Конкурс:
«Творческий педагог – образовательный потенциал ребенка»
Направление конкурса:
«Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся»
«Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста в процессе историко-краеведческой работы»
Выполнила:
Цыганкова Т.А., воспитатель
МБОУ «Новотырышкинская СОШ»
2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….3-10
Глава 1 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста в процессе историко-краеведческой работы ……………………………….. 11- 18
Выводы ……………………………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………..18-20
Библиографический список ………………………………………………….20-22
Приложение 1……………………………………………………………………..23
Приложение 2. ……………………………………………………………………24
Приложение 3. ……………………………………………………………………25
Введение
В Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года термин «воспитание детей» расширен:
- воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, природе и окружающей среде.[18]
Процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте, поскольку в этом периоде закладываются духовно-нравственные основы всех психических процессов ребенка (восприятия, мышления, памяти, эмоций, чувств), его поведения, механизмов социальной адаптации в обществе, а также начинается процесс осознания собственного «Я» ребёнка в окружающем мире. В дальнейшем чувство патриотизма у ребёнка становится более осознанным и зрелым, поэтому существенным аспектом ознакомления ребёнка с родной страной, её культурой, историей, духовными богатствами является глубокий эмоциональный отклик на соответствующую информацию и события.
Основой возникновения патриотических чувств являются первые впечатления ребёнка, основанные на ощущениях и восприятии окружающего мира. В этот период очень важно довести ребёнка до осознания понятия «патриот», того, что патриотом является человек, горячо и беззаветно любящий свою Родину, который учится и трудится на её благо, готовый при необходимости встать на ее защиту, в том числе с оружием в руках. Патриотизм – это не простые слова, это реальные действия, которые готов совершать человек, считающий себя патриотом своей Отчизны.
В своих работах отечественные педагоги уделяли огромное внимание воспитанию у дошкольников любви к родному краю (В.А. Сухомлинский [14], К.Д. Ушинский [16] и др.) считая, что обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.
Проблемы приобщения дошкольников к истории, культуре родного края отражены в современных исследованиях Т.В. Антоновой [2], М.Б. Зацепиной [2], Н.Г. Зеленовой [5], Л.Е. Осиповой [5], Е.В. Соловьевой [12] и др.
Большинство авторов отмечают значимость патриотического воспитания в становлении личности человека. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности с использованием материала краеведения и историко-культурных традиций малой Родины.
Включение историко-краеведческого материала в процесс воспитательно-образовательной работы позволит обогатить представления детей об историческом прошлом родного края, а также пробудить в них любовь к родному краю и гордость от того, что ты житель этого маленького кусочка российской глубинки, но части великой страны. Это и обусловливает актуальность нашего исследования.
Объект исследования: патриотическое воспитание дошкольников.
Предмет исследования: формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить педагогические условия эффективного формирования представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста в процессе историко-краеведческой работы.
Гипотеза исследования: формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста в процессе историко-краеведческой работы будет эффективным если:
- создать в группе предметно-пространственную развивающую среду с использованием историко-краеведческого материала;
- в процессе формирования представлений о малой Родине будут активно использоваться методы, основанные на чувственном познании детьми окружающего мира (наблюдения, экскурсии) с включением историко-краеведческого материала;
- привлекать родителей к историко-краеведческой работе, проводимой в детском саду.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Выявить уровень сформированности представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста.
Составить и апробировать комплекс педагогических мероприятий по формированию представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста в процессе историко-краеведческой работы.
Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
Опытно-экспериментальная база исследования: детский сад «Снежинка» структурное подразделение МБОУ «Новотырышкинская СОШ» с. Новотырышкино Смоленского района Алтайского края. В эксперименте участвовало 22 ребенка в возрасте 5-6 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нём определены цели, этапы, содержание процесса по формированию представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста в процессе историко-краеведческой работы
Разработано планирование для старшей группы. Данная работа может быть использована в целях совершенствования деятельности по патриотическому воспитанию в ДОУ.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, одной главы,
заключения, списка используемой литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, поставлена цель
работы, задачи. Определены объект и предмет исследования, выдвинута гипотеза.
В первой главе представлен анализ организации опытно-
экспериментальной работы, направленной на формирование представлений о
малой Родине у детей старшего дошкольного возраста в процессе историко-
краеведческой работы.
Заключение содержит общие выводы по теме исследования.
Список использованной литературы содержит 19 источников.
Приложения.
Теоретическая база опыта.
Каждая эпоха рождает свой взгляд на воспитание подрастающего поколения. Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал дело воспитания важным и святым, так как «именно здесь сеются семена благоденствия и несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины» [16, с.187].
И.А. Ильин утверждал, что «ребенок должен знать и любить просторы своей местности, воспринимать территорию, на которой он живет не просто географически, а как национально-государственное наследие России» [6, c.190].
Патриотизм как личностное образование включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых не может человек состояться как личность. В.А. Сухомлинский считал, что патриотические чувства ребенок впитывает с детства «с молоком матери» [14, c.176]. Они закладываются в процессе жизни и бытия человека, естественно и незаметно привыкающего к окружающей среде, природе и культуре своей страны. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей родной земле, прививать которые ребенку, в первую очередь, должна семья.
С января 2014 введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [11], который предусматривает в качестве одного из основных направлений развития дошкольников личностное развитие, реализующееся, прежде всего, в такой образовательной области, как «Социально-коммуникативное развитие», где ведущая роль принадлежит патриотическому и духовному воспитанию детей.
Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания детей. Возрождение нравственно-патриотического воспитания – это шаг к возрождению России.
В работе любого образовательного учреждения одной из главных задач всегда было и остается воспитание подрастающего поколения, формирование и развитие личности ребенка. Важной составляющей этого сложного и многогранного процесса является патриотическое воспитание.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается острая необходимость «разработки и реализации региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации» (ст. 8) [17]. Иными словами необходимо учитывать и региональный компонент, то есть специфику того места, где родился человек (область, город, поселок). Особенно это актуально для периода дошкольного детства, так как для ребенка характерно познание мира через то, что непосредственно его окружает, через то, с чем он сталкивается лично.
Регионализация современного дошкольного образования с одной стороны, обеспечивает развитие личности с учетом требований времени, то есть основывается на связи с жизнью, с другой стороны – опирается на фундаментальные факты истории и краеведения.
Таким образом, исходя из научных исследований отечественных педагогов и методистов можно отметить, что проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности на протяжении долгого времени, поэтому на современном этапе необходимо осуществлять патриотическое воспитание дошкольников, которое включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.
Историческое краеведение раскрывает детям связи родного края, города, села с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей, с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Академик Д.С. Лихачев указывал на то, что историческое краеведение в образовательном учреждении играет существенную педагогическую роль в трудовом, нравственном и эстетическом воспитании детей, занимает важное место в формировании патриотизма молодого поколения, так как «свои истоки любовь к Родине берет в стране нашего детства - отчем крае, чей светлый образ навсегда остается в сердце каждого [7, с. 135].
По мнению Г.В. Власовой «краеведение в дошкольном воспитании - один из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования духовно-нравственных качеств. Оно является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению дошкольников и родителей в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его прошлой и современной жизни, раскрывает связи родного города с Родиной» [4, с.54].
По мнению О.Н. Баранниковой «занятия по патриотическому воспитанию, включающие знакомство детей с историческими фактами, могут проводиться как традиционными способами, с широким использованием игр (драматизации, лото, настольно-печатных, кукольных миниатюр), так и сопровождаться применением интерактивного оборудования (интерактивной доски, компьютерных презентаций и т.п.)» [3, c.12].
Л.Н. Уткова [15] рекомендует работу по ознакомлению дошкольников с историей родного города (поселка) проводить в определенной последовательности:
- знакомство с историей возникновения города (поселка);
- знакомство с культурными достопримечательностями города (театры, музеи, памятники);
- знакомство со зданиями города/ поселка (назначение зданий, особые здания – церкви, самые древние здания родного города, история их создания; современные здания);
- знакомство с историей названий улиц и площадей;
- знакомство с жителями города/ поселка, прославившими город;
- знакомство с предприятиями, на которых трудятся родители детей.
Е.В. Суслова также рекомендует применять такие педагогические методы и приемы как: чтение, рассказывание детям литературных произведений, беседы краеведческого содержания, викторины, целевые прогулки и экскурсии, демонстрация наглядного материала, игры и игровые упражнения, организация выставок, мини‐музея, составление экскурсионных маршрутов, задания на дом, обогащение и стимулирование детского творчества, привлечение к посильному общественно – полезному труду. В группе необходимо оформить уголки краеведения и граждановедения, содержание которых постоянно необходимо пополнять книгами, фотографиями, дидактическими играми, картами-схемами экскурсионных маршрутов, макетами с видами города» [13, с.88]. Чем интереснее способы, формы и приёмы работы педагогов с детьми, тем у воспитанников выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости.
Внедрение регионального компонента позволяет достичь определенных целей в познании и понимании детьми общечеловеческих ценностей. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Таким образом, региональный компонент в дошкольном образовании (родная природа, культурное наследие, трудовые традиции и др.) помогает детям осознать свою принадлежность к малой Родине. Историко-краеведческий материал помогает уже в дошкольном возрасте развивать нравственно-патриотические чувства детей, направленные на формирование гражданской позиции.
Глава 1 Организация опытно-экспериментальной работы, по
формированию представлений о малой Родине у детей старшего
дошкольного возраста в процессе историко-краеведческой работы
Экспериментальная работа проводилась на базе детского сада
«Снежинка» СП МБОУ «Новотырышкинская СОШ», с. Новотырышкино,
Смоленского района, Алтайского края в течение 2022-2023 гг. В эксперименте
участвовало 22 ребенка в возрасте 5-6 лет старшей группы.
В исследовании были выделены следующие этапы:
констатирующий;
формирующий;
контрольный.
На констатирующем этапе осуществлялось изучение научной и педагогической литературы по формированию представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста в процессе историко-краеведческой работы. Разработка критериев мониторинга. Выработка методов исследования, планирования и подготовки экспериментальной работы.
На втором этапе (сентябрь 2022 - апрель 2023 гг. формирующий) проводился эксперимент, апробирована программа в старшей группе, проведён мониторинг.
Выявление уровня сформированности представлений о малой Родине у детей экспериментальной и контрольной групп проводилось с помощью беседы, разработанной на основе диагностической методики Е.Г. Юдиной «Моя страна» [19].
Для определения уровня сформированности представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста были определены следующие критерии:
- ребенок знает название родного села, района, государственную
символику малой Родины (герб села Новотырышкино);
- ребенок имеет представления о природных объектах малой Родины;
- ребенок имеет представления об исторических событиях, связанных с
прошлым родного села;
- ребенок имеет представления об известных земляках и их достижениях;
- ребенок проявляет интерес к изучению прошлого родного села и
эмоционально положительно относится к родному селу, задает вопросы
краеведческого характера.
Диагностическая беседа проводилась индивидуально с каждым ребенком, в первой половине дня, результаты беседы заносились в индивидуальный протокол каждого ребенка.
Вопросы беседы для определения представлений о малой Родине у детей
старшего дошкольного возраста
Блок 1. «Название родного поселка (села), государственная символика»
1. Знаешь ли ты, что такое Родина?
2. А что такое родной край?
3. Как называется село, в котором ты живешь?
4. Почему село называется Новотырышкино?
5. Как называется район, в котором находится твое родное село?
6. Найди герб с.Новотырышкино (ребенку предлагают несколько картинок). Далее задается вопрос (если правильно определил герб): Что изображено на гербе с.Новотырышкино?
Блок 2. «Природные объекты малой Родины»
1. Какая река протекает рядом с твоим родным селом?
2. Знаешь ли ты, что означает название реки?
3. Какие дикие животные проживают рядом с селом?
Блок 3. «Исторические события, прошлое родного села»
1. Какие достопримечательности есть в твоем родном селе?
2. Чтобы ты мог рассказать о них другим детям?
3. Знаешь ли ты какие-нибудь исторические события, связанные с твоим
родным селом?
Блок 4. «Знаменитые земляки»
1. Знаешь ли ты известных земляков – людей, которые прославили твое родное село? Назови.
2. Чем они знамениты?
Блок 5. «Интерес и эмоциональное отношение»
1. Интересно ли тебе узнать о прошлом родного села – как жили люди,
чем они занимались, какие события происходили здесь раньше?
Оценка ответов детей проводилась по блокам следующим образом:
- 3 балла получал ребенок за правильный, полный ответ на все вопросы блока;
- 2 балла – получал ребенок, если он давал правильный, но неполный или односложный ответ (на все вопросы блока), допускал некоторые неточности (1-2 неправильных ответа в блоке);
- 1 балл получал ребенок, если он не знал правильного ответа или отвечал неверно (на все вопросы блока).
Результаты диагностики представлений о малой Родине у детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе исследования представлены в Приложении №1 (Таблица №1)
Результативность на начало учебного года:
Результаты педагогической диагностики, проведенной на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах, показали, что детей с высоким уровнем сформированности представлений о малой Родине в этих группах выявлено не было.
Со средним уровнем сформированности представлений о малой Родине на констатирующем этапе в экспериментальной группе выявлено 4 ребенка (33%), в контрольной группе – 3 ребенка (25%). С низким уровнем сформированности представлений о малой Родине на констатирующем этапе в экспериментальной группе выявлено 8 детей (67%), в контрольной группе – 9 детей (75%).
Дети со средним уровнем сформированности представлений о малой Родине (в экспериментальной группе – 4 ребенка (33%), в контрольной группе – 3 ребенка (25%) могут давать односложные ответы, не могут приводить примеры. Дети из экспериментальной группы (4 ребенка) и контрольной группы (3 ребенка) знают и правильно называют свое родное село, но многие дети не знают, как называется район, в котором находится село. Имеют отрывочные и разрозненные представления о государственной символике. Некоторые дети знают и называют 1-2 природных объекта своей малой Родины и родного края, имеют отрывочные представления о диких животных, проживающих в районе родного села (знают, что есть дикие животные, а какие назвать не могут).
Дети обладают отрывочными первичными краеведческими представлениями об исторических событиях и прошлом родного края. Знают известных земляков, прославивших родной край – называют 1-2 имени и фамилии, но не могут назвать их достижения. Проявляют избирательный интерес и нейтральное эмоциональное отношение к родному селу, редко задают вопросы историко-краеведческого характера.
Дети с низким уровнем сформированности представлений о малой Родине (в экспериментальной группе – 8 детей (67%) , в контрольной группе – 9 детей (75%) – дают в основном односложные ответы, знают только название родного села. Многие дети не знают, как называется район, в котором находится село. Не имеют представления о символике – не могут самостоятельно определить герб села Новотырышкино. Многие дети не знают и не называют природные объекты своей малой Родины и родного края, не имеют даже отрывочных представлений о диких животных, проживающих в районе родного села (не могут назвать ни одного животного). Все дети не обладают даже отрывочными первичными краеведческими представлениями об исторических событиях и прошлом родного края. Не знают известных земляков, прославивших родной край, не могут назвать имен и фамилий, не могут назвать их достижения. Не проявляют интерес и эмоциональное отношение к родному селу, безразличны к информации историко-краеведческого характера.
Отсутствие в обеих группах детей с высоким уровнем сформированности представлений о малой Родине на констатирующем этапе можно объяснить следующим: анализ планов работы на учебный год в старшей группе показал, что в работу с детьми включается недостаточное количество материала историко-краеведческого содержания. В образовательной среде группы отсутствуют дидактические игры или наглядный материал, содержащий информацию о родном селе. Из бесед с родителями было установлено, что родители не беседуют с детьми об истории родного села, о природных объектах родного края, потому что сами родители не обладают достаточным объем информации историко-краеведческого характера. Особенно тревожным является тот факт, что родители не придают значения сохранению исторического прошлого родного села, не интересуются своими корнями, объясняя это тем, что существуют более насущные проблемы.
Таким образом, результаты педагогической диагностики определили необходимость проведения систематической и целенаправленной работы по формированию представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста в процессе историко-краеведческой деятельности.
Работа по формированию представлений о малой Родине в процессе историко-краеведческой работы основывалась на методиках патриотического воспитания детей дошкольного возраста, предложенных Н.В. Алешиной [1], М.Д. Маханевой [9], В.Н. Матовой [8]. Комплекс педагогических мероприятий по формированию представлений о малой Родине в процессе историко-краеведческой работы применялся только в экспериментальной группе, воспитательно-образовательная работа по патриотическому воспитанию в контрольной группе осуществлялась по общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой [10].
Работа по формированию представлений о малой Родине в процессе историко-краеведческой работы осуществлялась в следующих формах организации детей:
- экскурсия (коллективная, 1 раз в месяц, в первой половине дня);
- беседа (коллективная, 2 раза в месяц, во второй половине дня);
- целевая прогулка (коллективная, 1 раз в месяц, в первой половине дня);
- дидактические игры (подгрупповые, 2-3 раза в неделю, во второй половине дня).
Комплекс педагогических мероприятий по формированию представлений о малой Родине в процессе историко-краеведческой работы реализовывался в экспериментальной группе с помощью методов: наглядных – показ и рассматривание предметных и сюжетных картинок, фотографий, показ слайдов в мультимедийных презентациях, обучающих фильмов, наблюдение; словесных – беседа, вопросы детям, объяснение, поощрение; игровых – дидактические игры.
Педагогическая работа по формированию представлений о малой Родине в процессе историко-краеведческой работы у детей экспериментальной группы проводилась в 3 этапа:
I этап –подготовительный – была организована и обогащена предметно-пространственная развивающая среда в группе и составлен перспективный план работы с детьми;
II этап – реализация разработанного перспективного плана в экспериментальной группе;
III этап – проведение итогового мероприятия – оформление фотоальбома «Я – житель села Новотырышкино».
На I-м этапе работы была организована и обогащена предметная среда в группе детского сада – была размещена подборка фотографий улиц родного села в разное время года с изображением объектов культурного и исторического назначения. Также был разработан и составлен перспективный план работы, который охватил все направления работы с детьми.
На II-м этапе работы проводилась реализация перспективного плана работы с детьми экспериментальной группы.
В процессе проведения работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста историко-краеведческий материал старались включить в работу с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому — культурно-историческим фактам, путем сохранения хронологического порядка исторических фактов и явлений и сведения их, к трем временным измерениям: прошлое – настоящее – будущее.
На III-м этапе работы закрепление представлений о малой Родине.
Результатами проделанной работы с детьми являются:
Дети знают и правильно называют свое родное село, район в котором находится село. Имеют представления о символике – могут самостоятельно и без ошибок определить герб села Новотырышкино. Эти дети знают и называют природные объекты своей малой Родины и родного края, имеют некоторые представления диких животных, проживающих в районе родного села (названия животных, особенности проживания, питания). Они обладают первичными краеведческими представлениями об исторических событиях и прошлом родного края. Знают известных земляков, прославивших родной край – называют имена и фамилии, а также их достижения. Проявляют интерес и положительное эмоциональное отношение к родному селу, задают вопросы историко-краеведческого характера Приложение №2, Приложение №3.
На контрольном этапе педагогического эксперимента по формированию представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста для определения эффективности работы было проведено повторное исследование – выявление представлений о малой Родине у детей экспериментальной и контрольной групп по ранее выбранной методике. Результаты исследования представлены в Приложении 1 (Таблица №2).
Работа по формированию представлений о малой Родине была бы невозможна без участия родителей. Поначалу родители без особого интереса отнеслись к информации о предстоящей работе, организованной в экспериментальной группе.
С родителями экспериментальной группы было проведено родительское собрание на тему «Воспитание патриотизма начинается в семье», подготовлены консультации на тему «Что рассказать ребенку о родном крае», «Интересные факты о Новотырышкино для обсуждения с детьми». Родители стали отмечать, что дети начали интересоваться историей родного села, задавать вопросы.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: работа в данном направлении необходима. Родина – это Россия, но у каждого из нас есть место, где он родился, где все кажется особенным, прекрасным и родным. Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая Родина. У одних - это большой город, у других – маленькая деревня, но все люди любят ее одинаково. Мы растем, взрослеем, но вот малую Родину мы никогда не забудем. Каждый человек должен любить свою малую Родину, знать ее историю, замечательных людей, которые здесь родились и выросли.
Заключение:
Таким образом, в результате изучения теоретических аспектов формирования представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста в процессе историко-краеведческой работы можно сделать выводы:
1. Ознакомление дошкольников с родным селом – важная и актуальная педагогическая проблема. Актуальность формирования представлений о малой родине, о своем селе у детей дошкольного возраста обозначена в целевых ориентирах современного дошкольного образования, как задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям общества и семьи с учетом этнокультурной ситуации развития.
Именно в старшем дошкольном возрасте у детей формируется потребность социального познания окружающего жизненного пространства, знакомство с местными историко-культурными, национальными и географическими, природными особенностями своей социальной среды, родного села и, как следствие, оформляется «образ мира – образ окружающей среды».
2. Осознанный выбор методов ознакомления детей с родным селом, при комплексном подходе к данному вопросу, способствует повышению познавательной и эмоциональной активности, создаёт развивающую среду, которая помогает развитию личности ребенка на основе народной культуры.
В течение года работа с детьми старшего дошкольного возраста осуществлялась с помощью тематического плана. Главным результатом работы стало то, что дети поняли и почувствовали, что они маленькие жители одного из красивейших российских сел с большой историей и прекрасным будущим, где трудятся люди на благо родного села и родного края. В результате работы воспитателя с детьми у детей расширились представления о достопримечательностях, истории родного села, расширились представления об окружающем мире и действительности.
3. Целесообразно ознакомление дошкольников с родным селом организовывать во взаимодействии учреждения дошкольного образования и семьи, одновременно с детьми и родителями.
Результаты первичной диагностики показали необходимость продолжения работы по формированию представлений о родном селе у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты повторной диагностики в конце года свидетельствуют о положительной динамике в знаниях и представлениях дошкольников о родном селе. Это свидетельствует о правильности выбранных форм и методов работы.
Начатое исследование может быть продолжено, так как уровень знаний некоторых детей ещё требует доработки. Кроме того, на следующем этапе работы могут быть использованы новые формы работы, способствующие расширению знаний о родном селе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработан тематический план работы, направленный на формирование знаний детей старшего дошкольного возраста;
- выбраны методики исследования уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о родном селе;
- реализованы формы методической работы для дошкольников.
Таким образом, гипотеза доказана, задачи исследования решены.
Библиографический список:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: УЦ Перспектива, 2008. – 248 с.
2. Антонова Т.В., Зацепина М.Б. Народные праздники в детском саду: методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 148 с.
3. Баранникова О.Н. Уроки нравственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007. – 45 с.
4. Власова Г.В. Краеведение в системе дошкольного воспитания // Начальная школа. – 2005. – №3.– С. 54–58.
5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа). – М.: Скрипторий, 2007. – 123 с.
6. Ильин И.А. Путь духовного обновления// Собр. соч. в 10 т. Т.3. – М.: Русская книга, 2003. – 208 с.
7. Лихачев Д.С. Русская культура. – М.: Искусство, 2000. – 328 с.
8. Матова В. Н. Краеведение в детском саду. ФГОС ДО. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 176 с.
9. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М., ТЦ Сфера, 2004. – 135 с.
10. От рождения до школы. Программа дошкольного образования (ФГОС ДО)/ Под ред. Н.Е. Вераксы и др. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 368 с.
11. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
12. Соловьева Е.В. Дети планеты Земля. – М., 2001. – 128 с.
13. Сулова Е.В. Формы и методы по приобщению к культурно-историческим ценностям родного края// Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. – № 2 (5). – С. 86-88.
14. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. педагогическое наследие/ Сост. О.В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1990. – 280 с.
15. Уткова Л.Н. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста на примере знакомства с родным краем// Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – № 4-1 (11). – С. 235-238.
16. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт человеческой антропологии// Педагогические сочинения в 6 т. – Т.1. – М.: Гранд-Файр пресс, 2004. – 287 с.
17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
18. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
19. Юдина Е.Г. (ред.) Примерная образовательная программа дошкольного образования «ОткрытиЯ». – М., 2014. – 144 с.
Приложение 1
Таблица №1.
Уровни сформированности представлений о малой Родине у детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе исследования:
Дети Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
чел. | % | чел. | % |
Высокий | - | 0% | - | 0% |
Средний | 4 | 33% | 3 | 25% |
Низкий | 8 | 67% | 9 | 75% |
Таблица №2.
Уровни сформированности представлений о малой Родине у детей экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе исследования:
Дети Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Контрольный этап | Контрольный этап |
чел. | % | чел. | % |
Высокий | 4 | 33% | 1 | 8% |
Средний | 6 | 50% | 5 | 42% |
Низкий | 2 | 17% | 6 | 50% |
Приложение 2
Мониторинг освоения программы в экспериментальной группе в процессе историко-краеведческой работы в 2022-2023 учебном году.
Приложение 3
Мониторинг освоения программы в контрольной группе в процессе историко- краеведческой работы в 2022-2023 учебном году.
30