СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы домашних заданий по сольфеджио (для самостоятельной работы учащихся ДШИ)

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет "сольфеджио" призван развить мелодическую и гармоническую память, представление о ритмических соотношениях музыкальных звуков, о тембре, о некоторых элементах музыкальной формы. Представленные в данной методической разработке формы домашних заданий по сольфеджио помогут преподавателю разнообразить учебный процесс, а учащимся развить музыкальный слух. 

Просмотр содержимого документа
«Формы домашних заданий по сольфеджио (для самостоятельной работы учащихся ДШИ)»


Областное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«ОБОЯНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»







Методическая разработка



«Формы домашних заданий по сольфеджио (для самостоятельной работы учащихся ДШИ)»





Разработчик: Барановская И. В.,

преподаватель теоретических дисциплин.





XXI век с его многоликой музыкальной культурой, стремительным техническим прогрессом и открывшимися возможностями личностной самореализации ставит новые задачи перед музыкальным образованием в целом и перед предметом сольфеджио в частности. В связи с постоянно увеличивающимся объемом информации приходится более рационально подходить к процессу обучения: дать ученикам как можно больше знаний и навыков, необходимых для успешной музыкальной деятельности.

В настоящий период результативность современного музыкального образования зачастую не соответствует требованиям реальной жизненной практики. Постепенно происходит формирование ограниченного круга знаний в данной области, нарушается связь с теорией и практикой сольфеджио и уроков по специальным дисциплинам, что является немалой проблемой.

Немаловажно отметить, именно сольфеджио является основой в творческом становлении музыканта. Модель строения учебного предмета сольфеджио оказывает влияние на развитие творческих, сенсорных и эмоциональных данных учащихся. В ходе учебного процесса зачастую происходит непонимание алгоритма выполнения домашнего задания – столь необходимого в освоении данной дисциплины. Поэтому уроки сольфеджио начинаются с самых первых шагов обучения музыки, и освоение данной дисциплины немыслимо без выполнения домашнего задания. Но в отличие от явного результата выполненной домашней работы по специальному предмету (например, исполнительская практика на инструменте) не такой яркий и наглядный. Выполнение домашних заданий откладывается на последний день перед уроком и сводится к написанию письменного задания.

В данный момент одной из самых главных методических задач преподавателя является задача научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность.

Первой и главнейшей задачей является необходимость грамотно организовать процесс выполнения домашнего задания учащимися самостоятельно, что улучшит результат освоения дисциплины и поможет реализовать обретенный навык в исполнительской практике, а также значительно активизировать учебный процесс.

По учебному плану предусмотрено выполнение домашнего задания от 1 часа в неделю (рассчитывается, исходя из затрат времени на отдельные виды заданий (сольфеджирование, интонационные упражнения, теоретические задания, творческие задания и т.д.)). Целесообразно равномерно распределять время на выполнение домашнего задания в течение недели (от урока до урока), затрачивая на это 10-20 минут в день. Домашнюю подготовку рекомендуется начинать с заданий, в которых прорабатывается новый теоретический материал и с упражнений на развитие музыкальной памяти (выучивание примеров наизусть, транспонирование, игра последовательностей), чтобы иметь возможность несколько раз вернуться к этим заданиям на протяжении недели между занятиями в классе. Должное время необходимо уделить интонационным упражнениям и сольфеджированию. Ученик должен иметь возможность проверить чистоту своей интонации и научиться это делать самостоятельно на фортепиано (или на своем инструменте). Самостоятельные занятия по сольфеджио являются необходимым условием для успешного овладения теоретическими знаниями, формирования умений и навыков.

Самостоятельная работа опирается на домашнее задание, которое должно содержать новый изучаемый в данный момент материал и закрепление пройденного, а также включать разные формы работы:

– выполнение теоретического (возможно письменного) задания;

– сольфеджирование мелодий по нотам;

– разучивание мелодий наизусть;

– транспонирование;

– интонационные упражнения (пение гамм, оборотов, интервалов, аккордов);

– исполнение двухголосных примеров с собственным аккомпанементом;

– игру на фортепиано интервалов, аккордов, последовательностей;

– ритмические упражнения;

– творческие задания (подбор баса, аккомпанемента, сочинение мелодии, ритмического рисунка).

Объем задания должен быть посильным для ученика. Домашнее задание фиксируется в дневнике или нотной тетради. На уроках преподаватель показывает ученикам, как работать над каждым видом домашнего задания (как разучить одноголосный, двухголосный пример, как прорабатывать интервальные, аккордовые последовательности, интонационные упражнения). Ученикам надо объяснить, как можно самостоятельно работать над развитием музыкального слуха и памяти, подбирая по слуху различные музыкальные примеры, записывая мелодии по памяти, сочиняя и записывая музыкальные построения.



Формы домашних заданий для развития музыкального слуха

Пение гамм:

– Пение небольших отрезков звукоряда в объеме терции или квинты;

– Пение в прямом движении вверх или вниз;

– Пение по тетрахордам;

–Пение по слогам (ля-ля, та-та) вслух или про себя различными

способами (через одну или через 2 ступени);

– Пение от различных ступеней, например, от III ст. вверх или от VI ст.

вниз;

– Пение одноименных гамм в сопоставлении.



Ладовые упражнения:

– Пение Т53 вверх и вниз;

– Пение трезвучий главных ступеней лада;

– Пение трезвучия в разбивку;

– Пение развернутого Т53;

– Опевание устойчивых ступеней и разрешение неустойчивых

ступеней;

– Упражнения с хроматическими проходящими и вспомогательными

звуками;

– Упражнения в гармоническом виде мажора и минора.



Упражнения с одноголосными мелодиями:

1. Прочесть название мелодии и автора.

2. Выучить слова (если они есть).

3. Сделать мысленный анализ мелодии:

– определить лад тональность размер;

– посмотреть мелодию, наметить моменты дыхания (по фразам);

– определить знакомые моменты музыкальной речи, встречающиеся в

мелодии (направление движения мелодии, повторы, скачки,

синкопированный, пунктирный ритм и.т.д.);

– определить примерный темп исполнения.

4. Настройка (на инструменте только Т) в младших классах можно спеть

гамму, Т53.

5. Спеть мелодию с дирижированием и названием нот.

6. Сыграть для проверки на инструменте.

При сложности воспроизведения ритма простучать ритмический рисунок

мелодии.

7. Спеть еще раз в темпе, с динамическими оттенками.

8. Спеть со словами.

9. Спеть мелодию по фразам (вслух и про себя).

10. Спеть транспонируя



Упражнения с интервалами в тональности:

Упражнения способствуют укреплению ладового чувства. Начинать надо с

устойчивых ступеней мажорного лада, затем подключать неустойчивые с

разрешением. Например ч.5 на IIст. С разрешением в III и V ст.

– Петь интервалы на слог. Вверх и вниз от звука.

– Пение 2,3,4,5,8 от устойчивых ступеней натурального мажора и

минора.

– Пение 2,3,4,5,8 от неустойчивых ступеней натурального мажора и

минора.

– Пение 6, 7 в натуральном и гармоническом мажоре и миноре.

– Пение тритонов с разрешением.

– Пение характерных интервалов с разрешением.

–Зрительный и слуховой анализ интервалов.

– Пение модулирующих секвенций.



Упражнения с интервалами от звука:

– Пение 2,3,4,5,8 от звука вверх и вниз.

– Пение 6, 7 от звука вверх и вниз.

– Пение тритонов с разрешением и определением тональности.

– Подстраивайте голосом второй звук интервала к звуку на

инструменте.

– Петь цепочки интервалов с нижним или верхним звуком.



Упражнения с аккордами от звука:

– Пение мажорного и минорного трезвучия ↓↑.

– Пение мажорного и минорного трезвучия в сопоставлении.

– Пение мажорного и минорного секстаккорда и квартсекстаккорда от

– звука ↓↑.

– Пение аккордов S и D и обращений от звука с определением

тональности и с разрешением в мажоре и миноре.

– Пение обращений D7 от звука с определением тональности и с

разрешением в мажоре и миноре.

– Пение Ум53 от звука вверх с разрешением в мажоре и миноре.

– Пение вводных септаккордов от звука вверх с разрешением в мажоре

и миноре.



Упражнения с аккордами в тональности:

– Пение мажорного и минорного Т53↓↑.

– Пение в разбивку.

– Пение мажорного и минорного Т6 и Т64 аккордов ↓↑ и в разбивку.

– Пение S53 и D53 в мажоре и гармоническом миноре с разрешением.

– Пение S53 и D53 с обращением в мажоре и гармоническом миноре с

разрешением.

– Пение D7 с обращением в мажоре и гармоническом миноре с

разрешением.

– Пение кадансов.

– Пение Ум53 в мажоре и миноре с разрешением.

– Пение вводных септаккордов в натуральном мажоре и гармоническом

миноре с разрешением.

– Игра на инструменте всех пройденных аккордов.

– Пение басового голоса в аккорде или аккордовой

последовательности.

– Нахождение аккордов в мелодических изложениях в заданных

мелодиях.

– Нахождение аккордов в произведениях по специальности.



Упражнения с двухголосными мелодиями:

1.Исполнение примера на инструменте.

2.Пение одного голоса, второй играть.

3.Мелодии подголосочного склада:

– с названием нот;

– со словами;

– на слог;

– вслух и про себя по фразам.

4. Канонические примеры:

– нотами;

– со словами;

– на слог;

– вслух и про себя.



Письменные упражнения:

– навыки записи скрипичного и басового ключей, нот, длительностей,

пауз.

– переписывание мелодии.

– подписывание слов.

– построение интервалов и аккордов.

– запись мелодии по памяти.

– транспозиция.

– запись второго голоса к мелодии.

– запись аккомпанемента к мелодии.

– запись собственного сочинения.



Самодиктант:

- Разучивание мелодии в классе со словами и на слог, а дома подобрать на

инструменте или записать нотами.

– Подобрать и записать аккомпанемент к заданной мелодии.



Творческие упражнения:

– Допевание песни до тоники.

– Импровизация мелодии на заданные слова и ритм.

– Импровизация с собственным ритмом.

– Сочинение и запись второго голоса.

– Подбор и запись гармонического сопровождения к мелодии по плану:

Бас, тоника, субдоминанта, доминанта;

– Основные аккорды T, S, D;

– Обращения аккордов T, S, D;

– D7 с обращением;

– Подбор и запись фактурного аккордового аккомпанемента.



Исходя из выше перечисленного, мы видим, что сольфеджио призвано развить мелодическую и гармоническую память, представление о ритмических соотношениях музыкальных звуков, о тембре, о некоторых элементах музыкальной формы.

Данные формы домашних заданий по сольфеджио помогут преподавателю разнообразить учебный процесс, а учащимся развить музыкальный слух.

Отдельные виды работы можно использовать как памятку при подготовке домашнего задания.



Рекомендуемая литература:

1. Андреева М. От примы до октавы. – Москва, 1976 г.

2. Быканова Е. Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы ДМШ. – Москва, 1979 г.

3. Вахромеев В. Сольфеджио. – Москва, 1968 г.

4. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для подготовительного класса ДМШ. – Москва. 1989 г.

5. Сердинская В.А. «Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио», Музгиз. 1962 г.

6. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей», «Наука» 2003г.

7. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства. – Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036

8. Фридкин Г. Музыкальный диктант. – Москва, 1972 г.

9. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – Москва, 1974 г.

10. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. – Москва, 1996 г.



Методическая литература:

1. Вопросы методики воспитания слуха / Под ред. Н. Островского. – Ленинград, 1967 г.

2. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – Москва, 1982 г.

3. Карасева М. Сольфеджио-XXI: между мечтой и прагматикой. // Как преподавать сольфеджио в XXI веке. Составители О. Берак, М. Карасева. – Москва, 2006 г. С.10.

4. Кодай З. Кто хороший музыкант? // З. Кодай. Избранные статьи. – Москва, 1982 г. с. 232.

5. Незванов Б. Интонирование в курсе сольфеджио. – Москва, 1985. С.31.

6. Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. –Ленинград, 1970 г. С.8.

7. Чижова С. Работа над диктантом в старших классах ДМШ и ДШИ. – Москва, 1984 г.