СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окр. мир - «Природные богатства и труд людей – основа экономики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Окр. мир - «Природные богатства и труд людей – основа экономики»»

Г БПОУ Самарской области «Самарский социально-педагогический колледж»






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

окружающего мира

во 3 «А» классе МБОУ Школы № 166 им. А. А. Микулина г. о. Самара




Разработала студентка группы 45

специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Булатова Влада Олеговна


Оценка________________


Учитель: Линус Л.И.

______________________




г. о. Самара, 2019

Класс: 3 «А»

Предмет: окружающий мир

Учебник, авторы: УМК «Школа России» окружающий мир 3 класс 2 часть, А.А. Плешаков

Тема урока: «Природные богатства и труд людей – основа экономики»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: создание условий для знакомства обучающихся с новыми понятиями в экономике - природные богатства и труд людей

Задачи урока

дидактические: познакомить обучающихся с понятиями «труд людей», «природные богатства» и «капитал»

развивающие: способствовать развитию устной речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей учащихся; умения ставить вопросы, находить нужную информацию

воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающей среде

Ресурсы: интерактивная доска, рабочая тетрадь, учебник, карточки для рефлексии











Характеристика этапов урока


Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф – фронтальная,

И – индивидуальная,

П – парная,

Г – групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Вр

е

м

я

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П –познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные)

Личностные

Орг. момент

Определить уровень готовности обучающихся к уроку.

Словесный метод: беседа.


Приветствует учеников.

Приветствуют учителя

Ф


2

Учащиеся готовы к восприятию нового.

РУУД: умение слушать учителя, управлять своим поведением.

ЛУУД: создать благоприятный настрой.

Мотивация к учебной деятельности

Создать условия необходимые для мотивации обучающихся к активной работе.

Словесный метод: беседа.

Наглядный метод: презентация.

Предлагает обучающимся прочитать девиз и подумать, что оно означает.

Читают девиз и высказывают свое мнение.


Ф


1



ЛУУД: осознание смысла и мотива обучения, связи между ними.

Проверка домашнего задания

Создать условия для повторения пройденного материала.

Словесный метод: беседа.


Задает вопросы по теме прошлого урока.

Отвечают на вопросы.

Ф

Учебник.

6


КУУД: формулировать ответы на вопросы учителя.

ПУУД:

уметь понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.


Актуализация знаний

Организовать проверку ранее полученных знаний, которая будет способствовать усвоению новой темы урока.

Словесный метод: беседа.


Задает вопросы и загадывает загадки.


Внимательно слушают учителя,

отвечают на вопросы и отгадывают загадки.





Ф










2

Включать обучающихся в деятельности на личностно-значимом уровне.

РУУД: принимают
и сохраняют учебную задачу.

ПУУД: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

КУУД: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.

ЛУУД: нравственно-этическая ориентация.

Постановка темы и учебной задачи урока

Формировать представления о том, что нового они узнают на уроке и чему научатся.

Словесный метод: беседа, объяснение, разъяснение.


Дает задание из учебника, подводит к теме урока.

Читают вывод из учебника, называют тему урока.


Ф

Учебник.

2


РУУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.



Целеполагание

Формировать представления о том, что нового они узнают на уроке и чему научатся.

Словесный метод: беседа.

Наглядный метод: презентация

Подводит обучающихся к цели урока с помощью вопросов.

Выдвигают предположения, анализируют, ставят цели.



Ф

Интерактивная доска.

1

Применение понятий в контексте заданных вопросов.

РУУД: конструирование знаний.

КУУД: умение слушать и слышать.


Открытие новых знаний

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Научить работать детей с учебником.


Словесный метод: беседа, объяснение, разъяснение.

Наглядный метод: презентация.

Рассказывает новый материал о использовании ветра, воздуха, полезных ископаемых, почве, растениях и животных. Рассказывает, что такое труд и как он важен в экономике.


Внимательно слушают учителя.

Работаю по учебнику, отвечаю на вопросы.


Ф

Интерактивная доска, учебник.













12

Имеют представления о семье, культуре общения, традициях и родословной.


ПУУД: формулируют ответы;  строят речевое высказывание.

КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

РУУД: принимают и сохраняют учебную задачу.


Динамическая пауза

Помочь детям снять напряжение, восстановить умственную работоспособность.

Практический метод: выполнение упражнений.

Читает стихотворение и показывает движения для выполнения упражнений.

Повторяют движения (упражнения) за учителем.

Ф






2


РУУД: умение регулировать свои действия.


Закрепление полученных знаний

Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действия.

Подвести детей к выводу урока и проверить их полученные знания.

Словесный метод: беседа, объяснение.

Практический метод: выполнение задания

Задает вопросы по теме всего урока и дает задание в рабочей тетради.

Отвечают на вопросы и решают тест.

Ф


И

Рабочая тетрадь.

7


РУУД: осуществлять итоговый контроль по результату.

КУУД: умение вести диалог с учителем и сверстниками.


Домашнее задание

Закрепить усвоение знаний обучающихся по теме урока дома.

Словесный метод: объяснение.

Объясняет домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Ф

Дневник.

1




Итог урока

Закрепить полученные знания.


Задает вопросы по всему уроку.

Отвечают на вопросы учителя.

Ф


2

Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение.


ПУУД: структурирование знаний.


Рефлексия

Создать условия для положительной самооценки.

Практический метод: заполнение таблицы.

Предлагает заполнить таблицу и оценить свою работу.

Оценивают свою работу на уроке.

И

Карточки для рефлексии.

2


РУУД: оценка результатов работы.

ЛУУД: формирование адекватной самооценки.




Конспект урока


Этапы урока

Прямая речь учителя

Прямая речь учащихся

Организационный момент

- Здравствуйте ребята. Меня зовут Влада Олеговна и я проведу у вас урок окружающего мира.

- Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

Начинаем наш урок.

- Сегодня у нас урок-исследование. Вас ожидают интересные задания, небольшое открытие, а помощниками вам будут: внимание и находчивость.


- Здравствуйте.




Обучающиеся готовятся к уроку

Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, посмотрите друг на друга. Пожелайте удачи своему соседу по парте.

- Ребята, прочитайте девиз, который написан на доске.


- Как вы думаете, что он означает?

- Правильно. И я надеюсь, что этот девиз будет сопутствовать вам на протяжении всего урока.

Обучающиеся желают удачи своему соседу по парте: «Удачи на уроке».

- Всегда, везде и всюду – хочу, могу и буду.

- Что наши достижения зависят от нас.

Проверка домашнего задания

- На прошлом уроке вы познакомились с новым разделом «Чему учит экономика».

- Давайте вспомним, что такое экономика?


- Какие отросли экономики вы помните?



- Что такое потребности?


- Какая главная задача экономики?


- Что такое товары и услуги?






- Давайте откроем учебники и ответим на вопросы на странице 40-41.



- Это хозяйственная деятельность людей.

- Сельское хозяйство, промышленность, транспорт и животноводство.

- Это все, что нужно людям для жизни.

- Удовлетворение потребностей людей.

- Товары это вещи и предметы с помощью которых удовлетворяются потребности людей. Услуги это, которые выполняют люди, чтобы удовлетворить потребности других людей.


Отвечают на вопросы

Актуализация знаний

- Что удивительного и интересного окружает нас?


- Всё ли мы можем объяснить? Хватит ли нам знаний?


- Что мы должны делать для того, чтобы получить знания?


- А нужны ли нам помощники в этом трудном деле? Давайте узнаем, кто это?

- Её мудрость не забудешь:

«Тише ходишь – дальше будешь».

«Костяна» её рубаха,

Ползёт без страха ...


- Не найдешь у нас пилы,

Не рубили мы стволы,

Не стучали топором,

А под елью вырос дом…

- Верно. Сегодня на уроке нам будут помогать Черепаха и Муравей.

- Растения, животные, природные явления и т.д.

- Нет, мы ещё не всё можем объяснить.

- Больше читать, узнавать что-то новое, смотреть новости.


- Да, давайте.




- Черепаха.





- Муравей.

Постановка темы и учебной задачи урока

- Откройте учебник и прочитайте на странице 45, что нам говорит Мудрая Черепашка.


- Как вы думаете какая тема урока?

- Да. Тема нашего урока «Природные богатства и труд людей – основа экономики».

- Природные богатства и труд людей – основа экономики. Они требуются для производства товаров и услуг.

- Природные богатства и людей.


Целеполагание

- Ребят, а исходя из темы урока какую цель мы можем поставить?



- Хорошо.

- Познакомиться с новыми понятиями связанные с экономикой ( природные богатства, труд людей)

Открытие новых знаний

- Природные богатства – природные  ресурсы: объекты и явления природы, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества.

- Производство товаров и услуг невозможно без использования природных богатств.

- Назовите природные богатства изображенные на слайде. 


- Воздух - это смесь газов, газообразная оболочка земли.

- Ветер - движение воздуха.

-Какое значение имеет воздух?


- Одним из природных богатств вы назвали воздух.

- Нужен ли воздух? Воздух нужен как для всего живого на земле, так и в экономике. Без воздуха не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля. Движение воздуха - ветер -во многих странах используется сейчас для выработки электроэнергии. А для этого строят специальные сооружения – ветряные установки.

- Посмотрите на экран, так выглядит ветреная установка.

- А была бы жизнь без воды? Почему?




- Верно. Вода- прозрачная бесцветная жидкость.

- Мы знаем, что без воды не смогут жить люди, звери, птицы, растения. А что произойдет в экономике? Если не будет воды, то остановятся все заводы и фабрики, закроются столовые, прачечные, парикмахерские, школы, детские сады, больницы. Остановится весь водный транспорт, а значит, и многие товары не смогут перевозиться из страны в другую.

- Природным богатством вы назвали почву.

– Что такое почва?

Почва – это особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой и мертвой природы. Почва - это земля, которая снабжает растение питанием и водой. Основным свойством почвы является плодородие. Без почвы было бы невозможно ведение сельского хозяйства, а значит, и производство продуктов питания.

– Назовите полезные ископаемые которые вы знаете. В нашей стране ещё много залежей полезных ископаемых.

- Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Например, огромные запасы разнообразных полезных ископаемых скрыты в недрах морского дна. Залежи нефти и газа находятся глубоко под водой, и добываются путем бурения морского дна.

- Какую же роль в экономике играет растительность?

Растительность - один из важнейших компонентов природы. Она определяет не только общий вид территории, но и играет огромную роль в жизни природы и человека. Мир растений дает человеку пищевые продукты, корма, сырьё. Одним из основных, например, ресурсов леса является древесина. Она идёт на изготовление мебели, строительных материалов, бумаги.

- Какова роль животного мира для экономики?


- Животные издавна служили объектом охоты, рыбалки, кормили и одевали человека. Например, благодаря рыбному промыслу у человека есть возможность использовать рыбу не только как продукт питания, – из рыбы изготавливают лекарственные препараты. Мех животных используется в легкой промышленности.

- Откройте учебник на странице 44 и ответьте на вопрос: «Благодаря чему удаётся производить всё больше новых товаров?». 

-  Последним фактором в экономике является труд.

- Природные богатства сами по себе не обеспечивают человека товарами и услугами. Для того чтобы получить товар, нужно трудиться.

- Труд- целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей.

- Труд бывает: умственный и физический.

- Умственный труд или интеллектуальный - объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти.

- Физический труд или ручной – работа, требующая применения силы. Они тесно связаны.

- Например: шахтеры добывают полезные ископаемые - физический труд, но для добычи полезных ископаемых шахтеры используют инструменты, которые придумали ученые - умственный труд.






- Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения, животные.



- Воздух - ветер используется для выработки энергии.









- Нет. Потому что человеку, растениям и животным нечего было бы пить. Из-за этого все бы погибли. Также остановилась бы экономика.









- Не знаем.







- Нефть, газ, руда, каменный уголь, песок, глина и т. д.







- Человек дышит, питается и т.д.







- Мы питаемся , используем их в сельском хозяйстве и т.д.




Смотрят презентацию





- Благодаря труду людей.

Динамическая пауза

- А сейчас немного отдохнём. Посмотрите на экран и повторяйте движения за мальчиком


Повторяют упражнение за учителем.

Закрепление полученных знаний

- Какой вывод мы можем сделать по этой теме?
















- Сейчас откройте свои тетради и давайте вместе выполним задания на странице 66-68.

- Воздух необходим и имеет большое значение для экономики, без воды невозможна жизнь, а значит, и невозможна экономика. Земля – наша кормилица. Нефть, газ широко используются в промышленности, медицине, транспорте, энергетике.

В процессе хозяйственной деятельности растительность дает человеку продукты и товары

для роста в экономике богатства необходимо беречь и охранять животных.

- Успех труда зависит и от здоровья людей. А для этого нужно всегда заботиться о своем здоровье с детства.


Выполняют задание

Домашнее задание

- Сейчас, откройте свои дневники и на следующий урок окружающего мира записываем. Ответить на вопросы в учебнике на странице 45.


Записывают домашнее задание

Итог урока

- Что нового вы узнали из сегодняшнего урока?



- Смогли ли мы достичь цель урока?

- Что такое природные богатства и какие они бывают и какие они бывают, что такое труд человека и т.д.

- Да.

Рефлексия

- Что вам понравилось сегодня на уроке?



- Расскажите о своих впечатлениях.


- У вас на столах лежат карточки. На карточках написано 5 вопросов. Вам необходимо оценить свою работу на уроке. Нужный ответ подчеркнуть.

Смог ли ты достичь цель урока?

смог / не смог

На уроке я работал

активно / пассивно

Материал урока мне был


понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

Трудно ли тебе было выполнять работу самостоятельно?

трудно / не трудно

Доволен ли ты результатами своей работы?

доволен / не доволен


- Спасибо за работу.

- Нам понравилась интересная презентация и практическая работа.


- Было очень интересно и познавательно.


















- Спасибо.