Формирование познавательного мотива младших школьников посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс начальной школы
Макарова Анастасия Александровна
Музыкальный руководитель
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида
№16 "Колокольчик" г.Мичуринск Тамбовская область
Установлено, что в век новых информационно-коммуникационных технологий значительно увеличилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение [3, с.18]. Общение детей между собой все чаще виртуальное. Различные чаты, форумы, обмен посланиями по электронной почте заменяют «живое слово». Очевидно, что Интернет предоставляет нам широкие возможности не только к общению, но и к обучению, которые мы в свою очередь можем использовать для приобщения учащихся начальной школы к получению новых знаний, что, несомненно, связано с формированием познавательного мотива к обучению.
По данным исследователей [12, с36], применение информационно-коммуникационных технологий не только обеспечивает поддержку образовательного процесса и позволяет наполнить содержательную и оценочно–контролирующую сторону процесса обучения, но и позволяет реализовать образовательную, развивающую и воспитательную функции образования с учетом условий обучения и специфики предметной области.
Заметим, что образовательная функция образования с применением информационно-коммуникационных технологий направлена на формирование знаний, умений и навыков, которые снабжают готовность младших школьников к дальнейшему обучению, к осознанному усвоению знаний естественнонаучного и обществоведческого содержания.
Развивающая функция образования с применением информационно-коммуникационных технологий ориентирована на формирование в процессе изучения окружающего мира важнейших компонентов учебной деятельности. В результате работы школьников с применением информационных технологий усиливается развивающий эффект обучения: формирование качественных характеристик восприятия, воображения, внимания, памяти и особенно мышления.
Воспитывающая функция образования с применением информационно-коммуникационных технологий устанавливает возможность формирования правильных взаимоотношений с внешним миром, познание эстетических, нравственных, этических и правовых норм внешнего мира. При этом предположим, что возможность индивидуальной работы школьника с информационно-коммуникационными технологиями создает благоприятное условие для формирования познавательного мотива, осознанного личностного принятия норм в природной и социальной среде.
Попутно заметим, что главной задачей процесса обучения в начальной школе является научить ребенка за короткое время осваивать, преобразовывать и использовать в жизни немалое количество информации. Приходит на помощь учителю в решении этой задачи сочетание разных методов, форм и приемов обучения в русле современных информационно-коммуникационных технологий, о чем более подробно будет сказано в разделе 2.1. Использование компьютера на уроке разрешает сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Мы пришли к мнению, что различные виды средств обучения являются носителями специфических свойств и функций, определяющих их дидактические возможности и обеспечивающие формирование познавательного мотива и компонентов познавательного мотива на высоком уровне. Такое представление о формах применения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения служит теоретическим обоснованием дифференцированного подхода к их использованию. Согласно существующему мнению, дифференцированный подход к обучению предполагает широкое использование различных форм, методов и приемов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Леонтьев А.Н.[4, с.240] Цель реализации дифференцированного подхода состоит в обучении каждого учащегося на уровне его возможностей, способностей, адаптации обучения к особенностям различных групп учащихся, чему во многом способствуют педагогические условия, предполагающие применение информационно-коммуникационных технологий на уроках в школе.
Следует заметить, что, кроме обозначенного подхода, в процессе формирования познавательного мотива младших школьников на основе применения информационно-коммуникационных технологий мы применяем ведущие положения личностно-ориентированного подхода. Личностно-ориентированный подход основывается на учете индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Положения личностно-ориентированного подхода в процессе обучения школьников применяются уже довольно давно. Впервые термин «личностно-ориентированный подход» стал использовать в своих исследованиях К. Роджерс [5, с.220].
Формирование познавательного мотива на основе применения информационно-коммуникационных технологий в соответствии с обозначенным подходом предполагает:
- самостоятельность учащихся в процессе обучения, что зачастую выражается в определении целей и задач курса самими обучаемыми, в выборе приемов, которые являются для них предпочтительными;
- опору на имеющиеся знания и опыт учащихся;
- учет социокультурных особенностей и образа жизни учащихся, поощрение стремления быть «самим собой»;
- учет эмоционального состояния, морально-этических и нравственных ценностей учащихся;
- целенаправленное формирование учебных умений, характерным для того или иного учащегося учебным стратегиям;
- перераспределение ролей учителя и учащегося в учебном процессе: ограничение ведущей роли учителя, присвоение учителю функций помощника, консультанта, советника.
Полагаем, что учет ведущих положений личностно-ориентированного подхода к процессу формирования познавательного мотива учащихся способствует рациональному применению на уроках в начальной школе.
В основе процесса формирования познавательного мотива учащихся лежат основные положения деятельностного подхода к применению на уроках в начальной школе. Так, деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом Морозова Е.А. [6, с.162] В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его самоформирование и самоактуализация его личности. Давыдов В.В.[17, с.234] Замечено, что научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности. Полагаем, что каждый ребенок от рождения наделен одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности, формирующей познавательный мотив. Деятельность определяет любую активность, любую работу человека. Осмысленная и целенаправленная деятельность школьников по овладению знаниями определяется как учебная деятельность. Доказано, что учебная деятельность не дана ребенку с самого начала, ее нужно построить и, как всякая деятельность, учение выполняется на основе определенной процедуры (Маркова А.К.,[44, с.132] Начальная школа дает сегодня не только базовые навыки, такие как умение читать, слушать и говорить, а формирует устойчивую потребность в саморазвитии и самообразовании, а также нацелена на формирование познавательного мотива учащихся посредством применения информационно-коммуникационных технологий на уроках как значимого педагогического условия.
По мнению исследователей, [22;7;12;15] введение в процесс обучения младших школьников информационно-коммуникационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический характер, а также помогает решить проблемы поиска путей и средств активизации познавательного мотива учащихся, развития умственной деятельности, стимуляции творческих способностей. Опыт нашей работы в подобном направлении подтверждает, что ценность и эффективность применения информационно-коммуникационных технологий информационно-коммуникационных технологий как значимого педагогического условия заключается в повышении уровня познавательного мотива учащихся начальной школы.
Согласно имеющимся исследованиям [13, с.5], применение информационно-коммуникационных технологий должно быть организовано с учетом следующих возрастных особенностей учащихся:
- в начальной школе происходит замена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную (использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими позволяет сделать этот процесс более плавным);
- огромная часть знаний, умений и навыков, обретенных на уроках, еще не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность существенно снижается. Употребление же полученных знаний, умений и навыков в компьютерной среде приводит к актуализации и мотивации их приобретения;
- высокая степень эмоциональности младших школьников значительно задерживается строгими рамками учебного процесса. Обучение на компьютере способствует частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;
- учащиеся начальных классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно создавать их обучение, применяя как можно большего качественного и разнообразного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового материала не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Таким образом, кстати приходится яркость и занимательность использования компьютерных слайдов, анимации, презентаций и т.д.
Наглядность , простота использования, безусловно, совершенствует учебный процесс, развивает творческие способности, вызывает живой интерес учащихся, создает положительную мотивацию к формированию познавательного мотива учащихся.
Преимущества открываются с самого начала и, по мере их использования, дают толчок к саморазвитию педагога, позволяют ему оставаться современным, интересным и необходимым. Главным и бесспорным достоинством уроков с применением информационно-коммуникационных технологий является увеличение наглядности, что в свою очередь оказывать воздействие на воспитание художественного вкуса учащихся, совершенствованию их эмоциональной сферы, формированию познавательного мотива и структурных компонентов познавательного мотива на высоком уровне.
Исследователи уверены [21, с.151], что, проектируя будущий мультимедийный урок, учитель проводит большую работу: продумывает последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран, решает, как будет проходить учебный процесс, каким образом будет обеспечиваться педагогическое общение на уроке, как будет достигнута обратную связь с учащимися, как возможно достичь развивающего эффекта обучения и сформированности познавательного мотива на высоком уровне. Вместе с тем, помогает организовать самоконтроль знаний учащимися в работе с тестами, предоставляет возможность им систематизировать знания, повторять, закреплять изученный материал, решать интерактивные упражнения, развивать образное мышление, память. Таким образом, учителя включают в презентации видеозаписи, анимированные модели явлений, совершают с учащимися виртуальные путешествия в мир природы, наглядно показывают взаимосвязь с другими наукам.
Далее перечислим основные способы применения информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе как важное педагогическое условие, направленное на формирование познавательного мотива младших школьников. Из опыта нашей работы к основным способам применения информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе мы относим такие способы, как презентация, медиапособия, медиаподдержка, кинофильм, диафильм, использование различных обучающих программ, электронная энциклопедия, компьютерное тестирование, которые охарактеризованы нами ниже в ходе использования различных уроков, согласно учебному плану начальной школы.
Замечено, что презентации ко многим урокам состоят из учебных эпизодов, каждый из которых является самостоятельной дидактической единицей [51, с.35]. Для подготовки и проведения уроков, внеклассных мероприятий создаются презентации в Microsoft Power Point, в Movie Maker, используя иллюстрации, обработанные с помощью программ Nero и частично взятые в сети Интернет, используется анимационный материал, который позволяет удачно продемонстрировать суть изучаемого материала и музыкальные произведения и видео сюжеты. Презентации содержат анимацию и музыку. В ходе реализации мультимедийного урока используют разные виды работы: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, работа в парах, группах, словарная работа, работа с учебником, дифференцированное домашнее задание. Дети активно работают на уроке. Презентации также с успехом используются как ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, так и на интегрированных уроках.
При изучении регионального компонента в начальных классах применяют информационно-коммуникационных технологий для разработки нестандартных компьютерных уроков «Путешествия по родному краю».
Одним из предметов, требующих дополнительные средства обучения в виде , является урок окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия.
На математике чаще всего используют презентации в начале урока во время устного счета, т.к. именно на этом этапе их применение является наиболее эффективным. Во вторых классах при решении примеров с окошками, дети показывают карточками с цифрами пропущенное число, а на слайде в окошке оно появляется. Сразу видно, кто ошибся. Применение информационно-коммуникационных технологий предполагает и решение математических цепочек, и круговых примеров, и решение задач в стихах и многое другое. Тренажеры помогают отрабатывать вычислительные навыки. Возможно обрабатывание табличных и внетабличных случаев умножения и деления. Компьютерный тренажер может содержать обучающие слайды, которые помогают ученику найти значение произведения рациональным способом. Если обучающих слайдов нет, то в случае неправильного выбора ответа ученик остается на том же слайде, пока не даст правильный ответ. Так же используют тесты, которые можно составлять по найденному шаблону. Такие работы на уроке могут выполнять самостоятельно только два ученика, на компьютерах находящихся в классе, с остальными же учениками в это время устно работает учитель. Детям такие виды работ очень нравятся, они с удовольствием остаются после уроков на некоторое время, чтобы потренироваться в устном счете. Данный факт, несомненно, свидетельствует о том, что уровень познавательного мотива и структурных компонентов познавательного мотива учащихся стремится к высокому уровню.
Урок литературного чтения должен быть ярким и образным для развития эмоциональной отзывчивости учащихся, что также соотносится с формированием познавательного мотива. Живопись и музыка делают урок живым, создают доверительную и комфортную атмосферу в классе, позволяют ребятам настроиться на изучение творчества того или иного автора. Рисунки, портреты, фотографии в единстве со словом учителя создают образ писателя, а иллюстрации к произведениям помогают представить персонажей. Все это возможно только с применением компьютерных технологий.
На уроках литературного чтения возможно использование компьютера в начале урока для знакомства учащихся с биографией и творчеством изучаемого писателя. А также на обобщающих уроках по некоторым темам, где возможно составление кроссвордов, проведение ворин и других творческих заданий.
На уроках обучения грамоте применение информационно-коммуникационных технологий помогает организовать работу над звуком, звуковой схемой слова, над предложением, текстом, помогает учитывать уровень овладения чтением учащихся на уроке (пока слабые ученики читают текст в учебнике, более сильные читают продолжение или более сложный вариант на экране).
На уроках русского языка очень удобно проводить словарную работу, орфографическую минутку, проверочные работы. Здесь у учащихся появляется возможность быстро проверить, исправить ошибки и оценить свою работу.
Очевидно, что применение информационно-коммуникационных технологий как основного педагогического условия формирования познавательного интереса учащихся начальной школы возможно на всех уроках.
Далее охарактеризуем следующие способы применения информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе.
Медиапособия, содержат изображения, видеоматериалы, тестовые задания. Эти пособия предназначены для закрепления навыка письма, при этом создает максимальный интерес у детей к материалу. Применение мультимедийных пособий позволяет повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание. Они способствуют повышению качества визуальной информации и самостоятельности учащихся. Урочная деятельность с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что в свою очередь содействует повышению качества усвоения учебного материала и формированию познавательного мотива.
Доказано, что в процессе использования мультимедийных пособий необходимо уделять большее внимание цветовому решению слайдов, так как высоко влияние цвета на познавательную деятельность учащихся, которая учитывает возрастные особенности, что, пор мнению исследователей, напрямую связано с формированием познавательного мотива [16, с.98].
Использование мультимедийных пособий на уроках в начальной школе не только характеризует высокую насыщенность урока, интенсивность смены видов деятельности учащихся но и раскрывает детям множество загадочных и неизвестных фактов, которые находят дети в окружающем их мире. Ребенку бывает трудным найти ответы на интересующие их вопросы и явления, но посредством внедрения в учебный процесс, ребенок вовлекается в учебную работу. Ученики с удовольствием принимают участие в различных исследованиях. Действенным средством формирования познавательного мотива учащихся становится творческое проектирование. Важным является правильно организовать познавательную деятельность учащихся, сформировать благоприятные условия для новых открытий и познаний. Тема, которая определена для исследования, должна быть интересна ребенку, тогда заинтересованность делает полезное и важное дело, лучше усваивается материал. [18, с.74] Наибольшей эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска ,
возможность учиться весело и познавательно, создаются условия для развития личностного потенциала, индивидуализации освоения знаний, коллективных форм и их использования .
Исследовательское поведение ребенка универсально и может быть реализовано в различных сферах: общении с природой, рисовании, конструировании, игре на музыкальных инструментах, в общении и играх со сверстниками и взрослыми, а также в других видах деятельности. В ходе обучения учащиеся овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска: замечать проблемы, определять вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, осваивают практику презентаций результатов собственных исследований, овладевают умениями аргументировать собственные суждения, что, несомненно, характеризует уровень сформированности познавательного мотива учащихся начальной школы [19, с.112]
Обучающий эффект уроков с медиаподдержкой усилен звуковой иллюстрацией, музыкальным сопровождением, анимированными и звуковыми эффектами. Эти эффекты сопровождаются вопросами развивающего характера, которые вызывают учащихся на диалог, комментирование происходящего. Особая ценность работы состоит в том, что представленные автором [20, с.68] разнообразные виды медиаоброзовательных занятий включают творческие, аналитические, практические задания для учащихся, развивающие самостоятельное мышление, медиавосприятие, воображение, эстетический вкус аудитории. Методику анализа медиатекстов; знакомство учащихся основными медиообразовательными понятиями (монтаж, ракурс, кадр и др.).
Дидактические функции диафильмов состоят в том, что они служат средством формирования чувственных образов объектов и явлений, составляющих первоначальный этап процесса становления новых природоведческих знаний, позволяют выделить существенные признаки экранизируемой действительности и, следовательно, способствуют эффективному формированию познавательного мотива. Каждая серия транспарантов, как правило, посвящена одному, конкретному вопросу учебной программы. Эта особенность транспарантов не позволяет использовать их для иллюстраций при изложении нового материала учителем. Транспаранты необходимы при углубленном изучении природных явлений, выявлении их сущности.
Допускаем, что при изучении такого школьного предмета как природоведение важным средством обучения является учебное кино, ввиду того, что кинофильм позволяет:
1) воспроизводить на экране движение предметов и явлений действительности;
2) осуществлять анализ предметов и явлений с присущим им динамизмом в единстве с синтезом;
3) показать в концентрированном виде за короткое время большой по объему материал, который всесторонне характеризует предметы и явления действительности;
4) воспроизводить предметы и явления, недоступные непосредственному восприятию;
5) моделировать явления посредством мультипликации, показывая их в динамике.
Учебное кино применяют на разных этапах процесса обучения. Для сообщения новых знаний кинофильм может служить иллюстрацией рассказа учителя, который обогащает рассказ зрительными и слуховыми образами, что способствует не только формированию у школьников основных природоведческих представлений и понятий, но и формированию познавательного мотива. [1, с.35].
На этапе конкретизации, для тренировки и закрепления изучаемого теоретического материала применяются специально разработанные компьютерные программы. Данные программы рассчитаны на использование их в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами, так как они органически связаны и сочетаемы с традиционными методами и приемами обучения, такими как, например: 1С Образование. Образовательные программы позволяют повысить степень самостоятельности учащихся, в результате чего учитель лишь координирует действия учащегося. При необходимости ученик может вернуться назад к непонятной ему теме. [65, с.83] Обучающие программы наиболее целесообразны на этапе закрепления навыков и проверки их сформированности, активно используются как в индивидуальной работе, так и в групповой работе.
Работа с электронными энциклопедиями дает возможность детям, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний. Данная работа на первом этапе проводится учителем через отображение на экране всей последовательности операций для формирования у учащихся алгоритма поисковой деятельности, что в дальнейшем будет способствовать формированию познавательного мотива на высоком уровне. Затем учащиеся индивидуально или в малых группах могут искать в энциклопедиях ответ на поставленный вопрос или необходимую для урока информацию.
Компьютерное тестирование помогает осуществить всесторонний (текущий, промежуточный, итоговый) контроль учебного процесса. Компьютер - помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся. Исследователями замечено[6;4;14;7], что компьютерное тестирование, как и любое тестирование, дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать «работу над ошибками». Учитель, решивший воспользоваться тестовыми методом, может самостоятельно создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой - системой для создания тестов (такую возможность дает использование интерактивного аппаратно-программного комплекса). В компьютер закладывается часть упражнений по математике (решение простых задач, таблица умножения и т. д.) по русскому языку (вставку пропущенных букв, определение частей речи и т.д.)
Заметим, что организация обучения при использовании информационных технологий в нашем исследовании нацелена на классно-урочную систему с ориентировкой на руководство учителем процессом получения школьниками новых знаний с целью формирования познавательного мотива учащихся.
Необходимо, чтобы информационно-коммуникационные технологии органически вписывались в существующую систему организационных форм и средств обучения, расширяя возможности традиционных и закладывая предпосылки для развития новых форм обучения. Так, [11, с.64] предлагает следующий алгоритм проведения урока с применением ИКТ:
1. На организационном этапе ученикам предлагается ряд слайдов презентации, детям задается вопрос: «Как вы думаете, ребята, что мы будем сегодня изучать на уроке?». Затем формулируется на основе ответов детей цель и содержание последующей работы. На данном этапе может быть показан слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения.
2. На этапе актуализации знаний мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика, соотносимую с познавательным мотивом, в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. [6, с.34] Эффект от применения информационно-коммуникационных технологий какой-либо информации демонстрируют в виде рисунков, иллюстраций, графиков или диаграмм. Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране. Изображение на экране дополняет слова учителя.
3. Проверка усвоения предыдущего материала с помощью различных форм контроля устанавливаю степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель[7, с.98]
Фрагмент обучения может быть построен для решения и других задач учебного процесса, например, организация коллективного и индивидуального тренинга в классе; проведение тестирований; подготовка дифференцированных заданий; построение индивидуальной формы обучения.
Проверка и оценка достижений младших школьников является существенной составляющей учебного процесса. При применение информационно-коммуникационных технологий результаты выполнения учениками текстовых и тренировочных упражнений предоставляются в удобном для последующего анализа виде, что позволяет говорить о совершенствовании технологии учета успеваемости, качестве образования, об уровне сформированности познавательного мотива. [2, с.12]
При наличии одного или нескольких компьютеров в учебной аудитории учитель имеет возможность организовать самостоятельную работу некоторых учеников с электронным учебным пособием. Это будет эффективно, если учителем будет предлагаться индивидуальная серия заданий для конкретного ученика, нацеленная на коррекцию его типичных ошибок. Кроме того, существует возможность предлагать знания более высокого уровня сложности наиболее успешным ученикам, поддерживая их уровень познавательного мотива.
Замечено, что специфические особенности информационно-коммуникационных технологий позволяют оценить их роль в реализации целей образования младших школьников [5, с.67]
Во-первых, информационные технологии дополняют содержание и методику изучения материала, который увеличивает возможность обогащения и систематизации чувственного опыта учащихся. Особенно в тех случаях, когда в реальной учебной ситуации это восприятие невозможно или затруднительно. К примеру, демонстрация динамики развития такого объекта природы, как лягушка (наблюдение отдельных, скрытых моментов).
Во-вторых, информационные технологии обеспечивают условия для индивидуального процесса обучения как учащихся, испытывающих трудности в обучении, так и для успешных учеников. Например, в каждой теме предлагаются задания разного уровня сложности.
В-третьих, уровень наглядности значительно выше, чем в учебниках с печатной основой. Причем наглядность более высокого уровня, так как она реализуется с помощью анимации, звукового сопровождения, видеофрагментов.
Кроме того, информационные технологии обеспечивают создание учителем благополучного интеллектуального фона обучения, особенно необходимого для хорошо успевающих учащихся[8, с.46], а также, согласно опыту нашей работы, для формирования познавательного мотива на высоком уровне.
Согласно вышесказанному следует, что с помощью информационно-коммуникационных технологий можно не только предоставлять информацию, но и получать ее от пользователя. Информационно-коммуникационные технологии могут обеспечить обучение в любом месте и в любое время, что дает их мощным средством для изучения учебных материалов в сфере образования. Формирование информационно-коммуникационных технологий могут сделать революцию в обучении весьма очевидной. Становится понятно что, информационные технологии, помогают детям стать более активными и независимыми учениками, позволяют учиться друг у друга, иметь доступ к самому широкому кругу информации, что способствует формированию познавательного мотива на высоком уровне.
Литература
Ермолова Т.В. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет / Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова, Н.И. Ганошенко // Вопросы психологии. – 2009. - № 1. – С. 50-52.
Евдокимова Е.А. Проект как мотивация к познанию. / Е.А. Евдокимова // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 3. - С. 20-24.
Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника / А.В. Запорожец. - М.:Знание. 2006. - 190.с.
Кулюткин Ю.Н.,. Мотивация познавательной деятельности / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - М.: Просвещение. 2002. – 98 с.
Баранова Е.В.. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе / Е. В. Баранова, Е.А. Гогун. - СПб.:Анатолия, - 2003 - 57 с.
Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения / А.В. Дворецкая. // Народное образование. – 2006. - №2. – С.157 – 159
Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников / В.Ф. Ефимов //Начальная школа. - 2009. - №2 - С 19-22.
Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М: Академия. - 2003. - 176 с.
Кувалдина М.М. Педагогические условия формирования познавательной мотивации у младших школьников в учреждениях дополнительного образования / М.М. Кувалдина // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Киров,- 2007. - 134 с.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – Москва.: Педагогика, - 1984. - 144 с.
Матюшкин A.M. Психологические структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин. // Вопросы психологии - 1982 - № 4 - С. 61- 65.
Подымова Л.C. Интерактивные методы в обучении и воспитании школьников / Л.С. Подымова. - М.: Перспектива. - 2011. - 32 с.
Рыбъякова О.В. Информационные технологии на уроках в начальной школе / О.В. Рыбьякова. - Волгоград: Учитель, - 2008. - 56 с.
Савченко Е.М. Использование компьютера на уроках математики / Е. М. Савченко // Начальная школа. 2000 - №5 - С.56-57.
Гордеева Т.О. Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, - 2002. - 342 с.
Степанова М. А. Замкнутый круг мотивации / М.А. Степанова //Школьный психолог. - 2000. - № 9. - С. 36-39.
Стирбинскене С.А. Формирование познавательной мотивации у младших школьников / С.А. Стирбинскене //Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования - 2012 - №16 - С. 100-102.
Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, - 2009. - 287 с.
Тарасова С.И. Основные направления формирования мотивов учения у младших школьников / О.Г. Зайцева, Е.В. Таранова , О.А. Таран, Е.В. Волобуева // Социально-гуманитарные знания. - 2012 - №9 - С. 103-108.
Черенева Е.А. Пути формирования мотивации к учебной деятельности младших школьников с ЗПР / Е.А. Черенева, Д.В Черенев //Сибирский педагогический журнал. - 2009 -№7 - С. 277-285.
Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников / Д.Б. Эльконин. - М.: Знание. 1974. - 64 с.
Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М.: Академия. 1994.- 285с.