муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 135»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
«Формирование элементарных представлений
у старших дошкольников
о бюджете семьи посредством дидактических игр»
Подготовила: Казакова Наталья Евгеньевна,
воспитатель 1 квалификационная категория
Актуальность
- Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни.
- Для формирования у детей представлений об экономике необходима организованная работа по формированию финансовой грамотности, которая должна включать в себя всех участников образовательных отношений. Многие родители не в полном объеме осознают важность приобщения ребенка к основам экономических знаний. А между тем, это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе.
- Таким образом, обучение основам финансовой грамотности поможет детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, сформирует стимулы к приобретению знаний. Все это в будущем позволит заложить у каждого ребенка основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Цель: Ввести детей в мир экономических отношений.
Задачи:
- Образовательные: Ввести детей в мир экономических отношений, и познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Учить основам планирования семейного бюджета. Обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия).
- Учить детей определять направления и источники доходов и расходов.
- Развивающие: Развивать речь, логическое мышление, внимание, сообразительность, интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;
- Воспитательные: Воспитывать рациональное отношение к деньгам: бережливость, расчетливость, трудолюбие и доброту, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.
Необходимо с помощью дидактических игр донести до детей, что:
- 1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
- 2. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- 3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
- 4. Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
- 5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
- 6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
- 7. Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
- 8. Финансы – это интересно и увлекательно!
Дидактические игры, расширяющие представления детей о труде, продуктах, получаемых за труд, о деньгах, ценах, желаниях и возможностях.
Игра «Груша-яблоко».
Цель:
- Ход игры:
- Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу.
- Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.
- Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко.
- Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.
научить считать деньги
и ресур сы.
Материалы:
бумага,
карандаши,
ножницы.
Так старались…
Игра «Разложите товар»
- Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.
- Ход игры .
- Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.
- Задание 1. Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.
- Задание 2 .Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо — молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.
В роли менеджеров. Сортировка товара.
ИГРА «ЧТО ВАЖНЕЕ?»
- Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.
- В игре могут принимать участие
- 2-3 человека. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.
Ход игры.
Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми. С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.
ИГРА «ЧТО ВАЖНЕЕ?»
Игра "Магазин"
- Цель: дать представление о магазине, его роли в обществе и жизни каждого человека, о разнообразии магазинов и их назначении.
- Задачи:
- -учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, подбирать предметы и атрибуты для игры;
- -способствовать развитию детской фантазии, творческого воображения и мышления;
- - учить детей играть вместе со сверстниками.
- Оборудование и материалы для игры «Магазин»: муляжи овощей, фруктов, кондитерских изделий, «чеки», «деньги», ценники, кошельки, игрушки и прочее.
Игровой магазин - полезная игра.
Игра «Советы покупателю»
Игра « Кто кем работает?»
- Цель: На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.
- Материал: Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.
- Ход игры.
- Раздать девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).
Через игру ребенок осваивает и познает мир.
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных представлений о семейном бюджете.
Игра «Хочу - надо»
- Цель: закрепить понятия «основной» и «не основной» расход.
- Ход игры: дети подходят к столу, на котором лежат предметные картинки (яблоко, книга, телевизор, лимонад, дом и т. д.) и соотносят их со словами «хочу», «надо».
- Объясняют свой выбор.
- Итог игры: какие же расходы мы называем основными (обязательными), а какие не основными (не обязательными)?
Игра «Копилка» Цель: дать понятие о накоплении денежных средств. Материал: «копилки» и монеты разного достоинства.
Игра – диалог «Доход-расход».
- -Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется
«Доход-расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. Если названное мной является доходом, вы должны громко произнести – «доход» и показать «ладошку» красного цвета;
если расходом, громко произносите-«расход»и показать «ладошку» синего цвета:
- Папа получил зарплату — Д.
- Бабушка заболела — Р.
- Выиграли в лотерею — Д.
- Потеряли кошелёк — Р.
- Продали часть урожая помидор — Д.
- Нашли 10 рублей — Д.
- Порвались штаны — Р.
- Заплатили за воду — Р.
- Купили арбуз — Р.
«Юные экономы»
Игра «Ты сегодня папа и получил зарплату»
- Задачи: упражнять детей в планировании расходов семейного бюджета; уточнить
- представления о границах экономических возможностей семьи, ее достатке и примерном
- уровне потребностей соответственно семейному бюджету.
- Материал: импровизированный магазин, на полках которого стоят карточки с
- изображениями предметов первой необходимости (всего 45 картинок), автомашин разных
- марок, велосипедов, а также несколько карточек с изображениями провоцирующих, явно не
- требующихся семье объектов (например, тигр, слон, самолет).
- Содержание: воспитатель дает ребенку задание: «Ты будешь исполнять роль папы.
- Сегодня у тебя день зарплаты. Надо пойти в магазин и купить то, что нужно твоей семье. Все,
- что нарисовано на этих картинках, как будто настоящее. Как ты думаешь, что можно купить на
- полученные деньги?». Ребенок называет «покупки», объясняя свой выбор.
«Занимательная экономика»
Ребусы
Экономические загадки
«Мини-библиотека»:
Сказка «Домашнее хозяйство».
Козлята решили помочь маме Козе по хозяйству: сварить обед, навести порядок. Они
подумали, что суп будет вкусным, если его сварить из капусты, картофеля, яблок и
орехов. «Всё сразу сложить в кастрюлю, залить водой – и на плиту», - говорит один
козлёнок. «Ковёр будет чистым, если по нему побегать, покувыркаться, попрыгать»,
- высказывает свою точку зрения другой козлёнок. Мама Коза была не рада, когда
увидела «помощь» своих козлят.
Она сказала: «Нужно знать секреты ведения домашнего хозяйства».
Козлята усердно обучались секретам домашнего мастерства. И когда мама Коза ушла по
делам, козлята договорились, какую работу будет выполнять каждый из них. «Я
приготовлю вкусный обед», - говорит один козлёнок. «Я отремонтирую пылесос и быстро
наведу порядок», - говорит другой. А третий решает поработать на огороде, полить
любимую капусту.
Мама Коза решила создать своё собственное дело. Она была мастером швейного
мастерства и шила штанишки, рубашки для маленьких козлят и других зверей. Партия
новой одежды была готова, но в продажу не поступила. «Почему?»- удивились козлята.
«Товар не может продаваться без этикетки (ярлыка)»,- поясняет Коза. - На этикетке
указывается название изделия, размер, его изготовитель, цена. Козлята с удовольствием
принялись за изготовление таких необходимых этикеток.
Сказка «Лесное кафе».
Жила-была Мышка-норушка в красивом теремке, в котором было много комнат.
Занимала мышка одну комнату, а другие сдавала лесным жителям и получала за это
деньги. «Как потратить полученные деньги: купить себе новую шубку, или вложить в
строительство кафе – мороженого?- размышляет Мышка,- в лесу нет ни одного кафе.
А его жители любят мороженное и с удовольствием будут его покупать».
И Мышка твёрдо решила строить кафе – мороженое.
Пригласила однажды Мышка-норушка своих друзей в лесное кафе. Ёжик, который
стоял за стойкой бара, предложил посетителям меню с указанием разных напитков (соков, коктейль и др.) и цен.
Друзья выбрали любимые напитки, и ёж быстро их приготовил.
Очень понравилось зверятам, как выполнили их заказы, и они пообещали,
что будут часто заходить в это кафе.
Сказка «Золотая репка».
В некотором царстве, в некотором государстве жил - был дед Потап. Всё у Потапа было:
и дом, и машина, но, как-то раз, надумал дед увеличить свой капитал. Решил он посадить
репку, да не простую, а золотую. Об этой репке поведал ему знакомый бизнесмен. А для
этого нужно деду было кредит брать, денег не хватало.
Только капитал а не хватает. (говорит банкиру) Дайка мне кредит тысяч на сто.
Приумножать богатство буду!
Банк кредит одобрил. Репутация хорошая!
(банкир даёт деньги)
Репку дед посадил,
Он старался, что есть сил,
Репка выросла на диво!
Золотиста и красива!
Пора репку выдирать! (пробует тянуть) Ой, что-то слишком тяжела! Видать золота
много! Одному не справиться. Надобно бабку покликать.
Что, дед, не осилить одному? Отдай 50 % мне, тогда помогу, я не жадная!
Ты что старая? Для вас всех стараюсь! (посмотрел на бабку и на репку, почесал в
затылке) Ладно, 25% отдам за помощь и не больше. Я всё сказал!
Ну и на том согласна! Так и взялись они тянуть репку: дедка за репку, бабка за дедку,
тянут - потянут вытянуть не могут!
продолжение сказки «Золотая репка»
(смотрит на бабку, дедку и репку) Ну, что, дед, не справляетесь, отвали мне тогда 50%
и я помогу!
Ну ты вообще, бабка – просит, и ты туда же. 25% и не больше.
Ладно, 5% больше, 5% меньше. Согласен!
Стали они тянуть репку: дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, тянут – потянут,
вытянуть не могут.
Тут появляются собака – Жучка, да кот- Мурзик.
Принялись они тянуть репку: дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за
внучку, Мурзик за Жучку и чуть не вытянули.
Тут появляется мышка!
Да, вот, репку надо помочь вытащить, не справляемся. (показывает на репку)
(рассматривая репку) Вот это да! Чистое золото! Гони дед 70%, а то помогать не буду и
разошлись.
Дед почесал затылок, делать нечего и согласился. Мышка недолго думая, сделал нору в
земле и вытолкал от туда репку.
Поделил дед золото всем поровну.
Мораль сей сказки такова: Не тот силен, кто
большой, а тот, кто умный, и без труда в жизни ничего нельзя добиться!
… Играйте с детьми в экономику!
Спасибо за внимание.