Формирование потребности в двигательной активности на музыкальном занятии у дошкольников с ОВЗ.
Дошкольный возраст является основным в формировании физического и психического здоровья ребенка. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области. Музыкальная деятельность тесно связана со всеми образовательными областями. Музыкально - оздоровительная работа в детском саду — это организованный процесс, направленный на развитие музыкальности детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Основной
формой приобщения детей к музыке в ДОУ являются музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и
формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. На музыкальных
занятиях необходимо применять различные
музыкально-оздоровительные технологии. Для этого надо учитывать индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка. В соответствии с этим
занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания и педагогической импровизации, варьирующей ход
занятия, его содержание и методы.
Полное слияние музыки и движения стимулирует работу всех систем организма. Метроритмическая организация музыкального произведения помогает правильной работе дыхательной и сердечной систем, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка, положительно влияет на нервно-психическую деятельность, улучшает обмен веществ, кровообращение. Пение песен различного характера в сочетании с физическими упражнениями врачи считают лучшей формой дыхательной гимнастики.
Выполняя различные движения с музыкальным сопровождением, ребенок стремится скоординировать характер движения и музыки, при этом приобретается выразительность движений, улучшается осанка, укрепляются мышцы опорно-двигательного аппарата и стопы, препятствующие образованию плоскостопия, движения приобретают ловкость и законченность.
Музыка должна присутствовать рядом с ребенком не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни. Во время игр, ребенок может слушать музыкальные произведения, вместе с другими детьми водить хороводы, а во время прогулок напевать песенки. Во время проведения программных познавательных бесед с детьми, можно привлекать соответствующую по теме музыку для совместного слушания. Также хорошо будет предложить детям вместе исполнить знакомую им песню. Занятия по рисованию, когда дети рассматривают иллюстрации, тоже можно обогатить музыкальными включениями (прослушать музыкальное произведение или спеть тематическую песню). На прогулках, во время которых, воспитатель рассказывает детям о природе, можно остановиться и спеть какую-нибудь всем известную песенку о природе.
Утренняя гимнастика тоже неразрывно связана с музыкой. Начальная, ходьба, разминочные упражнения, основные упражнения и заключительная ходьба почти всегда сопровождаются задорной маршевой музыкой. Музыкальное сопровождение во время гимнастических упражнений помогает выдерживать ритм, не допускает снижения темпа, способствует выработке четких, ритмичных движений.
Известно, что при сильном возбуждении дети особенно восприимчивы к музыке и ритму. Поэтому во время тихого часа для снятия у детей чрезмерной возбудимости, напряженности и нервозности используют лирическую музыку, спокойные мелодические образы, музыку природы.
Система музыкально-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ предполагает использование следующих оздоровительных технологий:
1. Дыхательная гимнастика.
Цель - повысить иммунитет и предотвратить простудные заболевания. Дыхательная гимнастика улучшает обмен кислорода по всему телу, стимулирует работу желудка и кишечника, сердечной мышцы. Благодаря дыхательной гимнастике, дети научатся расслабляться и успокаиваться.
2. Пальчиковая гимнастика.
Цель – развитие мелкой и общей моторики дошкольников с ОВЗ. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие на головной мозг ребенка и речевые способности.
3. Музыккально - ритмические движения.
Цель - развитие и совершенствование общеразвивающих упражнений и танцевальных движений. Дети совершенствуют двигательные навыки. У них развивается мышечное чувство, координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, а это очень важно для оздоровления детей
4. Валеологические песенки - распевки.
Цель - подготовка голоса к пению, предупреждение заболеваний верхних дыхательных путей, укрепление голосовых связок.
5. Вокалотерапия.
Цель - подготовить певческий аппарат для развития музыкального слуха и голоса, улучшает артикуляцию и ритм.
6. Массаж и самомассаж.
Цель - нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Улучшение координации движений, восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения. Под воздействием импульсов, идущих к коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
7. Релаксация.
Цель - снятие мышечного напряжения, полное или частичное расслабление организма, укрепление нервной системы.
8. Взаимодействие и работа с родителями.
Совместные праздники, которые приносят много радости и удовлетворения как детям, так и взрослым. Общее сопереживание сближает, создает радостную атмосферу, возникают взаимоотношения, основанные на общих интересах. Это тоже способствует укреплению здоровья детей.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий способствует формированию потребности в двигательной активности и развитию физических качеств у дошкольников с ОВЗ.