Проект
«Формирование УУД у школьников художественного творчества и активизации творческого потенциала посредством творческого восприятия»
Цель практического проекта: Формирование художественного творчества
Задачи практического проекта:
1.Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
2. Поощрять инициативность и самостоятельность при выборе материала и техники изображения, помочь детям почувствовать радость творчества.
"Путаница", "Похоже-непохоже","Ожившие картины".

( Моя медиотека) Музыкальная загадка",
"Радость или грусть"?
Провожу мою любимую игру: "Какая музыка звучит?
Какая краска говорит?" (Личная медиотека) 




Николао Паганини Соло на одной струне
( отрывок из кинофильма)
Реакция недоброжелателей.
Реакция зрительного зала



Александр Рыбак победитель Евровидения.

Девид Гаррит – самый известный скрипач планеты. 
На концерт именитого скрипача собирается огромное количество зрителей со всех уголков планеты: американцы, французы, немцы, русские, японцы, корейцы, итальянцы, греки, испанцы…
Всего лишь один маленький человечек со скрипкой - ежегодно собирает толпы зрителей!
Кинорежессеры пригласили скрипача сняться в художественном фильме «Скрипач дьявола»
про Николао Паганини. Девид ,так же, как и Николао играл в художественном фильме Соло на одной струне. 
Концерт в России. Музыка для Вадима.
Особенность концертов.
Скрипач всегда находит в зрительном зале привлекающего его человека, сажает на сцену, и глядя в глаза выбранному зрителю -начинает играть на скрипке.
Далее звучит музыка.
Vanessa Mae Шторм
красивее,чем штиль. Silviya Antonovich .... как вам ???????? https://www.youtube.com/watch?v=w8mJ_dVQzx0
Какие чувства и ассоциации от музыки и произведения искусства вы получили?
Опишите свои эмоции.
Это задание даю обучающимся
в виду ограниченного словарного запаса.
Грусть
Печаль
Радость
Трогательная
Восхитительная
Волшебная –
это безграничный океан, который из спокойной водной глади превращается в бушующие волны, перекатывающиеся друг через друга, доганяющие одна другую и потом растворяющиеся в морской пучине.
Нежность и ласку
Тревожность и конфликтность.
Ощущение бесконечности пространства.
Ассоциируется исключительно с Россией,с русской душой.
Бесконечные, как океан, лирические темы заставляют меня плакать,в каком бы расположении духа я не находился.
Большая широкая река, то бурная, то спокойная и безмятежная.
Иногда - тихие ласковые волны...
Широкая гамма чувств..
Бескрайние просторы России, искренняя любовь к родине, русская природа, океан чувств и эмоций. гармония жизни, ее полнота!!!! любовь ко всему русскому!!!!!
Одиночество в себе.
В собственном внутреннем мире.
Гармония-удовольствие...
Смятение, волнение, сплетение беспокойства Умиротворения, томительная тревога,
Рвение выбежать, вырваться из стен, на волю, под стихию природы, под ливень, снег, вьюгу, грозу, ветер...
Радость
Веселье
Безразличность
Любовь
Эйфорию
Боль
Влюбленность-Восторг
-Восхищение
-Гнев
-Грусть
-Злость
-Испуг
-Ненависть
-Огорчение
-Обида
-Отвращение
-Печаль
-Раздражение
-Ревность
-Страсть
-Страх
-Счастье (переживание счастья)
-Удивление
-Ярость
(Звучит музыкальное произведение и дети подбирают к нему одно созвучное
по настроению живописное произведение и стихотворение.
Это упражнение помогает усвоению основных понятий в эмоциональной отзывчивости
Восприятие искусства

Беседа о взаимосвязи человека с окружающей средой.
Подберите музыкальный фрагмент или стихи к произведению искусства.
Игра «Лучший экскурсовод».
Выбранные на соискание почетного звания ученики рассказывают о сюжете,
мотиве произведения,
композиции и ее элементах,
средствах выразительности.

Портрет Федор Шаляпина . Борис Кустодиев. 
Федор Шаляпин « ВДОЛЬ ПО ПИТЕРСКОЙ» https://www.youtube.com/watch?v=6CF4wUFnp3M
« ОЧИ ЧЕРНЫЕ» 




Значительное место в системе учебных ситуаций занимают упражнения.

Юмор. Опера
Диагностическое упражнение «вспомни слово».
Задание постепенно усложняется. Такое упражнение можно использовать в начале урока.
Например: г_ашь (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика) и т. д.
Живые скульптуры
Ведущий изображает скульптуру какого-либо спортсмена (бегуна, лыжника, боксера, штангиста и др.). Тот учащийся, который первым отгадает, какого спортсмена изобразил “скульптор”, становится ведущим.
Графическая музыка
Ребенку предлагается под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета. Одна и та же линия может использоваться в создании нескольких образов.
Интернет (ЦОРы, ЭОРы)
Модульная система экспериментов PROLog программно-методический комплекс "Фантазеры. МУЛЬТИ творчество" http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98686403
Электронные энциклопедии; презентации к урокам; \http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,153222/Itemid,6/
Использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,153215/ Разработка задач с элементами здоровьесбережения http://festival.1september.ru/authors/209-990-771
Инфоурок - https://infourok.ru/konkurs
ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXVII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2018 —№ 8(26) / [Электронный ресурс]—Режим доступа. — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/8(26).pdf
Аудиозапись времена года П И Чайковский https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/59446/.../1183516/
Интернет-галерея
http://www.printdigital.ru/ Шедевры мировой живописи
http://www.arslonga.ru Галерея «ARS LONGA» Галерея своей главной задачей видит поиск и показ работ современных художников, творчество которых выражает настроения и духовные поиски нашего времени.
http://www.artobject-gallery.ru/ Галерея «АРТ.объект». Галерея не ограничивает себя узкими стилистическими или жанровыми рамками, а старается знакомить зрителя с разнообразными проявлениями современной арт-сцены.
http://www.tanais.info/ Шедевры Русской Живописи
http://gallerix.ru/album/Hermitage-museum-hi-resolution Галерея, картины известных художников.
http://gallerix.ru/ Ещё одна жемчужина интернета и прекрасная находка для тех, кто любит живопись!
http://www.artlib.ru/ библиотека изобразительных искусств.
Образовательные ресурсы в помощь учителю ИЗО
http://school-collection.edu.ru/ Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования.Методические материалы, тематические коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.
http://fcior.edu.ru/ Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов .
http://www.rusedu.ru/izo-mhk/list_41.html Документы и презентации для учителя ИЗО
http://www.rusedu.ru/member17917.html
http://classicmusicon.narod.ru/ago.htm Архив классической музыки.
Популярная художественная энциклопедия http://www.rubricon.com
Крупнеший энциклопедический ресурс Интернета содержит статьи о видах искусства, художественных стилях и направлениях, наиболее распространённых терминах архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, об искусстве отдельных стран и народов, о богатых художественными памятниками городах, а также о выдающихся деятелях советского и мирового искусства.
Учебно-методические материалы для учителя ИЗО
http://www.openclass.ru/wiki-pages/50648 Страничка учителя изобразительного искусства
http://www.izorisunok.ru/ Уроки живописи акварелью
http://www.artap.ru/galery.htm Женские портреты великих мастеров.
http://www.art-paysage.ru/ арт- пейзаж.
http://luntiki.ru/blog/risunok/745.html поэтапное рисование для детей
http://www.kalyamalya.ru/modules/myarticle...sn=20&st=40 учимся рисовать.
Литература.
Н.А. Ветлугина Художественное творчество и ребенок. – М., 2017 год.
В.В. Гербова В.В. Занятия по изобразительному искусству. – М., 2000 год.
Т.С. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1999.
Т.А. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2017 г.
Е.Ю. Кихтева «Рисуют малыши» - М-С 2018 г
Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2019
О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2018
К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми».- М.: «Издательство Гном и Д», 2017
9. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников:
Пособие для родителей и педагогов: - М: Издательство АСТ, 2017г.
10. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Ёлкина Н. В., и др. Дошкольник: обучение и развитие.
Воспитателям и родителям. Ярославль. Академия развития, 2018.
11. Браун С. Игры, поделки и обучающие развлекалки для вашего малыша своими руками. – Ростов –на-Дону: феникс 2016.
12. Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.
- Ярославль, Академия развития,2000г.
Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание, опыт исследования на материале пространственных искусств [Текст]/ А.В. Бакушинский.-М.: 2010. - 67 с.
Букатов В. Принципиальные мелочи [Текст] / В. Букатов // Первое сентября. - 2019. - №76. - С. 23-25.
Глассер У. Школы без неудачников [Текст]/ У. Глассер. - М.: 1991.-С. 18
Григорьева Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: 2009. - С. 18.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст]/ В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2004. - С. 54-55
Дилтс Р. Стратегии гениев [Текст]/ т. 1-3. Р. Дилтс. - М.: Класс, 2008. - 94 с.
Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. [Текст] / М. Доналдсон - М.: Педагогика, 2005. - С. 15-17
Лук А.Н. Мышление и творчество [Текст] / А.Н. Лук. - М.: Политиздат, 2006. - 119 с.
Никитин Б.П. Развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин. - М.: Педагогика, 2001. - 124 с.
Никитин Б.П., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки [Текст] / Б.П. Никитин, Л. Никитина. - М.: Молодая гвардия, 2009. С. 286-287.
Плигин А.А. Пути обновления школьного образования. // Развитие познавательных стратегий школьников: из опыта работы городской экспериментальной площадки [Текст] / А.А. Плигин. - М.: ЮОУ ДО г. Москвы, 2006, С. 7 - 20.
Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. Начальная школа / сост. В.С. Кузин, Е.О. Яременко. - М.: Дрофа, 2001. - 224 с.
Психологический словарь [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. - М.: Педагогика, 2003.-148 с.
Рассел Б. Человеческое познание [Текст]/ Б. Рассел. - Киев.: 1997. - 44 с.
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание [Текст]/С.Л. Рубинштейн. - М.: 1997 -211 с.
Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей [Текст] / В. Кудрявцев, В. Синельников. - М.: 1995. С. 9
Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей [Текст]/ В. Кудрявцев, В. Синельников. - М.: 1995. С. 54-55
Славинкина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам [Текст] / Л.С. Славинкина. - М.: 2002. - 101 с.
Славинкина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам [Текст] / Л.С. Славинкина. - М.: 2002.-132 с.
Славинкина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам [Текст]/ Л.С. Славинкина. - М.: 2002.-144 с.
Спиваковская А.С. Игра - это серьезно [Текст]/ А.С. Спиваковская. - М.: Педагогика, 2001. - 44 с.
Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] / Б.М. Теплов. - М.: 2001. - С. 51
Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] / Б.М. Теплов. - М.: 2001.-С. 57
Л. Васильева – Гангнус «Уроки занимательного труда».
Дереклеева Н.И. Мастер – класс по развитию творческих способностей учащихся – Москва, «5 за знания», 2008. – 224с.
О.Д. Дмитриева «Игра – одно из средств активизации познавательных интересов учащихся».
Калугин М.А., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников – Ярославль, «Академия развития», 1997. – 224с.
Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения – Ярославль, «Академия развития», 1997. – 237с.
Н.Ф. Колганова «Игра в учебной деятельности младшего школьника».
Ю.Г. Колот «Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики».
Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе – Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга» изд-во Учитель», 2008. – 224с.
О.С. Локтева «Игра как метод формирования положительного отношения младших школьников к учению».
А.И. Максаков «Учите, играя».
Е.М. Порошина « Развиваемся, играя».
Теплякова С.О. Интеллектуальное развитие на уроках русского языка / Начальная школа, 2006, №4 – 96с.
Черенкова Е.Ф. Учим ребенка читать – Москва, «Дом 21век Рипол Классик», 2008. – 190с. Бекиш М.А. Приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2011. – № 11. – С. 43–45.
Бианки В.В. Лесная газета. – М.: Мир искателя, 2004. – 440 с.
Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1989. – С. 105.
Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: Метод. пос. для педагогов начальной и средней школы. – Калуга: Адель, 2008. – 361с.
Гликман И.З. Теория и методика воспитания. – М.: Владос, 2003. – 168 с.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности школьников. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
Дружинина Н.М. Наглядность на уроке внеклассного чтения. – Л.: АСТ, 1982. – 101 с.
Дрязгунова В.А. Дидактические игры. – М.: Просвещение, 1981. – 78 с.
Заенко С.Ф. Игра и ученье. – М.: Владос, 2010. – 154 с.
Зверев А.Т. экологические игры. – М.: Владос, 2001. – 84 с.
Зимняя А.Н. Педагогическая психология. – М.: Владос, 2006. – 243 с.
Кларин М.В. Педагогическая технология. – М.: Просвещение
2004. – 186 с.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – С. 69.
Кукушин В.С. Современные педагогические технологии: Начальная школа. – изд. 2-е. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. – 384 с.
Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. – М.: Просвещение, 2003. - 152 с.
Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. – М.: Рос. пед. агенство, 1996. – С. 5.
Пимонова Т. А. Игровые ситуации на уроках изобразительного искусства // Начальная школа. – 2012. – № 12. – С. 79 – 80.
Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: Владос, 2007. – 206 с.
Селиванов В.С. Основы общей педагогики. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 176 с.
Сладков Н.И. Иду я по лесу. – М.: Детская литература, 1988. – С. 64.
. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. – М.: Учпедгиз, 1991. –
С. 54.
Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 1994. – С. 14.
Педагогические игры. – М.: Изд. ООО «Красико – Принт», 2007. – 238 с.
Современные образовательные технологии. – М..: Народное образование, 1998. – С. 23 – 58.
Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2008. – С. 97.