группы, каждой группе предлагается задание, по условному сигналу происходит смена мест и заданий.
Малоподвижных ребят, воспитателю необходимо активизировать, назначать ведущими в подвижных играх, напоминать, что надо бегать, а не стоять во время игр и выполнения упражнений.
Детям после заболевания даются меньшие нагрузки (различные виды ходьбы, игры меньшей подвижности …). Так же ребята могут помогать в раздаче пособий, смотреть за правильностью выполнений упражнений и правил игр, и в конце занятий давать оценку своим одногруппникам (старший возраст).
При проведении подвижных игр, эстафет важно соблюдать меры по предупреждению травматизма: сохранять расстояние между детьми во время бега, прыжков; переносить пособия, привлекая к этому достаточное количество ребят и т. д.
Продолжительность занятий на прогулке зависит от климатических и погодных условий. Провести физкультурное занятие на свежем воздухе можно непосредственно перед прогулкой, затем переодеть и продолжить прогулку или же провести занятие в конце прогулки.
При проведении физкультурных занятий на улице, педагогам необходимо осуществлять контроль за признаками утомления детей.
Внешние признаки утомления
Наблюдаемые признаки и состояния ребенка | Степень выраженности утомления |
Небольшая | Средняя | Высокая |
Цвет лица, шеи, выражение | Легкое покраснение лица, выражение спокойное | Значительное покраснение лица, выражение напряженное | Появление бледного носогубного треугольника, побледнение кожных покровов |
Потоотделение на лице | Незначительное | Выраженное | Резко выраженное |
Дыхание | Несколько учащенное, ровное | Резко учащенное | Одышка |
Движения | Бодрые, задания выполняются с точной амплитудой и направлением | Неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные движения.У некоторых детей – двигательное возбуждение,у других –заторможенность. | Выраженный тремор конечностей, отказ от выполнения упражнений |
Самочувствие | Хорошее, жалоб нет | Жалобы на усталость, прекращение двигательной активности | Заторможенность, выраженная усталость или ярко выраженная возбудимость |