СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННЫМ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Чтение – сложный навык. Усвоение которого происходит в процессе обучения и представляет собой узнавание и воспроизведение звуков речи, обозначенных буквами. Это один из основных способов приобретения информации, поэтому овладение навыком полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития ребенка.

 Попадая в общеобразовательную школу, дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи становятся неуспевающими учениками по родному языку. Нарушения чтения распространяются как на способы овладения чтением, так и на темп чтения и его формирования, что и определило тему моего доклада.

В своей работе руководствовалась положениями психофизиологической структуры процесса чтения Б.Г.Ананьева; концептуальными положениями психологии усвоения грамоты Д.Б.Эльконина; психологией овладения навыком чтения Т.Г.Егорова.

Изучив теоретические аспекты состояния навыка чтения я пришла к выводу, что основными условиями успешного овладения навыком чтения являются сформированность устной речи, фонетико-фонематической (произношения, дифференциация фонем, фонематического анализа и синтеза) и лексико-грамматической стороны речи. Недостаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительного мнезиса ведёт к нарушениям чтения.        

-        Целью моей работы было разработать поэтапную систему педагогического воздействия с учетом вида дислексии.        

          Моя работа  состояла из трёх этапов. На I - предварительном этапе мной было обследован 21 ученик 2б класса. Для этой цели мной была использована стандартизированная методика исследования навыка чтения (СМИНЧ) по А.Н. Корневу, которая включала в себя: исследование способа чтения, исследование скорости чтения, исследование правильности чтения, исследование понимания прочитанного и исследование выразительности чтения.

          На II этапе была изучена медико-педагогическая документация экспериментальной группы учеников, на основании которой были сделаны следующие выводы: все участники эксперимента имеют нарушение чтения, обусловленное недоразвитием функций фонематической системы неполноценностью смысловой стороны речи.

На III этапе был проведён основной  эксперимент направленный на выявление навыка развития процессов чтения. Эксперимент проводили по  приоритетным направлениям: исследование фонематического восприятия; исследование состояния навыков языкового анализа и синтеза; исследование состояния слоговой структуры слова; исследование фонематического слуха; исследование навыков чтения; исследование понимания прочитанного.

Привожу качественную оценку результатов обследования.

Проведённые исследования с использованием различного вида заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние чтения у учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

- У шести учащихся наблюдаются нарушения фонематического восприятия, проявляющихся в заменах букв, сходных по фонематическому принципу (с/ш, ж/ш, б/п, д/т, с/з);

- Никто из учащихся не справился с заданием анализа и синтеза звукового состава слова. Наблюдаются ошибки в выделении последовательности звуков. В определении количества гласных и согласных звуков в слове.

         При выполнении задания на выделение структуры слова отмечаются нарушения в ее искажении: сокращения, опускание, добавление слогов.

          В процессе изучения состояния фонематического слуха отмечаются затруднения в составлении слова из звуков, данных в нарушенной последовательности и подбирании слова, которое начинается на тот же звук.

         

          Анализ состояния чтения показал. Что учащиеся неправильно  используют паузы , отмечаются трудности интонационного оформления в соответсвии со знаками препинания и употребления логического ударения.

          Анализ навыков пересказа показал, что учащиеся воспроизводят не все части текста, нарушается последовательность описываемых событий, не умеют обобщать и делать самостоятельные выводы.

           Анализ понимания причинно-следственных и временных отношений показал, что учащиеся испытывали трудности в вычленении из текста новой информации и выделение главной мысли произведения. Объяснение понимания прочитанного многим учащимся давалось после повторного чтения описательного рассказа или после наводящих вопросов.

         Сводный анализ навыка чтения показал. Что нарушение способа чтения проявляется в несоответствии данному возрасту ступени овладения навыком чтения: у испытуемых отмечается побуквенное, послоговое прочтение слов.

         Проведённые исследования с использованием различного вида заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние чтения у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, которое необходимо учитывать при проведении коррекционной работы:

1.                                         У детей 2 класса с нерезко выраженным общим недоразвитием речи отмечается отставание в формировании навыка чтения. Это выражается в особенности способа чтения: побуквенное и отрывистое слоговое чтение; правильности чтения: ошибки, пропуски букв; скорости чтения: медленный темп чтения; понимании прочитанного: в невозможности пересказать текст, выразительности чтения: не соблюдение пауз и интонации при чтении.

2.                                         Дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи не овладевают самостоятельно навыками чтения в полном объёме.

3.                                         Наблюдаются нарушения фонематического восприятия, проявляющиеся в заменах букв, сходных по фонематическому сходству (с/ш, ж/ш, б/п, д/т, с/з).

4.                 Вследствие недостаточной сформированности звуковой стороны речи страдают навыки анализа и синтеза звукового состава слова, что приводит к недостаточной сформированности овладения чтением и письмом на уровне звуко - буквенного анализа, проявляющийся в нарушении правильности чтения.

5.                 Нарушение правильности чтения накладывает отпечаток на понимание прочитанного. Из-за нарушения правильности чтения искажается смысл прочитанного, проявляющийся в невозможности построить последовательность описываемых событий, неумении обобщать и делать самостоятельные выводы. Так же в непонимании причинно-следственных и временных отношений, в трудностях вычленения из текста новой информации и выделении главной мысли произведения.

6.                                Для учеников второго класса с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характерно отрывистое слоговое и буквенное чтение, что затрудняет скорость чтения- медленный темп чтения, несоответствующий программным требованиям.

Перечисленные особенности состояния навыка чтения служат достаточным основанием для вывода о том, что у данной группы учащихся нарушения связаны с проявлениями фонематической дислексии. Для проведения коррекционной работы необходимо разработать систему приёмов логопедического воздействия по преодолению фонематической дислексии.

Нами была представлена система приемов логопедического воздействия по преодолению нарушений чтения. В основу представленной системы положены методики, разработанные Корневым Алексеем Николаевичем, Ефименковой Людмилой Николаевной, Садовниковой  Ириной Николаевной, Лалаевой Раисой Ивановной. С учетом авторских методических рекомендаций составлена система логопедического воздействия.

       Коррекционная работа осуществляется поэтапно:

       На I этапе - подготовительном предлагаются следующие направления работы:

-                           развитие звукового анализа и синтеза;

-                           развитие фонематического восприятия;

-                           развитие языкового анализа и синтеза.

На II этапе - формирование навыков чтения и письма:

-                          работа над техникой чтения;

-                           работа над словом;

-                           совершенствование навыка понимания прочитанного.

На III этапе - автоматизация навыка чтения и развития языковой способности:

 Каждый из этапов характеризуется своими целями, задачами, методами и приёмами коррекции. Помимо этого, в ходе коррекционного обучения проводится работа по восполнению пробелов в формировании психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности.

          Используя рекомендации выше перечисленных авторов проводится работа:

по развитию звукового анализа и синтеза', выделение звука на фоне слова, вычленение первого и последнего звука из слова;

по развитию фонематического восприятия: дифференциация твёрдых и мягких согласных;

по развитию языкового анализа и синтеза: развитие анализа структуры предложения и развитие слогового анализа и синтеза.

Ведётся работа над техникой чтения; над словом: разбор значений синонимов, антонимов, работа с фразеологизмами;

над совершенствованием навыка понимания прочитанного: умение самостоятельно поставить вопрос к прочитанному, прогнозирование в процессе чтения, составление рассказа по серии последовательных картин;

работа над автоматизацией навыка чтения: работа с деформированным текстом, драматизация и инсценировка текстов, составление плана рассказа;

над выразительностью чтения: над развитием языковой способности: развитие смысловой догадки на материале фразеологизмов, определение смысловой структуры текста.

Таким образом, работа над правильностью чтения заключается в развитии звукового анализа и синтеза. Фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза; работа над беглостью чтения – в обучении чтению слов со стечением согласных и развитии поля зрения; работа над выразительностью чтения – в формировании умения правильно определять паузы, читать, соблюдать интонацию.

          В результате обучения, как свидетельствуют логопеды - практики Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н., Иваненко С.Ф., качественно изменяются показатели чтения, улучшаются навыки звукового анализа и синтеза, состояние слоговой структуры, состояние фонематического слуха.

Мы также считаем, что систематическая работа по формированию навыка чтения у детей с НВОНР даёт положительную динамику: у детей выявляется отчётливое улучшение качества чтения.

          Таким образом наша рабочая гипотеза о том, что изучение и формирование навыка чтения у младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи будет эффективным. Если в процессе  логопедического воздействия реализуется модель устранения механизмов нарушений вида дислексии, получила свое подтверждение.

Практическая значимость нашего исследования состоит в рекомендациях выбора оптимальных путей изучения и преодоления нарушений чтения. Их использование логопедами и учителями младших классов позволит в более короткие сроки добиться эффективных результатов по преодолению нарушений процессов чтения.

 

Благодарю за внимание!