Формирование познавательных УУД с использованием образовательной технологии межпредметного учебного проекта (на примере проекта «Путешествие в сказку, усадьба Абрамцево»)
Аннотация: В статье представлен методический опыт формирования познавательных универсальных учебных действий на примере межпредметного проекта «Путешествие в сказку, усадьба Абрамцево»
Ключевые слова: универсальные учебные действия, проектная деятельность, межпредметный учебный проект
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования.[4]
Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. [2]
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
А.Г. Асмолов в блоке познавательных универсальных действий выделяет: общеучебные действия, включая знаково - символические; логические учебные действия, и действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
Логические универсальные действия:
анализ;
синтез;
сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является обучающихся в проектную деятельность. Каждый этап проекта предполагает овладение обучающимися определенными умениями.
Методика проектной деятельности - организация учебно-воспитательного процесса, при которой изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой обучающиеся сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проектов. [3]
По предметно-содержательной области
Монопредметный проект - проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.
Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам.
В настоящее время важное значение приобретает межпредметный учебный проект в формирование универсальных учебных действий обучащихся.
В межпредметном проекте реализуется личностно – ориентированное обучение.
Пример реализации межпредметного проекта
«Путешествие в сказку, усадьба Абрамцево».
Межпредметые связи: литература, история, краеведение, искусство, информатика, актерское мастерство.
Цель: формирование познавательных универсальных учебных действий
познакомить обучающихся с историей музей усадьба Абрамцево.
Возраст: 11 -12 лет, 6 класс.
Задачи:
- реализация ФГОС по формированию УУД
- развивать навыки аналитического мышления (обобщать знания, делать выводы), внимание, память; формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний
- организовать межпредметное сотрудничество и взаимодействие в рамках проекта
-воспитывать интерес к истории Отечества, уважение к культуре своего народа и других народов; воспитывать стремление сохранять памятники культуры
По доминирующей деятельности проект может быть:
Творческий проект – разработка экскурсии, виртуальной экскурсии, разработка маршрута – путешествия с заданиями для начальной школы.
Исследовательский проект - история усадьбы Абрамцево, гости в усадьбе
Информационный проект – владельцы усадьбы Абрамцево, С. Т. Аксаков, Мамонтовский художественный кружок.
Ролевой проект - спектакль – в гостях у С. Мамонтова
Этапа работы над проектом
1.Определение тематического содержания проекта, совместная постановка цели, и задач работы
Цель: Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать цели
2.Поиск и отбор материала по теме, определение формы представления материала.
Цель: Формирование умения самостоятельно извлекать информацию из разных источников
3.Представление проекта
Цель: Формирование умения строить речевое высказывание в устной и
письменной форме; умение адекватно передать содержание текста
4. Поведение итогов, совместная рефлексия
Цель: Формирование умения оценки процесса и результатов своей деятельности
Работа обучающихся в группах:
1 группа: рассказ об усадьбе Абрамцево (где находится, история, владельцы) - презентация.
2 группа: усадьба во времена С. Мамонтова. Создание текстов в виде сообщения, доклада.
3 группа: Мамонтовский художественный кружок – мини спектакль,
учащиеся ставят спектакль о художниках, которые гостили у Мамонтовых
Итоговым продуктом проектной деятельности может быть:
экскурсия, виртуальная экскурсия на английском языке, сайт, презентация, альбом, книга, кроссворд, викторина, спектакль доклад, сообщение.
В реализации межпредметного проекта: « Путешествие в сказку, усадьба Абрамцево» участвовали обучающиеся 6 класса, МБОУ СОШ № 26, городского округа Мытищи, Московской области. Каждый ученик выбирал себе задание самостоятельно, учитывая свои интересы. Все со своими заданиями справились. Обучающиеся сами формулировали цели проекта, научились пользоваться справочной информацией, представили текст в виде докладов, презентаций.
Цели и задачи проекта были достигнуты.
Межпредметный проект развивает творческий потенциал обучающихся, развитие логики, мышление, коммуникативные способности.
В работе над проектом обучающиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
Список использованной литературы:
1.Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли [Текст]/ А.Г. Асмолов.- М.: «Просвещение», 2017, - 159 с.
2.Педагогическийглоссарий [Электронный ресурс]:URL: http://didacts.ru/termin/metodika-proektnoi-dejatelnosti.html (Дата обращения: 20.05.2017).
3.Педагогический глоссарий [Электронный ресурс]:URL: http://didacts.ru/termin/universalnye-uchebnye-deistvija.html(Дата обращения: 20.05.2017).
4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 [Электронный ресурс]:URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (Дата обращения: 20.05.2017).