Тема выступления - Формирование и оценка функциональной грамотности как инструмент повышения качества общего образования в Пензенской области
В данном вопросе помогает нам национальный проект «Образование».
Что этот проект представляет
1) Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
2) Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
Актуальность проекта заключается в следующем:
Это запрос на повышение качества общего образования диктует:
• необходимость формирования функциональной грамотности в качестве приоритетной цели образования;
• создание поддерживающей позитивной образовательной среды в контексте изменения форм и содержания образования для более полного учета интересов учащихся и требований XXI века.
Наша область входит в данный проект.
Цель данного проекта заключается в следующем:
– повышение уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Пензенской области
Задачи проекта:
• Мониторинг образовательных достижений обучающихся и качества образования с использованием современных измерителей для комплексной оценки предметных, метапредметных и личностных результатов на всех этапах реализации проекта.
• Совершенствование системы методической поддержки педагогов по формированию функциональной грамотности, повышение ее эффективности.
• Модернизация дополнительных профессиональных программ, технологий методической поддержки учителей с целью подготовки их к работе по формированию функциональной грамотности.
• Апробация, обобщение и распространение лучших практик и технологий по формированию функциональной грамотности на базе инновационных и стажировочных площадок ГАОУ ДПО ИРР ПО.
• Широкое информирование профессионального сообщества и общественности о результатах и инструментарии международных, общероссийских и региональных исследований уровня функциональной грамотности. Нормативно-правовое обеспечение.
Региональная модель формирования функциональной грамотности – система взаимосвязей основных модулей функциональной грамотности, инструментов и механизмов их реализации.
Основные модули функциональной грамотности:
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Цифровая грамотность
Здоровьесберегающая грамотность
Финансовая грамотность
Креативные компетенции
Глобальные компетенции.
Основные элементы модулей:
- работа с обучающимися по формированию функциональной грамотности в рамках основной образовательной программы
- проведение конкурсных и иных мероприятий, направленных на формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся
-мониторинг уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся на этапе запуска проекта, далее – ежегодно
- выявление наиболее эффективных методик и технологий, обобщение и распространение опыта работы образовательных организаций по развитию функциональной грамотности школьников
-формирование системы методической поддержки педагогов по формированию функциональной грамотности информационное сопровождение проекта
Показатели эффективности проекта
Доля обучающихся, выполняющих метапредметные задания внешнего и внутреннего мониторинга (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, PISA, TIMSS и PEARLS, областных диагностических работ и пр.) на уровне не ниже общероссийского, не менее 55%
Участие в методических мероприятиях проекта не менее 50% педагогов
Увеличение доли педагогов, прошедших повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам (модулям), ориентированным на формирование ФГ, не менее чем на 5% ежегодно
Пополнение Банка актуальных педагогических практик методическими и дидактическими материалами педагогов, добившихся высоких результатов по реализации проекта; не менее 1 материала по каждому из модулей проекта в год
Заключение.
В современном быстро меняющемся мире переориентация системы образования на развитие функциональной грамотности выступает не самоцелью, а средством, обеспечивающим человеку возможность адаптации и самореализации. Осмысление положительных сторон традиционного отечественного образования и достижений компетентностной модели образования приводит к пониманию принципиальной преемственности и их взаимодополняемости. Развитие функциональной грамотности возможно на основе сформированной академической грамотности. Развитие компетенций, являющихся основой функциональной грамотности, вплетенное в освоение предметного знания, — это не отдельная задача, а особенность учебного процесса при данном подходе. В этих условиях происходит смещение акцентов с жесткой детальной фиксации материала обучения на образовательные результаты, формулируемые в терминах деятельности учащихся: «что умеет ученик», «насколько он владеет определенными компетенциями». При этом реализации компетентностной модели образования, способствующей развитию различных типов грамотности, в большей степени соответствует задачный подход.