Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у школьников на уроках английского языка.
Условия формирования моего личного вклада в разрешении данной проблемы является, прежде всего, внедрение и реализация ФГОС в основную школу, использование в своей педагогической деятельности системно-деятельностного подхода.
Естественно мои исследования основывались на изучении научной педагогической литературы. Анализируя педагогическую и психологическую литературу, мною было установлено, что имеют место быть в современных исследованиях «универсальные учебные действия» следующих авторов: А.Г. Асмолова, З.А. Скрипко, Н.Д. Артёмовой. Вопрос формирования УУД можно найти в исследованиях таких ученых, как И.Ф. Харламова, Т.А. Ильина и И.П. Подласый.
И. Ф. Харламов определяет понятие «формирование», как результат развития личности и означает её становление, преображение совокупности свойств.
Т.И. Ильина даёт такое определение: «формирование – особая форма развития человека в процессе его жизнедеятельности и под воздействием специальных воспитательных воздействий».
Формирование универсальных учебных действий у детей происходит с учётом содержания вида деятельности, поэтапной и системной работы.
Актуальность выбранной темы определяется ее социальной и культурной значимостью на данном этапе развития современной системы образования. В настоящее время обществом востребована личность активная, креативная, коммуникативная, целеустремленная, находящаяся в постоянном развитии и движении. Учебный предмет Английский язык имеет огромный потенциал в формировании коммуникативных умений у обучающихся.
Я как учитель английского языка работаю в 5-9 классах по программе ЕЕ под редакцией Биболетовой. Программа курса английского языка » нацелена на формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как их способность и готовность общаться на английском языке.
Эта цель подразумевает развитие коммуникативных умений в говорении, в чтении, понимании на слух и письме на английском языке.
Отсюда вытекает цель моей педагогической деятельности: формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка на основной школе.
Для успешной реализации цели необходимо решить следующие задачи, которые представлены на слайде.
Ведущей педагогической идеей в моей работе стало формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся через использование кейс-метода на уроках английского языка.
На слайде представлены следующие универсальные умения, которые относятся к коммуникативным.
Цель по их формированию достигается мною через использование ряда современных образовательных технологий, методов и приемов. Это и системно-деятельностный подход в обучении, технология проблемного обучения, личностно-ориентированные технологии. Но я хочу более подробно остановиться на кейс-методе (Case study) - методе анализа ситуаций.
Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Существуют разные классификации кейсов: по структуре, по размеру.
Отличительными особенностями кейс–метода являются:
описание реальной проблемной ситуации;
альтернативность решения проблемной ситуации
единая цель и коллективная работа по выработке решения;
функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;
эмоциональное напряжение учащихся.
Систематическое использование кейс-метода на уроках английского языка способствует развитию коммуникативных умений. К таким выводам приводят результаты педагогических диагностик: мониторинг контрольных работ по английскому языку, комплексных работ с текстом и т.д.
Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны состоит в системе кейсов по разным темам к урокам английского языка. На слайде вы можете видеть некоторые из них. Открываешь конспект и показываешь, что за кейс используется на этом уроке.
Целенаправленное формирования коммуникативных УУД обучающихся позволяет видеть рост процента качества в целом. На слайдах представлен сравнительный анализ качества знаний и успеваемости обучающихся за ………………………………………..показать слайды)
Опыт работы можно использовать как начинающим педагогам, так и педагогам с большим стажем работы.
Трудности и возможные риски будут связаны с разработкой и подготовкой кейсов, т.е. подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть.
Применять кейс-метод можно как завершающие проектные работы по разделам учебника или урок-беседа по темам разделов учебника,а также на уроке и во внеурочной деятельности по предмету. Трансляция результата есть в публикациях в интернете (nsportal, Prошколу.ru);выступлениях на педагогических советах, семинарах; участии в сетевых проектах.
Спасибо за внимание!