Упражнения и игры для формирования эмоционального интеллекта у обучающихся с ЗПР на уроках в начальной школе.
При анализе первичной диагностики первоклассников в начале учебного года всё большим становится процент обучающихся с недостаточной, а иногда отрицательной или нейтральной мотивацией к школьному обучению, низким уровнем познавательной активности и отсутствием интереса к изучению нового.
Это говорит о том, что педагогический процесс у таких детей не будет иметь высокой степени продуктивности. А значит, ребёнок не сможет из урока в урок устанавливать логические связи, целенаправленно запоминать и воспроизводить учебный материал. Следовательно, его путь к успеху обучения в школе будет связан только с «зубрёжкой», которая вызывает отрицательные эмоции и погашает волевое усилие.
Как же организовать деятельность на уроке так, чтобы в неё были вовлечены все обучающиеся? Чтобы каждый урок становился эмоционально-значимым и продуктивным? Исследования в современной педагогике даёт такой ответ:. необходимо развивать эмоциональный интеллект. Это способность осознавать свои эмоции, анализировать их так, чтобы содействовать мышлению, уметь управлять ими так, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту.
Учёными-психологами доказано: чем выше эмоциональный интеллект, тем человек более уравновешен и способен к успеху в личной и социальных сферах.
Какие же существуют упражнения игры, которые помогут сформировать эмоциональный интеллект у обучающихся в начальной школе?
Наиболее благоприятный для применения упражнений и приёмов эмоционального интеллекта – это урок литературного чтения.
Рассмотрим некоторые виды упражнений, способные активизировать положительные эмоции.
Упражнение «Эмоциональное чтение» - чтение произведение по абзацам и обсуждение эмоций героев, дополнение рассказа описанием переживаний героев. Учите детей проговаривать эмоции!
(Например: «Посадил дед репку, выросла репка большая –пребольшая. Стал дед тянуть репку. Тянет, потянет, а вытянуть не может. Расстроился. Сел и думает: кто ему старику поможет»…..)
Упражнение «Стихотворение читает статуя». «Кривляка» «Артист» - разные эмоции, мимика, жесты помогают развитию коммуникативных качеств, помогают ощущению и восприятию себя среди других.
Упражнение «Разыграй спектакль» ( по отрывку по произведению) –первично обсуждение эмоций и чувств персонажей. Поиск ответа на вопрос: почему так а не иначе поступает герой.
Урок окружающего мира
Вы когда-нибудь замечали, что дети не умеют вглядываться и всматриваться в предлагаемые учителем изображения, растений, животных и др. ? Но стоит оставить на перемене в свободном доступе, дети начинают играть. Придумывать вопросы друг для друга. Не боятся сделать ошибку. Им интересно. А любопытство – двигатель познания.
На уроках окружающего мира применимы следующие упражнения:
«Найди среди зверей лишнее» - на слайде, листе звери изображены плотно друг к другу и где-нибудь между лап изобразите насекомого. Кто быстрее найдёт? Это момент включения в тему.
«Хлопок» -учитель читает стихотворения в котором есть названия морей, рек, океанов. Дети должны только хлопнуть на название океанов.
Данный приём может быть использован как проверка включённости в тему.
«Сюжетное изображение» . Например: при изучении природных сообществ «Луг», «Болото» - попросите детей нарисовать картину так, чтобы человек, увидевший её смог понять о чём вы рассуждали на уроке.
Для сюжетного изображения в начальной школе подходит немалое количество тем. В этом упражнении помимо зрительной памяти, подключается рече-двигательная, что способствует более осознанному запоминанию материала.
На уроках изобразительного искусства легко способствовать развитию эмоционального интеллекта, используя упражнения.
Упражнение «Рассмотри картину». Помимо вопросов об эмоциях людей, необходимо обращать внимание на мимику, жесты. Детям нравятся вопросы: «Какие запахи и ароматы мы можем почувствовать? Объясни и т.д.
При изучении темы «Штрихи, линии» используется упражнение «Рисуем эмоции линиями». Надо заполнить поочередно каждую ячейку, нарисовав с помощью линий свою ассоциацию, к слову, указанному в ней.
Нельзя обойти стороной и такие важные уроки как русский язык и математика. В контексте данных уроков мы будем говорить о саморегуляции как компоненте эмоционального интеллекта. Управления своими эмоциями. Детей можно научить методам расслабления. Замените привычные стандартные физминутки ни игры и упражнения.
Упражнение «Кто дальше!» - Представьте что в ваших руках лист бумаги – глазами напишите на нём самую большую трудность или проблему, которую вы испытали на уроке. С усилием скомкайте этот лист. На «Раз, два, три!» - закиньте его как можно дальше.
Упражнение «Скорая помощь». Снимает эмоциональное напряжение. Улучшает работоспособность. Верхняя буква строчки проговаривается вслух, одновременно выполняется движение руками. Эти движения показывает нижняя строчка: Л – левая рука поднимается в левую сторону, П – правая рука поднимается в правую сторону, В – обе руки поднять вверх.
Веселые упражнения для мозга…
- «Носик-ушко» (руки перекрещены между собой: одна рука держит нос, другая ухо; потом хлопок и руки меняются)
- Гладим животик круговыми движениями одной рукой, другой рукой хлопаем по голове.
- Трем ладони друг о друга быстро и горячо.
- Пальцы в кулаке, на одной руке оттопырены мизинец и безымянный, а на другой – указательный и средний. Хлопок. Меняем.
- Большой палец соединяется с остальными по очереди – одновременно обе руки (от указательного к мизинцу и в обратном порядке). Потом одна рука начинает с указательного, другая с мизинца.
- Указательный правый соединен с большим левым, а большой правый с указательным левым. Перебираем пальцами – «плетем косички».
- Одна рука показывает «во!», другая отдает честь. Хлопок. Меняем роли.
Если учитель хочет, чтобы знание было усвоено, он должен позаботиться о том, чтобы это было интересно. Увлекало и затягивало. Жизнь ребёнка в начальной школе - это система творчества, напряжения и преодоления, комбинирования эмоций и чувств. А каждая мысль, каждое переживание являются стремлением к познанию нового.
Существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение.