СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование мотивов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлены материалы, которые помогут сформировать мотивы для обучения у учащихся

 

Просмотр содержимого документа
«Формирование мотивов»

Формирование мотивов Подготовила студентка Ш-22 группы Журугина Карина Преподаватель Гордиенко Милана Дмитриевна

Формирование мотивов

Подготовила студентка Ш-22 группы

Журугина Карина

Преподаватель

Гордиенко Милана Дмитриевна

Почему ты учишься? Зачем ходишь в школу? Учителя любят задавать эти выигрышные во всех отношениях вопросы. Можно грамотность проверить, а заодно узнать о мотивах учения. Да и школьникам полезно время от времени спросить себя: «Действительно, зачем я учусь?» Для школьников 1–2 классов наиболее характерными являются ответы типа: «Папа и мама велят», «Учусь в школе, чтобы иметь пятерки. За пятерки меня хвалят», «Все дети ходят в школу», «Не хочу иметь плохих оценок, за них меня ругают», «Мама говорит, что если не буду учиться, то не стану шофером», «Учительница меня хвалит, когда я хорошо отвечаю», «Стыдно перед классом, если ничего не знаешь» и т.п.
  • Почему ты учишься? Зачем ходишь в школу? Учителя любят задавать эти выигрышные во всех отношениях вопросы. Можно грамотность проверить, а заодно узнать о мотивах учения. Да и школьникам полезно время от времени спросить себя: «Действительно, зачем я учусь?» Для школьников 1–2 классов наиболее характерными являются ответы типа: «Папа и мама велят», «Учусь в школе, чтобы иметь пятерки. За пятерки меня хвалят», «Все дети ходят в школу», «Не хочу иметь плохих оценок, за них меня ругают», «Мама говорит, что если не буду учиться, то не стану шофером», «Учительница меня хвалит, когда я хорошо отвечаю», «Стыдно перед классом, если ничего не знаешь» и т.п.
В 3–4 классах характер ответов несколько меняется, отражая развитие понятий и представлений школьника о побудительных силах учения: «Я учусь, чтобы стать инженером, как папа. У меня „4“ и „5“. Нравится учительница. Она интересно рассказывает. Мы с ней ходим на экскурсии и в театр» (3 класс). «Я учусь в школе, чтобы стать грамотным. Я узнаю много нового о жизни людей, природе и различных предметах. Мне очень нравится история. Когда вырасту, буду учительницей, как Анна Семеновна» (4 класс). «Я учусь, чтобы стать моряком. Если у меня будут только пятерки, папа обещал летом повезти меня на настоящем морском корабле. Я люблю решать задачи по арифметике. У меня всегда „5“ и „4“, не очень люблю учить правила по грамматике. Мне часто попадает дома, когда я получаю „3“» (4 класс).
  • В 3–4 классах характер ответов несколько меняется, отражая развитие понятий и представлений школьника о побудительных силах учения: «Я учусь, чтобы стать инженером, как папа. У меня „4“ и „5“. Нравится учительница. Она интересно рассказывает. Мы с ней ходим на экскурсии и в театр» (3 класс). «Я учусь в школе, чтобы стать грамотным. Я узнаю много нового о жизни людей, природе и различных предметах. Мне очень нравится история. Когда вырасту, буду учительницей, как Анна Семеновна» (4 класс). «Я учусь, чтобы стать моряком. Если у меня будут только пятерки, папа обещал летом повезти меня на настоящем морском корабле. Я люблю решать задачи по арифметике. У меня всегда „5“ и „4“, не очень люблю учить правила по грамматике. Мне часто попадает дома, когда я получаю „3“» (4 класс).
За два-три года школьной жизни мотивы существенно изменяются. В 3–4 классах уже возникают собственно познавательные интересы к обучению и учебным предметам. Стремление занять достойное место в классе постепенно становится ведущим мотивом для большинства школьников. Этим объясняется, в частности, повышенный интерес учащихся третьих и особенно четвертых классов к оценке. Вот пример: «Я хочу получать только „4“ и „5“, потому что если получу „3“ или „2“, меня будут ругать дома».
  • За два-три года школьной жизни мотивы существенно изменяются. В 3–4 классах уже возникают собственно познавательные интересы к обучению и учебным предметам. Стремление занять достойное место в классе постепенно становится ведущим мотивом для большинства школьников. Этим объясняется, в частности, повышенный интерес учащихся третьих и особенно четвертых классов к оценке. Вот пример: «Я хочу получать только „4“ и „5“, потому что если получу „3“ или „2“, меня будут ругать дома».
Исследования показывают, что существуют благоприятные и неблагоприятные условия формирования у младших школьников положительных мотивов учения. Благоприятные условия острая потребность в новых впечатлениях; Положительное отношение к школе у большинства детей 6-9- летнего возраста; естественная любознательность. полное доверие учителю
  • Исследования показывают, что существуют благоприятные и неблагоприятные условия формирования у младших школьников положительных мотивов учения.

Благоприятные условия

острая потребность в новых впечатлениях;

Положительное отношение к школе у большинства детей 6-9- летнего возраста;

естественная любознательность.

полное доверие учителю

Неблагоприятные условия  Многие школьники с готовностью участвуют в подражательных действиях, но когда что-нибудь нужно делать самим, ждут указаний учителя, нервничают, т.е. работают на уроке только тогда, когда уверены в успехе несформированность воли неустойчивое внимание неустойчивые интересы

Неблагоприятные условия

Многие школьники с готовностью участвуют в подражательных действиях, но когда что-нибудь нужно делать самим, ждут указаний учителя, нервничают, т.е. работают на уроке только тогда, когда уверены в успехе

несформированность воли

неустойчивое внимание

неустойчивые интересы

  • Чтобы достигать высоких результатов учебно-воспитательного процесса, педагог будет постоянно изучать действующие в нем мотивы, особенно интересы и потребности школьников. Изучение мотивов осуществляется в неразрывной связи с их формированием. Чтобы охватить все аспекты проблемы, ничего не забыть и не упустить, можно пользоваться следующим алгоритмом изучения мотивов.
  • 1. Определение и уточнение целей обучения. Анализ в этой связи сущности, содержания, направленности и силы мотивов, необходимых и достаточных для поддержки процесса и успешной реализации намеченных задач. Если цели и задачи не имеют отклонений от государственного стандарта, вводятся в действие широко известные общие мотивы и стимулы. Специальные цели требуют использования специфических мотивов.
  • 2. Выявление возрастных возможностей мотивации. Здесь требуются четкие ответы на вопросы: а) к каким показателям мотивации следует подвести учеников младшего возраста и б) насколько уровень мотивации учеников определенного класса соответствует «возрастным нормам», поставленным целям и задачам, сложностям учебного труда.
3. Выяснение исходного уровня мотивации. 4. Уточнение превалирующих мотивов. Требуется определить, какие мотивы являются ведущими в учебной деятельности ученика или микрогруппы класса, в которую он входит. Нужно помнить, что нет мотивов «хороших» или «плохих», все они важны, но по-разному влияют на процесс и результаты обучения. 5. Изучение индивидуальных особенностей мотивации.  6. Анализ причин изменения мотивации. 7. Формирование должных мотивов, осуществляемое учителем в ходе учебновоспитательного процесса и решения других задач.  8. Оценка достижений и планирование дальнейших действий. Наиболее очевидными показателями будут реальные поступки учеников, изменение их отношения к учению.
  • 3. Выяснение исходного уровня мотивации.
  • 4. Уточнение превалирующих мотивов. Требуется определить, какие мотивы являются ведущими в учебной деятельности ученика или микрогруппы класса, в которую он входит. Нужно помнить, что нет мотивов «хороших» или «плохих», все они важны, но по-разному влияют на процесс и результаты обучения.
  • 5. Изучение индивидуальных особенностей мотивации.
  • 6. Анализ причин изменения мотивации.
  • 7. Формирование должных мотивов, осуществляемое учителем в ходе учебновоспитательного процесса и решения других задач.
  • 8. Оценка достижений и планирование дальнейших действий. Наиболее очевидными показателями будут реальные поступки учеников, изменение их отношения к учению.
Ход и результаты деятельности по формированию мотивации лучше всего фиксировать в специальной карте, отмечая начальный уровень и наступившие изменения. Конкретными показателями выступают:  1) отношение к учению (как себе представляет); 2) цели (какие ставит и реализует ученик); 3) мотивы (ради чего учится); 4) эмоции (как переживает учебу); 5) умение учиться;  6) уровень обученности (каких результатов достиг);  7) характеристики обучаемости (потенциально возможные успехи, каких он мог бы достигнуть).
  • Ход и результаты деятельности по формированию мотивации лучше всего фиксировать в специальной карте, отмечая начальный уровень и наступившие изменения. Конкретными показателями выступают:

1) отношение к учению (как себе представляет);

2) цели (какие ставит и реализует ученик);

3) мотивы (ради чего учится);

4) эмоции (как переживает учебу);

5) умение учиться;

6) уровень обученности (каких результатов достиг);

7) характеристики обучаемости (потенциально возможные успехи, каких он мог бы достигнуть).

Для изучения мотивации применяются общие методы исследования – наблюдение, анкетирование, беседа, экспертная оценка. Сущность последней состоит в организации целенаправленного и всестороннего изучения индивидуальной (или групповой) мотивации с помощью экспертных методик и приглашением для этой цели коллег-учителей и (или) других специалистов.
  • Для изучения мотивации применяются общие методы исследования – наблюдение, анкетирование, беседа, экспертная оценка. Сущность последней состоит в организации целенаправленного и всестороннего изучения индивидуальной (или групповой) мотивации с помощью экспертных методик и приглашением для этой цели коллег-учителей и (или) других специалистов.
Для формирования полноценной мотивации учения младших школьников важно обеспечить условия: -обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом; - утверждать гуманное отношение ко всем ученикам- способным, отстающим, безразличным; - удовлетворять познавательные запросы и потребности учеников; - организовывать интересное общение детей между собой; - обогащать мышление чувствами; - развивать любознательность; - формировать активную самооценку своих возможностей; - утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию; - использовать эффективную поддержку детских инициатив; - воспитывать ответственное отношение к учебному труду
  • Для формирования полноценной мотивации учения младших школьников важно обеспечить условия:

-обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом;

- утверждать гуманное отношение ко всем ученикам- способным, отстающим, безразличным;

- удовлетворять познавательные запросы и потребности учеников;

- организовывать интересное общение детей между собой;

- обогащать мышление чувствами;

- развивать любознательность;

- формировать активную самооценку своих возможностей;

- утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию;

- использовать эффективную поддержку детских инициатив;

- воспитывать ответственное отношение к учебному труду

Чтобы мотивация была на должном уровне, учитель будет. Поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками; Ободрять учеников при возникновении у них трудностей; Поддерживать положительную обратную связь; Заботить о разнообразии методов обучения; Приучать учеников к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность; Поощрять выполнение заданий повышенной трудности; Учить определять цели, задачи, формы выполнения, критерии оценки самостоятельных работ; Формировать чувство долга, ответственности; Учить предъявлять требования прежде всего к самому себе.

Чтобы мотивация была на должном уровне, учитель будет.

  • Поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками;
  • Ободрять учеников при возникновении у них трудностей;
  • Поддерживать положительную обратную связь;
  • Заботить о разнообразии методов обучения;
  • Приучать учеников к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;
  • Поощрять выполнение заданий повышенной трудности;
  • Учить определять цели, задачи, формы выполнения, критерии оценки самостоятельных работ;
  • Формировать чувство долга, ответственности;
  • Учить предъявлять требования прежде всего к самому себе.
Как солнце нужно всему живому, так и развитию мотивации необходимы стимулирующая среда и целенаправленное влияние через систему педагогических приемов. Среди множества советов педагогам по изучению и развитию мотивации выделим следующие. Дети отличаются любопытством. Они проявляют особенный интерес к новым и неизвестным обстоятельствам. Внимание падает, когда ученикам преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, быстро гаснет любопытство, ученики отвлекаются от урока, начинают вертеться, заниматься посторонними делами – наступает так называемое «двигательное беспокойство». Педагогам следует помнить об «эффекте любопытства» и учиться управлять им
  • Как солнце нужно всему живому, так и развитию мотивации необходимы стимулирующая среда и целенаправленное влияние через систему педагогических приемов. Среди множества советов педагогам по изучению и развитию мотивации выделим следующие. Дети отличаются любопытством. Они проявляют особенный интерес к новым и неизвестным обстоятельствам. Внимание падает, когда ученикам преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, быстро гаснет любопытство, ученики отвлекаются от урока, начинают вертеться, заниматься посторонними делами – наступает так называемое «двигательное беспокойство». Педагогам следует помнить об «эффекте любопытства» и учиться управлять им
Мотивации способствует также оптимальная напряженность классной работы. Опыт показывает, что подходящим средством для поддержки необходимой напряженности процесса обучения является изменение формы общения, под которым понимаются виды и способы группирования учеников на занятиях. Практикуйте работу:  со всем классом – беседа с учителем, обсуждение, инструктаж;  с малой группой – 3–7 учеников работают над заданием, решение которого затем обсуждается всем классом; в парах – двое учеников обсуждают постановку задачи, ищут решение, которое затем обсуждается в микрогруппе или всем классом;  индивидуальную – каждый ученик индивидуально решает задачу, после чего его решение сравнивается с решениями остальных.
  • Мотивации способствует также оптимальная напряженность классной работы. Опыт показывает, что подходящим средством для поддержки необходимой напряженности процесса обучения является изменение формы общения, под которым понимаются виды и способы группирования учеников на занятиях.

Практикуйте работу:

  • со всем классом – беседа с учителем, обсуждение, инструктаж;
  • с малой группой – 3–7 учеников работают над заданием, решение которого затем обсуждается всем классом;
  • в парах – двое учеников обсуждают постановку задачи, ищут решение, которое затем обсуждается в микрогруппе или всем классом;
  • индивидуальную – каждый ученик индивидуально решает задачу, после чего его решение сравнивается с решениями остальных.
Таким образом, учитель будет постоянно изучать мотивы учебы и поведения своих учеников, используя наблюдение, анкетирование, беседы, экспертные оценки. Обследование будет проводиться по определенной системе. Педагог хорошо знает приемы возбуждения интереса школьников, умеет ими пользоваться в зависимости от ситуации.
  • Таким образом, учитель будет постоянно изучать мотивы учебы и поведения своих учеников, используя наблюдение, анкетирование, беседы, экспертные оценки. Обследование будет проводиться по определенной системе. Педагог хорошо знает приемы возбуждения интереса школьников, умеет ими пользоваться в зависимости от ситуации.
Список литературы Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб.пособие для студ.пед.колледжей.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.-400С.: ил.

Список литературы

Подласый И.П.

Педагогика начальной школы: Учеб.пособие для студ.пед.колледжей.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.-400С.: ил.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!