СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ИКТ-компетентности а ОУ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование      и                     развитие                                  ИКТ-компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной и общепользовательской  ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ИКТ-компетентности а ОУ»

Формирование ИКТ – компетенции учащихся.

Формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут сформированы необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней школе.

ВИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ- компетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в основной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями школьника. Решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно проходить не только на занятиях по отдельным учебным предметам (где формируется предметная ИКТ-компетентность), но и в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий, во внеурочной деятельности учащихся.

Планируемые результаты формирования ИКТ-компетентности обучающихся

  • При освоении личностных УУД ведѐтся формирование:

критического отношения к информации и избирательности еѐ восприятия;

уважения к информации о частной жизни и информационным результатам

деятельности других людей;

основ правовой культуры в области использования информации.

  • При освоении регулятивных УУД обеспечивается:

·оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в ин-формационной среде;

·использование результатов действия, размещѐнных в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;

·создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.

  • При освоении познавательных УУД ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

·поиск, фиксация, структурирование информации; ·создание простых гипермедиасообщений;

·построение простейших моделей объектов и процессов.

  • ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных УУД. Для этого используются:

·обмен гипермедиа сообщениями; ·выступление саудиовизуальной поддержкой;

·фиксация хода коллективной/личной коммуникации.


Формы реализации ИКТ-компетентности

Приемы

Результат

Учебные предметы

Формы реализации

ресурсы



Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться




1

Обращение с устройствами ИКТ

• подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;

• соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;

• правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

• осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

• входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;

• выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

• соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

Осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком

Технология, информатика, также во внеурочной и внешкольной деятельности

Сборка , разборка, чистка модулей системного блока. Установка, соединение , обслуживание оргтехники . соблюдение ТБ при работе с электротехникой.

Учебники по предметам, методическая литература, интернет – ресурсы, рабочие тетради (по усмотрению учителя – предметника).


2

Фиксация изображений и звуков

• осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;

• учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;

• выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью;

• проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;

• проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, проводить транскрибирование цифровых звукозаписей;

• осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.


 различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений;

 использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством;

 осуществлять трёхмерное сканирование.


естественные науки, искусство, русский язык, иностранный язык, физическая культура, а также во внеурочной деятельности.


  1. Написание транскрипции текста на основе прослушанного аудиоматериала .

  2. написание сочинения в электронном виде по иллюстративному материалу.

  3. Запись звука и измерение расстояния до объекта по скорости звука.

  4. Съемка природных явлений

  5. Создание аудиозаписей

  6. Создание изображений

  7. Выбор технических средств ИКТ

  8. Аудирование

  9. Запись монолога и диалога

  10. Создание презентаций

  11. Выбор соответствующего ИКТ обеспечения

  12. Обработка звукозаписи

13.Осуществление видеозаписей

14. Наложение аудиофайла на видеофайл


Учебники по предметам, методическая литература, интернет – ресурсы, рабочие тетради (по усмотрению учителя – предметника).


3

Создание письменных сообщений


• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;

• сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;

• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;

• создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;

• использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке.

• создавать текст на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;

• использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей.


Русский язык», «Иностранный язык», «Литература», «История», а также во внеурочной деятельности

  1. Обработка и введение текста в печатном виде.

  2. Резюмирование текста на основании аудио и видео материалов.

  3. Работа с русско и иностранно я зычными историческими источниками.

  4. Написание текста на русском языке с использованием деситипальцевого клавиатурного ввода.

  5. Анализ текста с использованием ИКТ


Учебники по предметам, методическая литература, интернет – ресурсы, рабочие тетради (по усмотрению учителя – предметника).






4

Создание графических объектов


• создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;

• создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами;

• создавать специализированные карты и диаграммы: географические, хронологические;

• создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств.


• создавать анимационные фильмы;



Технология, Обществознание, География, История, Математика, а также во внеурочной деятельности.

  1. Создание хронологических таблиц, схем, диаграмм ;

  2. работа с электронными историческими картами,

  3. создание презентации.

  4. Работа с географическими картами.

  5. Изображение геометрических фигур

  6. Решение задач по готовым чертежам

  7. Представление информации в виде диаграмм

  8. Создание объектов на интерактивной доске

Учебники по предметам, методическая литература, интернет – ресурсы, рабочие тетради (по усмотрению учителя – предметника).


5

Создание музыкальных и звуковых сообщений


• использовать звуковые и музыкальные редакторы;

• использовать программы звукозаписи и микрофоны.


• использовать музыкальные редакторы,для решения творческихзадач.


Искусство, а также во внеурочной деятельности

Работа со звуковыми и музыкальными редакторами


Учебники по предметам, методическая литература, интернет – ресурсы, рабочие тетради (по усмотрению учителя – предметника).

6

Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений


• организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер;

• работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмичес-кими, концептуальными, классификационными, организационными, родства и др.), картами (географическими, хронологическими) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования;

• проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов;

• использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;

• формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;

• избирательно относиться к информации в окружающем информа-ционном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.


• проектировать дизайн сообщений в соответствиис задачами и средствами доставки;

• понимать сообщения, используя при их восприятиивнутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники (включая двуязычные).


Литература, Русский язык, Иностранный язык, Искусство, могут достигаться при изучении и других предметов.

  1. Создание презентаций на основе компиляций с использованием ссылок на используемые источники.

  2. Публикация творческих работ учащихся в сети Интернет

Учебники по предметам, методическая литература, интернет – ресурсы, рабочие тетради (по усмотрению учителя – предметника).


7

Коммуникация и социальное взаимодействие


• выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;

• участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;

• использовать возможности электронной почты для информационного обмена;

• вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;

• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);

• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.


• взаимодействовать в социальных сетях, работатьв группе над сообщением (вики);

• участвовать в форумах в социальных образовательныхсетях;

• взаимодействовать с партнёрами с использованиемвозможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).


результаты достигаются в рамках всех предметов, а также во внеурочной деятельности.

  1. Участие в дистанционных НПМ по истории и обществознанию.

  2. Использование электронной почты для информационного обмена.

  3. Формирование портфолио ,защита проектов , участие в интернет олимпиадах и конкурсах

  4. Разбор задач вызывающих трудности при выполнении д.з. в соц. сетях

  5. Использование материалов из специальных сайтов

  6. Решение олимпиадных задач в соц. Сетях

  7. Дистанционные конкурсы, олимпиады

Учебники по предметам, методическая литература, интернет – ресурсы, рабочие тетради (по усмотрению учителя – предметника).


8

Поиск и организация хранения информации


• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализиро-вать результаты поиска;

• использовать приёмы поиска информации на персональном компьюте-ре, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;

• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.


• создавать и заполнять различные определители;

• использовать различные приёмы поиска информациив Интернете в ходе учебной деятельности.


История, Литература, Технология, Информатика и других предметов.


  1. Нахождение в информационном пространстве актуальных исторических источниках в целях подтверждения выдвигаемой гипотезы и их архивации.

  2. Поисковая работа в интернете ,

  3. формирование документов и системных папок.

Учебники по предметам, методическая литература, интернет – ресурсы, рабочие тетради (по усмотрению учителя – предметника).


9

Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании


• вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической, и визуализации;

• строить математические модели;

• проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике.


• проводить естественно-научные и социальные измерения, вводить результаты измерений и других цифровыхданных и обрабатывать их, в том числе статистическии с помощью визуализации;

• анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.


результаты достигаются преимущественно в рамках естественных наук, предметов Обществознание», Математика

  1. Нахождение , фиксация и хранение статистических исторических данных, проведение информационно-социальных исследований

  2. Работа с таблицами и диаграммами

  3. Обработка табличных данных полученных путем проведения лабораторных работ по физике

Учебники по предметам, методическая литература, интернет – ресурсы, рабочие тетради (по усмотрению учителя – предметника).


10

Моделирование и проектирование, управление


• моделировать с использованием виртуальных конструкторов;

• конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;

• моделировать с использованием средств программирования;

• проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.


• проектировать виртуальные и реальные объектыи процессы, использовать системы автоматизированногопроектирования.


Технология, Математика, Информатика, Обществознание

  1. Разработка сайтов

  2. использование САП в построении графиков и сечений


Учебники по предметам, методическая литература, интернет – ресурсы, рабочие тетради (по усмотрению учителя – предметника).















Формы контроля уровня сформированности элементов ИКТ-компетентности

Под формой контроля сформированности ИКТ-компетентности подразумевается выполнение проекта, который будет размещен на сайте класса, а так же на сайте будут размещены все достижения учащихся, а именно:

Организация работы сайта возлагается на активную группу учащихся в количестве 3 человек и регулируется, по своему усмотрению, классным руководителем.

Примерное содержание сайта:

  • Классный уголок;

  • Расписание

  • Новости;

  • План воспитательной работы;

  • НовостиУМК;

  • Достижения учащихся;

  • Проектная деятельность.


Каждый педагог предлагает темы проектов и выносит на рассмотрение на педсовет. Контроль уровня сформированности ИКТ-компетентности реализуется один раз в гов, в январе месяце. Критерии оценивания сайта см. в приложении.