Формирование универсальных учебных действий на уроках французского языка
На уроках французского языка можно эффективно формировать универсальные учебные действия (УУД), которые включают в себя личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные аспекты. Вот несколько способов:
1. Личностные УУД:
* Создание мотивации к изучению французского языка через интересные и актуальные темы.
* Обсуждение культурных особенностей Франции и франкоязычных стран для формирования уважения к другим культурам.
* Вовлечение учащихся в проектную деятельность, связанную с изучением французского языка и культуры.
Актуальные темы, которые предлагаются на уроке, вызывают интерес, и задача учителя состоит в том, чтобы мотивировать ученика на общение, личное высказывание. Среди предлагаемых тем :
«Обучение во время коронавируса. Плюсы и минусы дистанционного обучения»
«Борьба за экологию. Грета Тюнберг, знаете ли вы её? Ваше отношение к ней и её деятельности»
«Интернет . Его влияние на жизнь подростков. Детские блоги, ваше отношение к ним»
Обсуждение культурных особенностей Франции всегда вызывает интерес у учеников. На уроках мы знакомимся с героями комиксов (Астерикс и Обеликс), дети узнают историю Галлии, где жили эти герои. Интерес к этой теме поддерживается внеурочной работой и участием в проектной деятельности.
2. Познавательные УУД:
* Использование различных методов и приёмов для изучения грамматики и лексики (например, игровые технологии, интерактивные задания).
* Развитие навыков работы с текстом (чтение, перевод, анализ содержания).
* Применение аудио- и видеоматериалов для улучшения понимания устной речи и расширения словарного запаса.
Современные интернет-платформы предлагают огромное количество он-лайн игр, тестов, аудио и видеоматериалов. В своей практике обращаюсь чаще всего к сайтам:
https://ticsenfle.blogspot.com/2013/07/humour-chanson-et-vocabulaire-de.html
https://enseigner.tv5monde.com/fiches-pedagogiques-fle/quest-ce-que-tu-portes-616
https://irgol.ru/
https://www.podcastfrancaisfacile.com/dialogue/quel-temps-fait-il-en-bretagne.html
3. Коммуникативные УУД:
* Организация парной и групповой работы для развития навыков общения на французском языке.
* Проведение ролевых игр и дискуссий на французском языке по различным темам.
* Использование технологий для общения на французском языке (например, видеочаты с носителями языка).
4. Регулятивные УУД:
* Постановка целей и задач урока, планирование деятельности по их достижению.
* Самоконтроль и самооценка выполнения заданий.
* Рефлексия и анализ результатов учебной деятельности.
Конкретные приёмы и методы:
* Работа с учебником и дополнительными материалами: задания на поиск и анализ информации, составление глоссариев и карточек с новыми словами.
* Проектная деятельность: создание презентаций, видеороликов, коллажей на французском языке.
* Игровые технологии: использование настольных игр, квестов, викторин для изучения языка.
* Работа в парах и группах: обсуждение прочитанных текстов, составление диалогов, ролевые игры.
* Технологии для обратной связи: использование онлайн-платформ для проверки знаний, получения комментариев и рекомендаций от учителя.
Формирование УУД на уроках французского языка способствует не только изучению языка, но и развитию общеучебных навыков, которые пригодятся учащимся в дальнейшем обучении и жизни.