СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности»

 Рабочая программа по предмету «Формирование читательской компетентности» для 6 классов составлена на основе:

- Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- ФГОС основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержден Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189;

– основными идеями «Национальной программы поддержки и развития чтения», разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом,

- Законом Российской Федерации «Об образовании»;

– учетом требований стандарта второго поколения (ФГОС) к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ООО: в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение».

      Актуальность и значимость определяются новым стандартом, требованиями к новым результатам, новыми характеристиками подросткового возраста. 

      Новизна реализации программы учреждения заключается в использовании следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогового обучения, творческой деятельности.

      В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам средней школы.

           В результате изучения всех предметов обучающиеся средней школы приобретают навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.

          Обучающиеся научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, сочинения, графические работы). Овладеют навыками представления информации в наглядной форме (в виде таблиц, схем). Смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебных и практических ситуациях. Обучающиеся получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом

Данная дисциплина входит в образовательную область «Филология».

Изучение данной дисциплины в основной школе направлено на достижение следующих целей: 

- формирование читательской деятельности школьников;

- умения работать с различными видами текстов и создавать на их основе собственные тексты. 

Основная задача - научить ученика понимать прочитанное, обучить приёмам работы с текстом и осознанному применению этих приёмов, превратить их использование в привычку.


         Курс рассчитан на 70 часов, 2 раз в неделю. Срок реализации программы- 1 год.

Содержание курса включает следующее:

- поиск информации и понимание текста;

- преобразование и интерпретация текста;

- критический анализ и оценка информации.

         Ожидаемые результаты реализации программы:

  • Повышение культурной компетентности

  • Повышение читательской компетентности

  • Изменение отношения к чтению

  • Рост читательской активности

  • Развитие  мотивации к чтению

  • Воспитание уважения к книге

                   Планируемые результаты изучения дисциплины «Формирование читательской компетентности»

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста; структурировать его, выделять главное и второстепенное;

  • отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;

  •  выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста;

  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей; сопоставлять информацию из разных частей текста;

  • объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.; понимать смысл терминов, неизвестных слов;

  • работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик сможет:

  • обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок, выводить заключение о намерении автора;

  • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по данной теме.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения

  • Аргументировать свою точку зрения

  • Задавать вопрос

  • Составлять план текста

  • оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;

  • на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность   информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов

Ученик получит возможность научиться:

- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Предметные результаты обучения

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебной литературы ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

       Система оценки достижений учащихся

 Система оценивания знаний учащихся проводится в форме зачете/незачета    

        Виды контроля:

-практические, самостоятельные и контрольные работы.

 Принципы отбора содержания образования связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Содержание стандарта реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста;

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ и сопоставление подобных текстов и выявление в них общих и своеобразных черт.

Главным при изучении предмета остается работа с текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании данной дисциплины.

Программа базируется на межпредметных связях с русским языком, литературой, историей, экологией, риторикой, географией, обществознанием.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса в основной школе.

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

-  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

 - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты обучающихся    выражаются в следующем:

- понимание текста, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать текст: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею;

- определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания текста;

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе   текста;

-собственная интерпретация, понимание авторской позиции и своё отношение к ней.











Календарно-тематическое планирование занятий по читательской грамотности 6 класса

Дата

Тема урока

Форма организации

По плану

Фактически

1



Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений

Вводное игровое занятие

2 -3



Типология текстов. Речевая ситуация

Лекционное занятие

4-5



Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль)

Практическое занятие

6-7



Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста

Сбор материала и анализ

8-9



Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства

Групповая работа

10-11



Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации

Чтение

12-13



Текст, тема текста, ос­новная мысль, идея. Авторская позиция

Беседа, круглый стол

14-15



Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте

Работа с текстом

16-17



Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста

Беседа, исследование

18-19



Простой, сложный, те­зисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде

Индивидуальная работа

20-21



Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака

Практические задания

22-23



Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации

Работа с текстами

24-25



Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный)

Выступление

26-27



Вопросы по содержанию текста

Квест

28-29



Формулирование выводов, основанных на содержании текста

Групповая работа, игра

30-31



Аргументы, подтверждающие вывод. «Учимся логически мыслить»

Индивидуальная работа, игра

32-33



Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме

Практические задания

34-35



Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач

Исследование, составление кроссворда

36-37



Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос

Выступление

38-39



Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу

Практическое занятие

40-41



Преобразование та­блицы в связный текст, информации, по­лученной из схемы, в текстовую задачу

Групповая игра

42-43



Составление схем с опорой на прочитанный текст

Беседа, круглый стол

44-45



Формирование списка ис­пользуемой литературы и других информационных источ­ников

Творческая работа

46-47



Создание собственных письменных материалов на ос­нове прочитанных текстов: выписки из прочитанных тек­стов с учётом цели их дальнейшего использования, не­большие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном

Индивидуальное практическое занятие

48-49



Создание небольших пись­менных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, со­ставление инструкции к выполненному дей­ствию

Самостоятельная работа

50-51



Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию)

Ролевая игра

52-53



Оценка содержания, языковых особенностей и струк­туры текста

Практическая работа

54-55



Выражение собственного мнения о прочи­танном

Беседа

56-57



Выражение собственного мнения о прочи­танном и его аргументация

Открытый микрофон

58-59



Достоверность и недостовер­ность информации в тексте. Текст задачи «Крыжовник»

Групповая работа

60-61



Недостающая или избыточная информация. Текст задачи «Крыжовник»

Индивидуальная и групповая работа

62-63-64



Участие в учебном диалоге при обсуждении прочи­танного или прослушанного текста

Беседа

65-66-67



Сопоставление различных точек зрения на информацию.

«Дятловы горы»

Работа с текстом

68-70



Итоговое занятие. Анализ текста

Самостоятельная работа



14