Формирование и развитие творческого потенциала педагогов
в условиях реализации ФГОС НОО и введения ФГОС ДО и ООО
Сегодня в системе образования страны происходят существенные изменения, связанные с поэтапным переходом её на федеральные государственные образовательные стандарты. С 01 сентября 2011 г. уже в штатном режиме осуществлен переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС НОО. С 01 сентября 2015 г. осуществляется обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО. Не осталась без внимания и дошкольное образование ФГОС ДО введен с 2016 года.
Нормативная база введения ФГОС на федеральном уровне обеспечивается целым пакетом нормативно-правовых документов. Исходя из содержания этих документов в каждом общеобразовательном учреждении должен быть обеспечен комплекс условий для реализации ООП на всех уровнях образования, соответствующей требованиям ФГОС. А именно:
- кадровых;
- финансово-экономических;
- материально-технических;
- психолого-педагогических;
- информационно-методических.
Одним из основных условий успешного перехода и реализации государственных образовательных стандартов на всех уровнях является кадровое обеспечение (педагоги).
Педагог - ключевая фигура образовательного процесса, так как качество знаний каждого конкретно го учащегося (воспитанника) зависит от качества профессиональной подготовленности преподавателя. Сегодня педагог должен быть готов принять инновации:
он не должен бояться различных изменений, в т.ч. и в учебных планах;
он должен не только учить, но, в первую очередь, создавать условия для творческого самоопределения, саморазвития, самопознания своих учащихся;
он должен владеть навыками педагогической самодиагностики и уметь направленно профессионально развиваться;
он должен быть готовым не только принять необходимую методическую помощь, но и совершает свой личный выбор и готов нести за него ответственность.
Помочь соответствовать этим качествам в условиях реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС ДО призвана методическая служба образовательного учреждения. Методическая служба должна сегодня быть «сервисной», т.е. работать исключительно на диагностической основе. Необходимо научить педагога выбирать профессионально грамотные решения в проблемной ситуации. Помочь составить план решения профессиональной проблемы. Оказать своевременную поддержку в реализации данного плана, т.е. организовать «методическое сопровождение».
Данный процесс будет работать при правильной организации работы методической службы школы.
Методическая работа в школе - это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности образовательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья учащихся.
Под методической работой учителей мы понимаем вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом.
Таким образом, в условиях введения ФГОС в образовательное учреждение роль методической службы школы возрастает. Изменения, которые должны произойти в образовательном процессе школы в соответствии с требованиями Стандартов, будут реализованы только при грамотно выстроенном научно-методическом сопровождении всех участников образовательного процесса.
Формы методической работы
Источники повышения квалификации | Формы методической работы |
Систематическое обучение | организация обучения на проблемных и квалификационных курсах; организация участия в работе муниципальных, федеральных методических семинарах, вебинарах; организация и проведение методических семинаров, тематических совещаний и педагогических советов (см. ниже); организация работы школы молодого учителя; наставничество |
Эксперимент Практика | разработка рабочих программ учебных предметов / курсов и методических материалов; изучение методических материалов и разработка необходимых документов для реализации ФГОС НОО и введения ФГОС ООО, ФГОС ДО; работа в районных проблемных лабораториях; организация предпрофильной подготовки в 9 х классах ; внедрение в практику современных педагогических технологий; обобщение опыта инновационной педагогической деятельности (см. ниже 2.) |
Самообразование | работа над индивидуальной методической темой по индивидуальному плану; изучение новейшей методической литературы, передового педагогического опыта; изучение нормативно-правовых документов, связанных с реализацией ФГОС НОО и введением ФГОС ООО, ФГОС ДО; изучение опыта работы коллег, в т.ч. и осуществляющих реализацию ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС ДО |
Общение | участие в работе школьных методических объединений, временных творческих группах (см. ниже 3.); выступления на педагогических конференциях; проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий, мастер-классов; взаимопосещение уроков, анализ и самоанализ открытых уроков; участие в конференциях различного уровня; участие в конкурсах профессионального мастерства; работа над единой методической темой школы |
В соответствии с ФГОС в образовательном учреждении должна быть сформулирована концепция повышения компетентности педагогов, реализация которой позволит им овладеть инструментами оценки и фиксации динамики индивидуальных метапредметных достижений учащихся (умения планировать свою деятельность, контролировать и оценивать себя, моделировать, работать в группе и пр.).
Необходимо организовать постоянное взаимодействие педагогов начальной школы (уже имеющих первоначальный опыт реализации ФГОС НОО) и педагогов основной школы, воспитателей (начинающих реализацию ФГОС ООО, ДО) по планированию работы по формированию новой результативности образования в соответствии со ФГОС НОО и ФГОС ООО, ФГОС ДО (прежде всего метапредметных, а также предметных и личностных результатов).
Если спланировать работу с учетом выше сказанного - это позволит повысить компетентность педагогических кадров образовательного учреждения и создать другие условия для введения и реализации ФГОС в образовательном учреждении, что в свою очередь позволит достичь новых образовательных результатов и станет надежным подспорьем для развития творческого потенциала педагогов .
1. Высшей формой коллективной методической работы школы является педагогический совет. В условиях реализации ФГОС НОО и введения ФГОС ООО, ФГОС ДО в Школе постоянно проводятся заседания педагогического совета по данным вопросам.
2. В Школе необходимо создать условия для распространения передового педагогического опыта. Для этого необходимо организовать тематические Фестивали открытых уроков с последующим анализом и самоанализов уроков.
Желательно проводить школьную педагогическую научно-практическую конференции, на которой учителя имеют возможность познакомиться не только с инновациями педагогической науки, но и увидеть их реализацию в практике учителей школы. (например, Темы: «Защита портфолио учителя» «Современные образовательные технологии - базовые технологии ФГОС ОО, ДО, НОО».).
3. Одной из наиболее эффективных форм методической работы считается работа школьных методических объединений. В школе формально функционирует 2 методических объединений учителей. (Направлениями работы школьных методических объединений являются организация и проведение диагностических контрольных работ и анализ их результатов, организация внеклассной работы по предметам, учебно-исследовательской работы с обучающимися, подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх, подготовка и проведение открытых уроков, их анализ и самоанализ, самообразование учителей, работа над единой методической темой и другие).
Если спланировать работу с учетом выше сказанного - это позволит повысить компетентность педагогических кадров образовательного учреждения и создать другие условия для введения и реализации ФГОГ в образовательном учреждении, что в свою очередь позволит достичь новых образовательных результатов.
7