СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ИНТЕРНЕТ СЕТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье осуществлена попытка теоретического обоснования потенциальных рисков всемирной сети Интернет для подростков с целью определения путей профилактики компьютерной и интернет зависимости.   Также представлено теоретическое обоснование опасностей, которые подстерегают подростков в глобальной сети Интернет с целью определения способов предотвращению компьютерной и Интернет зависимости.

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ИНТЕРНЕТ СЕТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ИНТЕРНЕТ-СЕТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье осуществлена попытка теоретического обоснования потенциальных рисков всемирной сети Интернет для подростков с целью определения путей профилактики компьютерной и интернет-зависимости. Также представлено теоретическое обоснование опасностей, которые подстерегают подростков в глобальной сети Интернет с целью определения способов предотвращению компьютерной и Интернет-зависимости.

Постановка проблемы. На современном этапе общественного развития происходит глобальная трансформация социальных отношений, вызванная интенсивным развитием информационных технологий, существенно влияют на деятельность и поведение молодого поколения, ценностные ориентации, установки социальных контактов, организацию и проведение собственного досуга. Используя Интернет-сеть в повседневной жизни, обучающиеся, а также их родители и педагоги часто забывают о тех потенциальных рисках которые могут постигнуть их в виртуальном пространстве.

Анализ исследований проблемы влияния Интернет-сети на формирование поведения подростков посвящены труды Д.Матвиенка, А.Жичкинои, Р.Ивакина, И.Шевченко, О.Романишина, М.Раянова. Аддиктивного поведения подростков в Интернет-сети изучают Т.Вакулич, Т.Наумова, В.Посохова, Н.Сергеева. Отдельным вопросом формирования у молодежи компетенций использования Интернет-сети были посвящены работы Н.Белякова, И.Бекасова, А.Рахимовои. Но до сих пор не теряют актуальности вопросы безопасности работы за компьютером и использования Интернета.

Целью статьи является теоретическое обоснование потенциальных рисков всемирной сети Интернет для подростков с целью определения путей профилактики компьютерной и интернет-зависимости.

Изложение основного материала. Формирование безопасного поведения подростков в Интернет-сети является одной из составляющих социальной политики в сфере социального развития, о чем свидетельствует ряд законов и специальных программ, принятых и дополненных в начале XXI века. В большинстве законодательных и нормативных документах подчеркивается необходимость формирования правовых и организационных предпосылок развития информатизации, создания свободного доступа к информационной среды, пользования и обмена информацией, защиты общества от киберпреступности и распространения продукции которая негативно влияет на подростков и молодежь, распространение информации в молодежной

среде о правилах безопасного пользования ресурсами Интернет-сети.

Проблема формирования безопасного поведения в Интернет-сети обусловлена рядом важных факторов: стремление молодежи к расширению собственных социальных контактов; развитие и популярность использования в повседневной жизни Интернет-сети; наличие рисков в Интернет сети, которые влияют на жизнь молодежи и тому подобное.Существует мнение именно дети подросткового возраста чаще попадают в категорию риска. Подростковый возраст - сложный ответственный период становления личности (по Л.Божович, это период второго рождения личности), в котором формируется социальная направленность и моральное сознание: моральные взгляды, суждения, оценки, представления о нормах поведения, заимствованные у взрослых овладение ими происходит через реальные отношения, через оценку их деятельности взрослыми. Например, сразу подростки осознают, что волю закаляет и обучение, открытое признание своих ошибок свидетельствует о смелости, что осознание своей вины - шаг к ответственности. Знание моральных норм и эталонов взаимоотношений понимают не всегда глубоко, трудно воспринимают моральный релятивизм, поэтому оценки поступков других категоричны, бескомпромиссные. Моральные убеждения еще не являются неустойчивыми, однако они становятся специфическими мотивами поведения. Появляются собственные взгляды, оценки, которые могут быстро измениться, но и противоположный взгляд подросток будет отстаивать так же страстно.

Важные изменения происходят в мотивационной сфере: потребность в самоуважении, в самоутверждении, в признании товарищей, в положительном отношении со стороны друзей. Появляется ориентация на будущее: мечты, идеалы, перспективные планы, отдаленная цель. Однако для подростка характерно и отказ от поставленной цели вопреки ее объективной значимости, ибо воля еще слаба. Подростки чаще действуют по наиболее сильным мотивам, собственным же поведением они еще не способны управлять в полной мере, и признают отсутствие у себя волевых качеств. В подростковом возрасте возрастает познавательная активность и расширяются границы заинтересованности. Дети начинают задумываться над вопросами, которые до сих пор их не волновали: о жизни и смерти, о чувствах и о взаимоотношениях между людьми. Социализация «Я» отдельного ребенка происходит параллельно переживанию детьми групповой идентичности, через осознание идеи «Мы», что появляется в групповой деятельности. Для детей особенно важной оказывается возможность почувствовать состояние сообщества «Мы» в ситуациях опасности и напряжения сил, когда требуется поддержка друг друга. Подростки находятся на той стадии социализации, когда действуют механизмы не только усвоение социального опыта через наблюдение, подражание, адаптацию, но и активного преобразования материальной и духовной культуры. Поэтому столь привлекательным для них мир социальных сетей, где создана иллюзия реального мира, погрузившись в который, ребенок может реализовать свои потребности. Ученые отмечают, что подросткам присущи специфические новообразования, определенный уровень самосознания, появляется чувство взрослости, конформизм, желание самоутвердиться. Так, в частности, по мнению Беекина А. С., для периода 11-15 лет характерны: - Доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, эмоционально-комфортных потребностей, однако в конце периода появляются возможности для самостоятельного удовлетворения части этих потребностей;

- Решающая роль школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей;

- Возрастает способность противостоять негативным воздействиям среды в сочетании с покорением ему при неблагоприятных условиях, возникает юридическая ответственность за правонарушения;

- Сохраняется зависимость от влияния взрослых (учителей, родителей), а также усиливается развитие самопознания и личного самоопределения [1, с. 34]. В подростковом возрасте происходят качественные сдвиги в развитии самосознания ребенка, обусловливает определенные изменения в отношениях между ней и средой. Потребность во «взрослом» отношении является одной из основных детерминант подросткового возраста [1, с. 34]. Возникновение чувства взрослости - одно из центральных новообразований этого периода. Оно определяется сдвигами в физическом и половом созревании, развитием социальных функций, расширением прав и обязанностей в семье. Досадно наблюдать, когда из-за неприятия подростков взрослыми между ними возникает посредник в образе компьютера. Если учитывать потребности и интересы учащихся этого возраста, стимулировать и поддерживать их развитие, то можно избежать многих проблем, связанных с бегством ребенка в виртуальную реальность. На сегодняшний день, кроме изучения на теоретическом и законодательном уровнях детерминант формирование у молодежи безопасной деятельности в Интернет-сети, специалистами активно внедряются мероприятия, направленные на информирование детей и молодежи о рисках в Интернет-сети и воспитани безопасного поведения в глобальном информационном пространстве.

В Польше, где активно разрабатываются проблемы формирования в молодежной среде безопасного поведения в Интернет сети, ежегодно проводится научно-практическая конференция на тему: «Поведение детей и молодежи в Интернете». Главный вопрос, который рассматривался специалистами из разных стран мира (Дж.Карр, О.Дикс,Дж.Роман, М.Войтас и др.) на научно-практической конференции - деятельность детей и молодежи в социальных сетях.

Ученый Веретенку Т. Г. предлагает определить детерминанты формирования безопасной деятельности молодежи в Интернет-сети через призму рисков, существующих в виртуальном мире.

- Большое количество необъективной и ложной информации, которую может размещать на Веб-порталах любой пользователь Интернет-ресурсов;

- Общение с опасными лицами, представляющими себя не теми, кем они являются на самом деле;

- Привлечение к асоциальным организаций;

- Возможность реальной встречи с неизвестными виртуальными собеседниками, которые в реальной жизни могут быть опасными как для ребенка в частности, так и для общества в целом;

- Навигация без цели, то есть «блуждание по Интернету»;

- Большое количество спама;

- Распространение порнографии, а также фото и видео-файлов с изображением издевательства над детьми;

- Возникновение Интернет-аддикции, то есть риск замены реального мира на виртуальный в сознании ребенка.

В пособии для родителей «Воспитание культуры пользователя Интернета. Безопасность во всемирной сети »

(Авторы А.Б.Кочарян, Н.И.Гущина, 2011), изданном под эгидой компании «Майкрософт», указано, что дети, как наиболее активная и любознательная аудитория, часто первыми знакомятся с новыми технологиями, в частности с Интернетом, опережая в технической образованности родителей. В этом есть положительная сторона: повышение уровня эрудиции, формирование навыков общения с людьми. Но есть и отрицательный: отсутствие жизненного опыта, как правило, повышает риск столкнуться с онлайн-угрозами: онлайн-насилие; мошенничество; порнография; получение личной информации с целью преступного использования . Итак, исследователи единодушны относительно определения основных рисков для ребенка во всемирной сети. Как видим, Интернет-сайты имеют значительное количество опасностей, которые влияют на формирование деятельности молодежи как в Интернет-сети, так и в реальном мире. Но если порнографические материалы или материалы с ненормативной лексикой можно относительно легко идентифицировать и не использовать их или отделиться от них с помощью различных способов фильтрации, то от нежелательной Интернет-информации других типов молодежи защититься достаточно тяжело. Например, через типичную для Интернет-сети анонимность материалов она позволяет размещать любому пользователю необъективную, ложную информацию сомнительного качества, так называемое «информационный мусор», что приводит к хаотизации и обесценивание знания, интеллектуально-познавательной деятельности, формирования фрагментарных, «мозаичных», бессистемных и несоответствующих представлений о мире, создает возможности для манипуляций сознанием молодежи. На многих детских и взрослых сайтах могут встречаться самые разнообразные формы проявления ненависти: от радикального расизма до грубого высмеивания определенных явлений или лиц. Такие сайты первый взгляд могут казаться безопасными для использования молодежью в своей деятельности, но они осуществляют определенный вклад в формирование молодежной онлайновой культуры и деятельности, в которой грубость по отношению к другим считается абсолютно нормальным явлением. Расисты и другие подобные группировки стали использовать Интернет-сеть для привлечения молодежи в свои ряды. С помощью Интернет-сети они легко находят восприимчивых пользователей и затягивают их в свои сообщества, используя для этого чаты и электронную почту. Общение в виртуальном пространстве с представителям асоциальных организаций может привести к реальной встрече с ними и привлечения молодежи к таким организаций. Несмотря на то, что виртуальный мир, как и реальный, имеет свой преступный сегмент, одной из распространенных форм противоправной деятельности в виртуальном пространстве есть хакерство. Сломав почтовый сервер, хакеры получают доступ к огромному количеству электронных адресов. после этого они отправляют на эти адреса несанкционированные почтовые рассылки любого содержания, чаще всего – с непристойными предложениями. Значительная часть подростков очень часто открывает такие сообщения и действует в соответствии с их содержания. Неумение работать с компьютером и ориентироваться в Интернет-пространстве в современном обществе можно сравнить с неумением писать и читать. Компьютер является не только развлечением, но и средством общения, самовыражения и развития. В киберпространстве существует большое количество специальных сайтов, адресованных детям разного возраста. Именно легкость, безответственность виртуальной жизни становится одним из определяющих критериев привлечения все большего количества пользователей в сетевой пространство.

Молодые люди, приобщаясь к Интернет-коммуникации, вырабатывают новые стремления, непосредственно связанные с виртуальной жизнью.

Выводы. Сетевое общение становится распространенной формой взаимодействия, охватывающий все большую аудиторию пользователей.Комуникация такого типа заметно сказывается на индивидуальном и социальной жизни личности, привлекая тем самым к себе внимание исследователей.Самостоятельные познания информационного мира позволяет расширить круг интересов ребенка и способствует ее дополнительном образовании, побуждает предприимчивость, приучает к самостоятельному решению задач. Итак, Интернет - очень мощный ресурс, который значительно облегчает жизнь человека и открывает почти неограниченные возможности для самореализации и саморазвития подростка, общения, обучения, досуга.

Но вместе с тем, в Интернете скрыто довольно много опасностей как для детей, так и для взрослых. Знание этих опасностей, учет возрастных и индивидуальных интересов и потребностей подростков позволит их избежать. Альтернативой должно стать создание здоровых адекватных условий для полноценной социализации ребенка за виртуальным миром.

Литература

1. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / А.

С.Белкин. - М .: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.

2. Божович Л.Я. Личность и ее формирование в детском возрасте / л. Я. Божович. - М., 1995.

3. веретенку Т. Г. Детерминанты формирования безопасной деятельности молодежи в сети Интернет /Т.Г. Веретенку, М.

4. Воспитание культуры пользователя Интернета. Безопасность во всемирной сети: учебно-методическое пособие /

А.Б. Кочарян, Н.И. Гущина. - Киев, 2011. - 120 с.

5. Войскунский А.Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема /А.Е. Войскунский // Мир Интернета. - М.,

2000 - ғ3. - С. 76 - 81.

6. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции /А.Е. Войскунский. - М.,

2000. - 192 с.

7. Жичкина А.М. Социально-психологические аспекты общения в Интернете / А. М. Жичкина. - М., 2002. - 210 с.

8. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость / Кимберли Янг // Мир Интернета. - М., 2000. - ғ 2. - С. 36 - 43.