Формирование коммуникативных компетенций на занятиях русского языка и литературы.
Строганова Татьяна Михайловна
Преподаватель русского языка и литературы
ОБПОУ «ОМК имени Даниила Гранина»
« Т олько в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний » М.М. Бахтин
Виды речевой деятельности:
Письменное взаимодействие
Слушание
Письмо
Коммуникативная компетенция
Говорение
Чтение
Устное взаимодействие
Языковые нормы
- орфографические,
- орфоэпические,
- лексические,
- синтаксические,
- стилистические
- С чистым сердцем - с добрыми намерениями, без злого умысла, с полной откровенностью
- Уши на макушке - Внимательно прислушиваться, быть настороже
- Краем уха - Невнимательно, урывками (прислушиваться к чему либо)
- До мозга костей - до последней степени, всем своим существом
- Шевелить мозгами – думать, размышлять
- Мозолить глаза - надоедать постоянным, неотвязным присутствием, досаждать, торча перед глазами
Деформированный текст
Отделите слова друг от друга, определив границы предложений, и расставьте знаки препинания:
Формаклетокихвеличинаоченьразнообразнаклеткибываютшоскимикубич ескимиокруглымивытянутымизвездчатымишаровиднымиверетеновиднымичтообус ловленовыполняемойимифункцийиусловиямиихжизнедеятельноститакклеткикрови округлыеклеткиосуществляющиепроведениеимпульсовзвездчатыесотросткамиклет киобеспечивающиедвижениеотдельныхчастейтелачеловекаилиегооргановудлиненн ыеверетеновидныенесмотрянаразличиеввеличинеформеифункциональнойспециали зациидлявсехклетокхарактеренобщийпринципстроения
Объяснить сокращенные варианты терминов:
аббревиации разного типа: ФГОС; ФОП; ФОАП; УУД; ЕНТ; ВОУД;
сложносокращенные слова с использованием отдельных компонентов, входящих в состав словосочетания: морфология; орфография;
образование существительного из прилагательного, входящего в состав словосочетания: педработник.
Составить схему сложного предложения
- «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние...» (Г. Адамс)
Составьте предложения с данными словосочетаниями
- Осуществлять контроль (за кем-либо)
- Ощущать потребность (в чем-либо)
- Создать оптимальные условия (для чего-либо)
- Организовать досуг (кого-либо)
- Выполнить упражнение (как, каким образом)
Дайте определение следующим словам. Составьте с ними предложения.
Авторитет, адаптация, бихевиоризм, воспитание, дедукция, инновация, инновация, методология, олимпиада, педагогический процесс, преподавание, тест, тестирование, эксперимент
Моделирование структуры текста
Например, с помощью памятки «Текст» - определи:
- тему (о чём будешь писать, говорить);
- главную мысль (что главное хочешь сказать);
- название (если его нет), передай в нём тему, главную мысль;
- содержание и порядок предложений (с чего начнёшь, как продолжишь, что потом скажешь нового, чем закончишь);
- план текста (нужно ли несколько частей, о чём будешь говорить в каждой, как назовёшь их).
Рассказ А.П.Чехова «Учитель» «Рассказ про учителя в „Новом времени“ прекрасен с художественной точки зрения, но производит очень тяжелое впечатление».
М. Булгаков «Собачье сердце»
Сообразите, что весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которое существует в природе.
Базаров. Умный, образованный. Интересуется, экспериментирует, доказывает. Окончил университет по востребованной профессии. Доктор.
Он раскаялся, осознал свое преступление.
Изменил отношение к Соне и к людям.
Начинается исцеление души.
Усомнился в своей теории.
« лишний человек»
Ф.М.Достоевский « Преступление и наказание»
Обновление Раскольникова на каторге.
Осознание вины, раскаяние – путь к очищению, исцелению.
Под подушкой Евангелие
Обливается слезами, прильнул к ее ногам, даже бывшие враги стали смотреть на него по-другому.
Яркий пейзаж (утро, солнце, поле).
Сон про «трихины», люди времен Авраама
– это тип молодого дворянина начала XIX века, разочарованного в жизни.!
Культура общения в дискуссии
Культура общения – это та часть поведения,
которая выражается главным образом в речи.
Цель: формировать знани е, умение и навыки культуры речевого общения у студентов со взрослыми и сверстниками.
1 . Правило уважения человека - основное правило дискуссии. Отношение к людям (как к присутствующим, так и к отсутствующим) на дискуссии неизменно внимательное, вежливое, уважительное. Мы стараемся ничем человека не обидеть, а тем более - не оскорбить. Человека мы принимаем таким, каков он есть, без всяких условий. Для нас равно значит, думает ли человек, как все, или думает иначе.
2. Правило внимательного слушания . Мы помним, что слушать и слышать - не одно и то же. Нужно стараться понять того, кто говорит, даже если не согласен с его мнением. На дискуссии закон един: слушают все, говорит один. Реплики с мест принимаются, но выступающие не перебиваются.
Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Жизнь – это общение.
«Самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения».
А. Сент – Экзюпери