Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством квест-технологии.
В дошкольном учреждении реализован проект по экологическому воспитанию старших дошкольников посредством квест-технологии. Работа проводилась со всеми участниками образовательных отношений (педагогами, родителями, детьми). Разработаны квесты по всем временам года.
Дошкольный возраст – это начальный этап становления человеческой личности. В этом возрасте закладываются основы личностной культуры, элементы экологического сознания. Изменить отношение людей к природе, можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста.
Главная особенность организации воспитательной деятельности на современном этапе – это игра, с включением в процесс ИКТ, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Все эти особенности имеют место в квест- технологиях. Именно поэтому идея квеста нашла свое отражение и применение в работе с детьми нашего дошкольного образовательного учреждения.
Необходимо отметить, что квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО, ФОП ДО, ФАОП ДО так как способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.
Мы считаем, что именно благодаря системе приключенческих командных игр создаются определенные условия, благодаря которым, естественным образом, в процессе игровой ситуации, происходит развитие экологической культуры дошкольников, формируется умение осваивать новые знания и возникает желание использовать их в повседневной жизни, что становится актуальным на первом уровне общего образования
В дошкольном учреждении был разработан и реализован проект «Играя, познаем природу родного края», цель которого – формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством квест-технологии. Мы поставили ряд задач для реализации данного проекта:
- создать положительный эмоциональный фон, способствующий освоению ребенком знаний о мире природы родного края;
- разработать и реализовать серию тематических квестов (по сезонам) с детьми старшего дошкольного возраста;
- организовать в ходе проведения квестов опытно-экспериментальную деятельность, направленную на получение детьми реальных представлений и установлению причинно-следственных связей между деятельностью человека и всего живого на земле;
- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного поведения для природы и для самого ребенка;
- расширять и уточнять лексику детей старшего дошкольного возраста, развивать разговорную, описательную и повествовательную речь;
- воспитывать любовь к природе, понимание личной ответственности за её сохранность;
- привлекать родителей к участию в совместных мероприятиях с детьми и педагогами.
Квест - инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДО.
В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.
Работа по реализации проекта проводилась по трем направлениям: работа с педагогами, детьми, родителями.
Для педагогов были проведены консультации, семинары, мастер-классы по ознакомлению с квест-технологией, были проведены и сами квест-игры. В которых педагоги приняли активное участие, находя ответы на поставленные в заданиях (экологическое воспитание детей; квест-технология, ее особенности, правила проведения квестов, их разнообразие; составили квест для детей). В нашем детском саду разработаны сценарии проведения квест игр по всем временам года по 4-5 квестов на сезон. Они предполагают наблюдения за объектами живой и неживой природы, находящихся на территории дошкольного образовательного учреждения.
Для наилучшей реализации проекта была создана и оснащена экологическая предметно-пространственной среда на территории детского сада: опытно- экспериментальные участки и тематические зоны для организации и проведения квест-игр с детьми по экологическому воспитанию.
Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога. И это замечание справедливо по отношению к территории детского сада, имеющего. В дошкольном детстве зарождаются первые впечатления ребенка, поэтому необходимо создание эстетичных педагогическо-целесообразных условий не только в помещениях, но и на территории детского сада. Особой заботой педагогов являются благоустройство и озеленение прогулочных участков, экологической тропы, уход за огородом, цветниками и клумбами, создание комфортных условий для прогулок детей в любое время года, решение задач экологического, нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания.
Нами были организованы следующие тематические зоны на территории дошкольного учреждения: Теплица. Огород. Птичий двор. Ферма, Зеленая аптека. Экологическая тропа. Метеоплощадка.
Квест-технология обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.
Дети сталкиваются с различными проблемами, придумывают, как с ними справиться, и в конце игры получают определенный результат. Это творческий акт, осуществляемый в процессе игровой деятельности. Квесты являются современной эффективной образовательной формой деятельности детей дошкольного возраста, они дают возможность педагогам разнообразить игровую деятельность дошкольников.
Задания для квестов — это образовательная часть игры, в которую мы включаем интеллектуальные и творческие задания. Задания могут быть различными:
• решение ребусов, загадок, кроссвордов, головоломок;
• эксперименты и опыты,
• тематическое прохождение препятствий (поиск «сокровищ», расследование происшествий, помощь героям, путешествие),
• танцевальные и театральные постановки, фольклорные задания на знание народного календаря, и т.д.
Существует три формы проведения квестов: линейная, штурмовая, кольцевая. В дошкольном учреждении мы используем 2 формы проведения квестов: линейную и кольцевую, они являются для детей наиболее интересными и помимо задач образовательных решают и воспитательные задачи по формированию коллектива детей, формированию взаимоподдержки, позволяют сдружить детей, научить их помогать друг другу, радоваться за общий результат.
Линейная - основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша. Например, игра – «По тропинке, по дорожке…». Переходить к следующему этапу можно только выполнив задачу в данной точке.
Кольцевая – отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания, он вновь возвращается в пункт «А». Это наиболее используемая форма проведения квестов.
В конце каждого квеста: подведение итогов игры, при этом особое внимание, уделяется тому, что нужно любить и беречь природу.
Особое внимание мы уделили взаимодействию с родителями, ведь положительного примера поведения взрослых очень значим для детей, для их воспитания.
Для родителей проводились различные мероприятия: совместное проведение квест-игр на территории ДОУ; обучение проведению экологических путешествий и квестов в кругу своей семьи; размещение материала в информационных стендах и на сайте детского сада; совместная деятельность детей и родителей в поисках ответов на проблемные ситуации в процессе круглых столов; участие в выставках. Наиболее интересными для родителей стали непосредственно сами квесты, проводимые совместно с детьми.
В результате проведенной работы мы отмечаем, что у детей повысился:
• интерес к объектам и явлениям природы, к природе своего края.
• они стали бережнее относиться к природе, стремятся к правильному и культурному поведению.
• сформировано стремление к исследованию объектов природы, они научились проводить несложные опыты, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы,
• дети стали понимать, что в природе всё взаимосвязано, ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое,
• у детей старшего дошкольного возраста повысился лексический запас, в речи воспитанников появились предложения более сложной синтаксической конструкции.
• дети стали активными участниками природоохранных акций и конкурсов.
В результате проектной деятельности педагоги:
• повысили свой профессиональный уровень по экологическому воспитанию дошкольников,
• разработали и провели игровые квесты с детьми и их родителями,
• научились применять свой творческий потенциал и знания для создания тематических зон, арт-объектов,
• разработали и структурировали материал по работе с родителями для формирования экологической культуры дошкольников,
• обобщили свой педагогический опыт на выставках, конкурсах, конференциях и в средствах массовой информации.
Родители:
• стали активными участниками мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении;
• начали осознавать необходимость экологического воспитания детей с дошкольного возраста.
Реализация проекта позволила интегрировать природоведческую деятельность в систему воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками, установить взаимодействие всех участников образовательной деятельности.
Квесты, разработанные педагогами нашего детского сада могут применять и в других ДОУ нашего города.
Данный материал может быть использован для проведения работы по экологическому воспитанию, ОО «Познавательное развитие» в дошкольных учреждениях города и НСО.