СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ключевых компетенций сельских школьников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена важной роли сельского учителя в формировании ключевых компетенций учеников. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций сельских школьников»

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ


Ваганова Ж.В.

МАОУ Армизонская СОШ

Учитель английского языка


Жители села сталкиваются со многими трудностями, среди которых - отсутствие перспектив, снижение уровня жизни, утрата идеалов и духовных ценностей, растерянность, пессимизм, кризис самореализации. Окружающая среда влияет на формирование личности школьника, и городскому педагогу, недавно приехавшему в село, особенно заметны проблемы сельских детей: низкая культура речи (точнее, ее отсутствие); уровень подготовки выпускников сельских школ при поступлении в высшие учебные заведения ниже городских сверстников; получив образование, многие не возвращаются назад, в родное село. Возможности социального роста жителей села ограничены, что порождает «комплекс городского превосходства». Жизнь людей в отдаленных деревнях обычно замкнута, автономна, взаимозависима. Родители оказывают большое влияние на детей, и это влияние не всегда положительно. Опыт общения детей ограничен; к сожалению, до сих пор уровень образования и общей культуры сельского населения низок. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей. В сельской местности ограничены возможности для самообразования и культурного роста: меньше фонды библиотек, нет разнообразия кружков, секций и т. д. Сельским жителям сложно попасть в театр, музей, филармонию. Все это оказывает влияние и на детей, и на педагогов, чьи возможности культурного роста также ограничены.

Стандарт образования одинаков для городских и сельских школ, но учебно-воспитательный процесс в сельской школе имеет свои особенности, снижающие эффективность образовательной работы. Сельская среда - это особой мир, которому свойственны однообразие жизни, скудость информации, меньшая, по сравнению с городом, социальная дифференцированность и мобильность. Ограниченное число образцов поведения, недостаточное развитие коммуникаций приводит к замедленному культурному развитию, бедности речи. Учитель - интеллигент должен быть тем образцом, без которого село деградирует. Школа является средством окультуривания коммуникативной среды сельского школьника, которую характеризуют ограничение в возможности выбирать объединения и секции по интересам, замкнутость социального пространства, удаленность культурных центров.

Ориентация на развитие творческих компетенций учащихся, их способности к самоорганизации и самоопределению, т.е. качеств, определяющих конкурентоспособность, предъявляет особые требования к сельскому педагогу. Конечно, лишь учитель-исследователь, который сам креативно и нестандартно мыслит, ищет оригинальные варианты решений, может подготовить социально компетентных жителей села, способных внести новую свежую струю в сельский социум. При этом требуется исследовательская компетентность педагога, его критическое и рефлексивное мышление, интеллектуальная гибкость и профессионально-личностная идентичность. Исследовательская позиция учителя в деятельности предполагает поисковый тип его профессиональной направленности, определенные индивидуально-личностные качества и владение исследовательскими умениями. Готовность сельских учителей к исследовательской работе определяется степенью развития у них творческой исследовательской позиции. Практика показывает, что в условиях сельской школы творческая проектная деятельность учащихся является базой для формирования их интеллектуальной, личностной, коммуникативной, рефлексивной, креативной компетенций.

В активизации творческого роста сельских учителей главную роль играют внутренние мотивы (потребность в творчестве, самоутверждение, интерес к исследованиям и желание «идти в ногу с жизнью»); бесполезно пытаться только внешне управлять процессом совершенствования профессионального мастерства педагога. Жесткие методы (требование, контроль администрации, прямое инструктирование) практически неэффективны в развитии творческого роста сельского учителя. К педагогу следует подходить как к самостоятельной личности, чтобы путем поощрения, положительных примеров и мобилизации внутренней энергии личности учителя запустить механизмы ее самосовершенствования. Творческая исследовательская деятельность не может возникнуть под давлением и принуждением, она возникает при появлении действительного интереса, желания творить.

Сфера деятельности сельского учителя шире, чем городского. Ответственность, нравственность, культура, многосторонние знания и умения должны быть присущи сельскому педагогу. Он должен не только хорошо знать свой предмет, детскую психологию, но и уметь петь, разбираться в искусстве, быть в курсе достижений науки. Учитель сельской школы должен не просто иметь глубокие знания, быть всесторонне развитым, но и любить природу, знать жизнь и быт жителей села. Труду сельского учителя свойственны постоянное тесное взаимодействие с другими педагогами; одновременное преподавание ряда предметов, по которым у педагога порой отсутствует профессиональная подготовка; необходимость понимания проблем сельского образа жизни, включая знание местных особенностей труда, досуга, обычаев и традиций.

Задача формирования личностных ценностно-смысловых компетенций школьников предъявляет свои требования к сельскому учителю как основному носителю ценностей и медиатору эмоционально-волевого развития школьников. Ценности воспринимаются детьми через образы конкретных людей, наделенных чертами, адекватными данным ценностям, поэтому доверительные отношения сельского школьника с авторитетным педагогом делают последнего объектом для подражания в своем поведении, что указывает на глубокое влияние личности учителя на эмоционально-ценностное становление детей. Только аутентичный, искренний педагог может помочь проявиться естественности и правдивости ребенка, когда поведение и речь выражают реальные внутренние чувства. Видя эмоциональное отношение учителя к тому, что изучается, ребенок усваивает не только информацию, но и ее оценку взрослым. Вера в учителя, доверие к его словам создают необходимые психологические условия для развития компетенций сельских детей. Практика убеждает: ничто так быстро не вызывает недоверия к педагогу, как расхождение между тем, что он говорит, в чем убеждает, и тем, каков его реальный внутренний мир. И сельские дети сразу обнаружат такое расхождение. Восприятие педагога определяется в большой степени эмоциональным контактом, что является условием активации учебного процесса. Отношение к педагогу определяет поведение учащегося; благодаря таким механизмам, как подражание, внушение, убеждение, эмоциональное заражение происходят изменения в поведении и качествах личности ребенка.

Ценностно - смысловые компетенции, связанные с ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающую жизнь, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые установки для своих поступков, обеспечивают механизм самоопределения ребенка. Эмпатийные процессы в общении, эмоциональная обратная связь помогают вовремя выявить ценностные предпочтения, эмоционально-волевые проявления в учебной деятельности и общении, и в конечном счете развивают личностные компетенции школьников. Способность учителя включать ценности в жизнь школьников не исчерпывается профессиональной подготовкой, но определяется его личностными качествами. Огромное значение при этом имеет увлеченность педагога изучаемым материалом, его эмоциональная оценка; в противном случае эффективность формирования личностных компетенций у школьников снижается.

Итак, качество сельского образования зависит прежде всего от личности учителя, его профессиональной и общекультурной подготовки, творческого потенциала. Успешность работы педагога во многом связана с его характером, взаимоотношениями с учащимися, творческим отношением к делу. Формирование ключевых компетентностей школьников будет эффективным, если в образовательной деятельности сельской школы будут учитываться особенности социализации учащихся, менталитета и образа жизни сельского жителя во всем их многообразии и противоречивости. В условиях сельской школы творческая проектная деятельность учащихся является одним из способов формирования ключевых компетенций, и при этом велика роль учителя - исследователя.