Формирование социально-трудовых компетенций на уроках профессионально-трудового обучения по профилю «швейное дело»
Тезисы подготовила учитель предметной области «Технология» Федорова М. М.
Образовательная компетенция – это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых для осуществления личностно и социально – значимой продуктивной деятельности по отношению к объектам реальной действительности (А.В.Хуторской).
В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов) и предметное (для каждого учебного предмета) А.В. Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенции:
• ключевые – относятся к метапредметному содержанию образования;
• общепредметные – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных дисциплин;
• предметные – частные по отношению к двум предыдущим, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебного предмета.
Документами модернизации общего образования определены следующие ключевые компетенции: учебно-познавательная, ценностно-смысловая, социально-трудовая, информационная, общекультурная, коммуникативная, компетенция личностного самосовершенствования.
Социально-трудовая компетенция , по А. В. Хуторскому, означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят умения анализировать ситуацию на рынке труда, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой. Ученик овладевает необходимыми для современной жизни навыками социальной инициативности и конструктивной грамотности.
Взаимосвязь видов деятельности при освоении содержания технологии и формируемых и развиваемых компетенций представлены в следующей таблице
Виды деятельности на уроках технологии
1. Исследование, использование и понимание технологических систем, среды и продуктов
Ключевые компетенции
2. Развитие знаний о принципах и процессах технологий
1. Учебно-познавательная
4. Создание и оценка идей по улучшению или модификации технологий в соответствии с выявленными нуждами.
- Ценностно-смысловая
- Информационная
3. Выявление и изучение нужд и возможностей, которые могут быть удовлетворены с помощью технологий
2.Ценностно-смысловая
5. Проектирование собственных технологий
6. Выбор материалов, инструментов, оборудования и выполнение работ в соответствии со стандартами качества
3. Учебно-познавательная
3.Социально-трудовая
1. Социально-трудовая 2.Информационная
7. Выявление взаимного влияния технологии и общества, участие в жизни технического общества
4. Ценностно-смысловая
1. Ценностно-смысловая 2.Общекультурная 3.Коммуникативная
8. Создание оптимальных условий для развития личности и нахождение своего «Я» в процессе участия в различных видах трудовой деятельности
1. Социально-трудовая компетентность (оценить рынок труда, собственные профессиональные возможности). 2.Личностного самосовершенствования
9. Изучение региональных народных ремесел; освоение субъективно-актуальных видов ремесел
1. Ценностно-смысловая 2.Общекультурная 3.Коммуникативная
10. Экономическая оценка технологических решений, основы предпринимательской деятельности
1. Социально-трудовая
2.Учебно-познавательная
В статье «Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования» ( http://khutorskoy.ru/books/index.htm ) А.В. Хуторской выделяет общий набор ситуативных задач, который может быть использован при целенаправленной организации формирования компетентностного опыта обучаемых в учебном процессе:
- ситуации целенаправленного формирования у обучающихся понимания теоретических основ выполняемой деятельности (изучение материаловедения, оборудования, конструирования, технологии изготовления изделий и др.);
- ситуации инструментальной компетенции (их цель – формирование у обучаемых базовых умений и навыков);
- ситуации интегративной компетенции (их цель – формировать у обучающегося способность применять теорию на практике);
- ситуации контекстуальной компетенции (цель – формирование понимания социальной, экологической и культурной среды, в которой осуществляется практика);
- ситуации адаптивной компетенции, которые формируют умения представить изменения, важные при решении конкретных задач, быть готовым к ним;
- ситуации в мыслительной коммуникации, формирующие умения эффективно пользоваться письменными и устными средствами коммуникации.
Рассмотрим ситуации формирования социально-трудовых компетенций на уроках трудового обучения более детально. Формированию у обучающихся понимания теоретических основ выполняемой деятельности способствует теоретическая работа по обновленным учебникам «Технология. Швейное дело», выполнение тестов и заданий по карточкам, работа по технологической карте.
Ситуации инструментальной компетенции предполагают формирование базовых умений и навыков. Выполнение на уроках тренировочных упражнений для автоматизации умений и навыков, отработка технологической последовательности изготовления отдельных узлов и деталей изделий, последовательности изготовления простых изделий предполагает выделение большого объема времени и специфического построения учебного процесса с использованием особой типологии уроков.
Опыт решения ситуативных задач интегративной компетенции (соединение теории с практикой) служит центральной компонентой социально-трудовой компетентности. Компетентным делает ученика не многократное выполнение какой-либо деятельности (например, большое число выполняемых упражнений), а проектная деятельность . При этом опыт проектной деятельности (групповой или индивидуальный) строится на основе личностно-значимой ситуации, в которой при сопоставлении продуктов личностной деятельности с социальными продуктами других актуализируются смыслы, чувства обучаемого, его выводы из пережитого при решении ситуативной задачи : это 2 путь на рисунке.
Именно участие в проектной деятельности под непосредственным руководством педагога помогает учащимся с интеллектуальной недостаточностью формировать способность применять теорию на практике, тренировать мышление, творческие способности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. С творческими работами учащиеся участвуют в олимпиадах, конкурсах и фестивалях.
Организация компетентностного опыта связана с интенсивными приемами воздействия на смысловую сферу ученика через предметы материальной и духовной культуры, изучение народного устного и материального творчества, произведений изобразительного искусства, изучение отдельных вопросов законодательства о правах потребителя и трудового права, элементов финансовой грамотности и экономики.
Наиболее характерная особенность и основной недостаток трудовой деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями - недостаточное владение общетрудовыми умениями, что отражается на самооценке. Подготовка учащихся к участию в чемпионате профессиональных компетенций «Абилимпикс» способствует решению вопроса о самоопределении учащихся, их самоутверждении .
Проблемы овладения учащимися с интеллектуальной недостаточностью трудовыми движениями в значительной мере связаны с нарушениями словесной регуляции действий. При этом важнейшее значение имеет активная речь самих учащихся, которая организуется на уроках трудового обучения в разнообразных учебных ситуациях.
Таким образом, формирование компетенций происходит в специально организованных ситуациях. Ситуативные задачи (их целесообразно назвать компетентностными задачами-ситуациями) - это элементы проектирования компетентностно-ориентированного обучения. В ситуативных задачах обеспечивается сочетание условий для формирования компонент компетентности, а сама компетенция является результатом решения этих ситуаций.
Спасибо за внимание!