Статья : Физкультурные досуги как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
В современных условиях большое значение и особую актуальность группе изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада. Дошкольный период - время в общении ребенка со сверстниками, в ходе которого возникают довольно сложные взаимоотношения , существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей , с которыми сталкиваются дети , могут оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.
Проблеме формирования межличностных отношений между детьми дошкольного возраста посвящены работы многих авторов , в качестве средств они рассматривают различные формы и методы работы. Тем не менее, исследования Аркиной Е. А. , Кенеман А. В. , Осокиной Т. И. и др . свидетельствуют о том , что игровая деятельность детей и физкультурные досуги , в частности , являются незаменимым средством для формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста .
К сожалению , в практике работы дошкольных образовательных учреждений при проведении физкультурных досугов педагоги уделяют мало внимания проблеме формирования взаимоотношений между детьми. Поэтому необходимо выявить наиболее эффективные методы и приемы проведения физкультурных досугов для формирования межличностных отношений между детьми старшего возраста . Ввиду этого мы рассмотрели физкультурные досуги как средство формирования межличностных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста, как одно из наиболее эффективных средств.
Ничто так, как физкультурные досуги , которые являются одной из наиболее эффективных форм активного отдыха, не наполняют жизнь ребенка эмоциональной, веселой двигательной деятельностью, повышают интерес к занятиям , оказывают благотворное воздействие на весь организм ребенка, закрепляют двигательные умения и навыки, развивают быстроту и ловкость , выдержку , внимание , смелость , упорство , организованность , способствуют воспитанию чувства коллективизма и дружбы . Здесь формируются взаимоотношения у детей . Содержание досугов составляют знакомые ребенку подвижные игры и физические упражнения , которые варьируются , вызывая у него интерес и положительные эмоции при выполнении .
С точки зрения физического воспитания , в старших группах ребенок индивидуально или коллективно участвует в веселых играх с элементами соревнования. В содержании досуга включаются интересные аттракционы , знакомые ребенку танцы и пляски . Главной задачей педагога является: создание радостно настроения , стимулирование активности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей , дифференцированный подход к оценке результатов его действий , представление возможности испытать приятное ощущение удовольствия от выполняемых им и другими детьми движений , а также радости от успехов товарища . Физкультурный досуг не требует специальной подготовки . Он строится на знакомом материале . Важную роль в поддержании радостного настроения , создании положительных эмоций играет атрибутика : эмблемы , медали , табло и т.д.
Рассмотрим формы организации развлечений , которые по содержанию и композиции могут быть разными . Среди них познавательные досуги : преследует цель закрепить полученные знания , направлены на сохранение здоровья. Досуг , построенный на знакомых играх или игровых движениях: он должен включать следующие игры, заранее разученные с детьми: игры малой подвижности и средней (2-3 раза); аттракционы, двигательные задания в игровой форме (не более 3-х, в которых ребёнок участвует 1-2 раза); игра соревновательного характера или игра большой подвижности ; игра малой подвижности . Физкультурный досуг , основанный на элементах одной из спортивных игр: баскетбола , городков и т.д. Деление группы на две равные по силам команды ; перед началом игры команды и капитаны приветствуют друг друга ; обмен вымпелами; выполнение движений начинается по сигналу судьи, подведение итогов. Упражнения в основных видах движений и спортивные упражнения : проводится со 2 - го полугодия в средней группе .
« Веселые старты » -строятся в основном на играх - эстафетах ;
Досуги на улице - обычно проводятся участках весной , летом осенью . Подвижные игры с бегом , прыжки , лазанье , езда на велосипеде и т.д.
З. Тематический досуг - проводится по определенному сюжету сказочному , литературному , в виде путешествия .
Музыкально - спортивный досуг организуется в старшей и подготовительной группах .
Театрализованное представление - в его основе лежит игра - драматизация по мотивам авторской народной сказки или вымышленного сюжета (вырастает из репетиций , которые надо понимать как поиск « действий » и « взаимодействий »).
Фольклорный досуг - состоит из народных подвижных и хороводных игр.
Развлечение для развития коммуникативных качеств - помогают наладить хорошие взаимоотношения в группе : игры на общение, коммуникативные танцы, телесные игры .
Туристический поход - проводится в теплое время года .
Семейные досуги - организуются как вечер совместного отдыха детей и родителей : физкультурные , совместные игры , состязания .
Главное доставить детям удовольствие и научить общаться ! Совместная общественно - полезная деятельность , объединяет ребят и показывает истинную ценность и приоритетность честности , благородства , порядочности, трудолюбия перед зазнайством, драчливостью и хвастовством. Эта форма работы заняла особое место в воспитательном процессе , поэтому была разработана методика проведения физкультурных досугов: организуются 1-2 раза в месяц во 2 - ой половине дня ; предназначается для одной - двух дошкольного возраста ; проводится в обычной обстановке , с обычными атрибутами , как в помещении , так и на воздухе; длительность : старшая группа 35-40 мин . , подготовительная - 40-50 мин .; целесообразно посвящать временам года , интересным спортивным событиями , общественным праздникам ; используется музыкальное сопровождение; физкультурный досуг не должен совпадать с физкультурным занятием и праздниками.
Итак , во всех играх мы подводим детей к лучшим показателям ( спортивным и духовным). Физкультурные досуги являются настоящей школой дисциплинированности . У детей значительно повышается требовательность к себе и товарищам . Дети , нарушающие правила игры , вызывают у всех справедливое недовольство . На роль капитанов выбираются такие дети , которые легко справляются с задачами игр соревнований . В ходе подготовки к досугу вырабатывается у детей такие ценные качества как настойчивость , активность , инициатива . Такие развлечения дают возможность педагогам иначе взглянуть на детей , увидеть в них что - то новое , что раньше оставалось незамеченным .
Таким образом , отношения предпочтения в дошкольной группе вторичны и определяются , прежде всего совместной деятельностью детей . Организованная в форме спортивных досугов совместная деятельность , может оказать положительное влияние на формирование межличностных отношений в условиях группы детского сада .
Список использованной литературы :
Казина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей . Занятия , развлечения , праздники , походы , -Ярославль : Академия Холдинг , 2005.
Кожухова Н.Н. , Рыжкова Л.А. , Борисова М.М. теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста ; Схемы и таблицы , -M ; изд . Центр ВЛАДОС , 2003.
Психология дошкольника : Хрестоматия : Для д , учеб . заведений / сост . Г.А. Урунтаева . - 2 - е Издательский центр « Академия » , 2000.
Урунтаева Г.А. Детская психология : учебник для студ . сред . учеб . заведений / -6 - е изд . , перераб . и доп.-М. , Издательский центр « Академия » , 2006.
Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду : Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре . - М . Издательство ГНОМ и Д , 2004.