СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности (читательская грамотность) на уроке литературы в 5 классе по теме: «А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа». Презентация

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности (читательская грамотность) на уроке литературы в 5 классе по теме: «А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа». Презентация»

Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу. Улыбки подарим гостям. У вас всё готово? Тогда за работу. Удачи желаю всем нам! Приготовила: Даминова Эльмира Шаймардановна, учитель русского языка, литературы

Долгожданный дан звонок. Начинается урок.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу.

Улыбки подарим гостям.

У вас всё готово? Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!

Приготовила:

Даминова Эльмира Шаймардановна,

учитель русского языка, литературы

Те м а  у рока: « А . П. Ч е х ов. Рас с каз о пи сат е ле.  « Хи р у рги я » - ос ме я ни е г л у пости и н ев е ж е ст в а г е р о ев расска з а » .

Те м а у рока:

« А . П. Ч е х ов. Рас с каз о пи сат е ле. « Хи р у рги я » - ос ме я ни е г л у пости и н ев е ж е ст в а г е р о ев расска з а » .

Цель: п о зн акомить с я с б и ограф и ей А.П.Ч е х ова  и тв о р ч е с твом на пр и м е ре ра сс ка з а  « Хи р у рги я »

Цель:

п о зн акомить с я с б и ограф и ей А.П.Ч е х ова и тв о р ч е с твом на пр и м е ре ра сс ка з а « Хи р у рги я »

Работа в парах и индивидуально: -Составление рассказа на основе ключевых слов (Эмир и Полина У.) многодетная семья Таганрогская классическая гимназия актёрский талант банкротство отца и переезд в Москву медицинский факультет Московского университета журнал «Стрекоза» Антоша Чехонте остров Сахалин общественная деятельность и помощь людям   -Интеллект-карту о жизни и творчестве А.П.Чехова составят: Салават и Полина К. (с. 235-236 учебника)  - Максим работает над справочным материалом, данным в конце учебника с.259, прочитает про писателя и расскажет про город, где родился А.П.Чехов, покажет дом – музей автора.

Работа в парах и индивидуально:

  • -Составление рассказа на основе ключевых слов (Эмир и Полина У.)
  • многодетная семья
  • Таганрогская классическая гимназия актёрский талант
  • банкротство отца и переезд в Москву
  • медицинский факультет Московского университета
  • журнал «Стрекоза»
  • Антоша Чехонте
  • остров Сахалин
  • общественная деятельность и помощь людям
  •  
  • -Интеллект-карту о жизни и творчестве А.П.Чехова составят: Салават и Полина К. (с. 235-236 учебника)

  • - Максим работает над справочным материалом, данным в конце учебника с.259, прочитает про писателя и расскажет про город, где родился А.П.Чехов, покажет дом – музей автора.

Утверждения об Антоне Павловиче Чехове и его творчестве: 1. Однажды Чехов сказал, что его детство прошло без детства. 2. Когда будущему писателю исполнилось 20 лет, его отца признали банкротом, и семья вынуждена была покинуть родной город и бежать от долгов в Москву. 3. У Антона Павловича Чехова насчитывалось около 50 интересных псевдонимов, которыми он любил подписывать свои рассказы: Антоша Чехонте, Брат моего брата, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек, Шиллер Шекспирович Гёте, Архип Индейкин и др. 4. Чехову принадлежит фраза: «Краткость - сестра таланта». 5. За работу он садился в определённое время, при этом не позволял себе выглядеть неопрятно – всегда в костюме и знаменитой бабочке. Выразите своё мнение знаками: + правда - неправда ? не уверен

Утверждения об Антоне Павловиче Чехове и его творчестве:

  • 1. Однажды Чехов сказал, что его детство прошло без детства.
  • 2. Когда будущему писателю исполнилось 20 лет, его отца признали банкротом, и семья вынуждена была покинуть родной город и бежать от долгов в Москву.
  • 3. У Антона Павловича Чехова насчитывалось около 50 интересных псевдонимов, которыми он любил подписывать свои рассказы: Антоша Чехонте, Брат моего брата, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек, Шиллер Шекспирович Гёте, Архип Индейкин и др.
  • 4. Чехову принадлежит фраза: «Краткость - сестра таланта».
  • 5. За работу он садился в определённое время, при этом не позволял себе выглядеть неопрятно – всегда в костюме и знаменитой бабочке.

Выразите своё мнение знаками:

+ правда

- неправда

? не уверен

Работа с текстом рассказа «Хирургия»  Прослушайте рассказа по аудиозаписи   -  Понравился ли  вам  р а с с ка з ? -  Мож н о н азвать его юм орист и че с к и м ?  Поче м у ? - Каков сюжет рассказа? - Почему больных принимает фельдшер, а не доктор? - А кто такой фельдшер? - Как фамилия фельдшера? -Как зовут его? - Сколько лет Курятину? - Как фамилия дьячка?  -Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову? - Как помогала лечить зуб Гликерия Анисимовна? - Какие инструменты называл Курятин? - Какая жакетка была у фельдшера Курятина? -А брюки? - Что было на глазу дьячка? - Что принес Вонмигласов фельдшеру? - На бутыль с каким раствором перекрестился дьячок? - Где сказано: «Питие мое с плачем растворях», по словам дьячка?

Работа с текстом рассказа «Хирургия» Прослушайте рассказа по аудиозаписи

  • - Понравился ли вам р а с с ка з ?
  • - Мож н о н азвать его юм орист и че с к и м ? Поче м у ?
  • - Каков сюжет рассказа?
  • - Почему больных принимает фельдшер, а не доктор?
  • - А кто такой фельдшер?
  • - Как фамилия фельдшера?
  • -Как зовут его?
  • - Сколько лет Курятину?
  • - Как фамилия дьячка?
  • -Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову?
  • - Как помогала лечить зуб Гликерия Анисимовна?
  • - Какие инструменты называл Курятин?
  • - Какая жакетка была у фельдшера Курятина?
  • -А брюки?
  • - Что было на глазу дьячка?
  • - Что принес Вонмигласов фельдшеру?
  • - На бутыль с каким раствором перекрестился дьячок?
  • - Где сказано: «Питие мое с плачем растворях», по словам дьячка?
Характеристика героев 1 пара: Курятин - Найдите в тексте портрет Курятина. Соответствует ли его одежда виду врача? Вывод: - Как ведет себя фельдшер? Соответствует ли такое поведение поведению врача? Вывод: - Какова речь героя? Найдите в тексте его характерные слова и выражения. - Как речь Курятина характеризует его? Вывод:   2 пара: Вонмигласов - Каков внешний вид служителя церкви? Вывод: - Как ведет себя Вонмигласов? Что можно сказать о его поведении? Вывод: - Какова речь героя? Найдите в тексте его характерные слова и выражения. Вывод:  

Характеристика героев

  • 1 пара: Курятин
  • - Найдите в тексте портрет Курятина. Соответствует ли его одежда виду врача?
  • Вывод:
  • - Как ведет себя фельдшер? Соответствует ли такое поведение поведению врача?
  • Вывод:
  • - Какова речь героя? Найдите в тексте его характерные слова и выражения.
  • - Как речь Курятина характеризует его?
  • Вывод:
  •  
  • 2 пара: Вонмигласов
  • - Каков внешний вид служителя церкви?
  • Вывод:
  • - Как ведет себя Вонмигласов? Что можно сказать о его поведении?
  • Вывод:
  • - Какова речь героя? Найдите в тексте его характерные слова и выражения.
  • Вывод:
  •  
1. На уроке я работал(а) активно/пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен(на)/не доволен(на) 3. Урок для меня показался коротким/длинным 4. За урок я не устал(а)/ устал(а) 5. Материал урока мне был понятен/не понятен полезен/бесполезен
  • 1. На уроке я работал(а) активно/пассивно
  • 2. Своей работой на уроке я доволен(на)/не доволен(на)
  • 3. Урок для меня показался коротким/длинным
  • 4. За урок я не устал(а)/ устал(а)
  • 5. Материал урока мне был понятен/не понятен
  • полезен/бесполезен
Дом а ш нее задание:   Н а рисов а ть и ллюстрац и и к рас с ка з у  « Хи р у рг и я »  или н ап и с а ть  синкв е йн  ( н а в ы бор). С и нквейн  – это  не про с тое с т и х о твор е ни е, а с т и х о твор е н и е, на п ис а н н ое по сл е д у ющ и м правилам:   1 строка – од н о с у ществ и тель н ое, выраж а ющее гла в н у ю т е м у  c и нк вей н а. 2 строка – два пр и лагат е л ьн ы х , выр а ж а ющих  г лав н у ю м ы сль. 3 строка – три  глагола, оп и сыв а ющ и е д е й ствия  в р а мках  темы. 4 строка – фра з а, не с у щ ая о п ред е лен н ый  с м ы с л. 5 строка – з акл ю ч е ни е  в форме  с у ществи т ельного ( а с с о ци ац и я с пер в ым с лово м ).

Дом а ш нее задание:

  • Н а рисов а ть и ллюстрац и и к рас с ка з у « Хи р у рг и я » или н ап и с а ть синкв е йн ( н а в ы бор).

С и нквейн – это не про с тое с т и х о твор е ни е, а с т и х о твор е н и е, на п ис а н н ое по сл е д у ющ и м правилам:

 

  • 1 строка – од н о с у ществ и тель н ое, выраж а ющее гла в н у ю т е м у c и нк вей н а.
  • 2 строка – два пр и лагат е л ьн ы х , выр а ж а ющих г лав н у ю м ы сль.
  • 3 строка – три глагола, оп и сыв а ющ и е д е й ствия в р а мках темы.
  • 4 строка – фра з а, не с у щ ая о п ред е лен н ый с м ы с л.
  • 5 строка – з акл ю ч е ни е в форме с у ществи т ельного ( а с с о ци ац и я с пер в ым с лово м ).