Формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут сформированы необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней школе.
основ правовой культуры в области использования информации.
·оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в ин-формационной среде;
·использование результатов действия, размещѐнных в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;
·создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.
·поиск, фиксация, структурирование информации; ·создание простых гипермедиасообщений;
·построение простейших моделей объектов и процессов.
·фиксация хода коллективной/личной коммуникации.
№ | Приемы | Результат | Учебные предметы | Формы реализации | ресурсы |
| | Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться | | | |
1 | Обращение с устройствами ИКТ | • подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы; • соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий; • правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание); • осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет; • входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты; • выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами; • соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами. | Осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком | Технология, информатика, также во внеурочной и внешкольной деятельности | Сборка , разборка, чистка модулей системного блока. Установка, соединение , обслуживание оргтехники . соблюдение ТБ при работе с электротехникой. | Учебники по предметам, методическая литература, интернет – ресурсы, рабочие тетради (по усмотрению учителя – предметника). |
2 | Фиксация изображений и звуков | • осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности; • учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов; • выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью; • проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий; • проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, проводить транскрибирование цифровых звукозаписей; • осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов. | различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений; использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством; осуществлять трёхмерное сканирование. | естественные науки, искусство, русский язык, иностранный язык, физическая культура, а также во внеурочной деятельности. | Написание транскрипции текста на основе прослушанного аудиоматериала . написание сочинения в электронном виде по иллюстративному материалу. Запись звука и измерение расстояния до объекта по скорости звука. Съемка природных явлений Создание аудиозаписей Создание изображений Выбор технических средств ИКТ Аудирование Запись монолога и диалога Создание презентаций Выбор соответствующего ИКТ обеспечения Обработка звукозаписи 13.Осуществление видеозаписей 14. Наложение аудиофайла на видеофайл | Учебники по предметам, методическая литература, интернет – ресурсы, рабочие тетради (по усмотрению учителя – предметника). |
3 | Создание письменных сообщений | • создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма; • сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста; • осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора; • создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения; • использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке. | • создавать текст на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма; • использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей. | Русский язык», «Иностранный язык», «Литература», «История», а также во внеурочной деятельности | Обработка и введение текста в печатном виде. Резюмирование текста на основании аудио и видео материалов. Работа с русско и иностранно я зычными историческими источниками. Написание текста на русском языке с использованием деситипальцевого клавиатурного ввода. Анализ текста с использованием ИКТ | Учебники по предметам, методическая литература, интернет – ресурсы, рабочие тетради (по усмотрению учителя – предметника). |
4 | Создание графических объектов | • создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; • создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами; • создавать специализированные карты и диаграммы: географические, хронологические; • создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств. | • создавать анимационные фильмы; | Технология, Обществознание, География, История, Математика, а также во внеурочной деятельности. | Создание хронологических таблиц, схем, диаграмм ; работа с электронными историческими картами, создание презентации. Работа с географическими картами. Изображение геометрических фигур Решение задач по готовым чертежам Представление информации в виде диаграмм Создание объектов на интерактивной доске | Учебники по предметам, методическая литература, интернет – ресурсы, рабочие тетради (по усмотрению учителя – предметника). |
5 | Создание музыкальных и звуковых сообщений | • использовать звуковые и музыкальные редакторы; • использовать программы звукозаписи и микрофоны. | • использовать музыкальные редакторы,для решения творческихзадач. | Искусство, а также во внеурочной деятельности | Работа со звуковыми и музыкальными редакторами | Учебники по предметам, методическая литература, интернет – ресурсы, рабочие тетради (по усмотрению учителя – предметника). |
6 | Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений | • организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер; • работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмичес-кими, концептуальными, классификационными, организационными, родства и др.), картами (географическими, хронологическими) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования; • проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов; • использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки; • формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения; • избирательно относиться к информации в окружающем информа-ционном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации. | • проектировать дизайн сообщений в соответствиис задачами и средствами доставки; • понимать сообщения, используя при их восприятиивнутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники (включая двуязычные). | Литература, Русский язык, Иностранный язык, Искусство, могут достигаться при изучении и других предметов. | Создание презентаций на основе компиляций с использованием ссылок на используемые источники. Публикация творческих работ учащихся в сети Интернет | Учебники по предметам, методическая литература, интернет – ресурсы, рабочие тетради (по усмотрению учителя – предметника). |
7 | Коммуникация и социальное взаимодействие | • выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией; • участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета; • использовать возможности электронной почты для информационного обмена; • вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета; • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио); • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей. | • взаимодействовать в социальных сетях, работатьв группе над сообщением (вики); • участвовать в форумах в социальных образовательныхсетях; • взаимодействовать с партнёрами с использованиемвозможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие). | результаты достигаются в рамках всех предметов, а также во внеурочной деятельности. | Участие в дистанционных НПМ по истории и обществознанию. Использование электронной почты для информационного обмена. Формирование портфолио ,защита проектов , участие в интернет олимпиадах и конкурсах Разбор задач вызывающих трудности при выполнении д.з. в соц. сетях Использование материалов из специальных сайтов Решение олимпиадных задач в соц. Сетях Дистанционные конкурсы, олимпиады | Учебники по предметам, методическая литература, интернет – ресурсы, рабочие тетради (по усмотрению учителя – предметника). |
8 | Поиск и организация хранения информации | • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализиро-вать результаты поиска; • использовать приёмы поиска информации на персональном компьюте-ре, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве; • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг; • искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители; • формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете. | • создавать и заполнять различные определители; • использовать различные приёмы поиска информациив Интернете в ходе учебной деятельности. | История, Литература, Технология, Информатика и других предметов. | Нахождение в информационном пространстве актуальных исторических источниках в целях подтверждения выдвигаемой гипотезы и их архивации. Поисковая работа в интернете , формирование документов и системных папок. | Учебники по предметам, методическая литература, интернет – ресурсы, рабочие тетради (по усмотрению учителя – предметника). |
9 | Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании | • вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической, и визуализации; • строить математические модели; • проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике. | • проводить естественно-научные и социальные измерения, вводить результаты измерений и других цифровыхданных и обрабатывать их, в том числе статистическии с помощью визуализации; • анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов. | результаты достигаются преимущественно в рамках естественных наук, предметов Обществознание», Математика | Нахождение , фиксация и хранение статистических исторических данных, проведение информационно-социальных исследований Работа с таблицами и диаграммами Обработка табличных данных полученных путем проведения лабораторных работ по физике | Учебники по предметам, методическая литература, интернет – ресурсы, рабочие тетради (по усмотрению учителя – предметника). |
10 | Моделирование и проектирование, управление | • моделировать с использованием виртуальных конструкторов; • конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью; • моделировать с использованием средств программирования; • проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ. | • проектировать виртуальные и реальные объектыи процессы, использовать системы автоматизированногопроектирования. | Технология, Математика, Информатика, Обществознание | Разработка сайтов использование САП в построении графиков и сечений | Учебники по предметам, методическая литература, интернет – ресурсы, рабочие тетради (по усмотрению учителя – предметника). |
Под формой контроля сформированности ИКТ-компетентности подразумевается выполнение проекта, который будет размещен на сайте класса, а так же на сайте будут размещены все достижения учащихся, а именно:
Организация работы сайта возлагается на активную группу учащихся в количестве 3 человек и регулируется, по своему усмотрению, классным руководителем.
Каждый педагог предлагает темы проектов и выносит на рассмотрение на педсовет. Контроль уровня сформированности ИКТ-компетентности реализуется один раз в гов, в январе месяце. Критерии оценивания сайта см. в приложении.