СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы научения в дидактике

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактика  — это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Дидактика (от греч. didaktikos – «поучающий, относящийся к обучению» и didasko  - «изучающий») – это составная часть педагогики, изучающая особенности целенаправленного процесса обучения.

Просмотр содержимого документа
«Формы научения в дидактике»

Формы научения

        1. Пассивное научение.

  1. Условный рефлекс.

УР – это индивидуально приобретенная реакция организма на ранее безразличный раздражитель, воспроизводящая безусловный рефлекс, который возникает на непосредственные сенсорные признаки раздражителя.

В основе УР – формирование новых или изменение существующих нервных связей (по принципу ассоциации), происходящих под влиянием изменений внешней и внутренней среды. Эти временные связи тормозятся также при отмене подкрепления, изменении ситуации (слюна перестает выделяться у собаки).

  1. Привыкание – заключается в угасании ориентировочной реакции (рефлекса «что такое?»). Происходит в том случае, если раздражитель многократно повторяется и не имеет значения для организма. Организм перестает на него реагировать (пример, на замечания нестрогого учителя). Это важная форма научения, т.к. она позволяет игнорировать незначимые раздражители и сосредотачиваться на более важных.

  2. Сенсибилизация – усиление реакции на повторяющийся стимул, если он вызывает каждый раз неприятные ощущения (пример, капание воды из крана).

  3. Импритинг – запечатление в памяти элементов и связей окружающей действительности. Основывается на врожденной предрасположенности к определенным сочетаниям раздражителей и ответных реакций в ранний период развития организма. Эксперимент австрийского ученого К. Лоренца. Импритинг важен, т.к. мать обеспечивает заботу и передает модель поведения, отсюда - социальная депривация ребенка очень травматична. Запечатлеваться могут образы, объекты, поведенческие акты, обусловленные ролью и.п.

        1. Оперантное научение (operatio – «действие»).

Организм добивается полезного результата с помощью активного поведения.

Например, метод проб и ошибок. Был открыт в экспериментах американского ученого Э. Торндайка (1890). Кошка в проблемной клетке, которая открывалась в том случае, если она совершит определенные действия – потянет за веревку, приподнимет запорный крючок. Когда кошка выходила из клетки, то получала пищу. По мере повторения процедуры скорость ее выполнения возрастала.

        1. Научение путем наблюдения.

Простое подражание – без понимания. Викарное подражание – подражание с оценкой результата (только у человека).

IV. Научение путем инсайта – внезапное нестандартное правильное решение задачи. Этот вид научения является следствием объединения опыта, накопленного в памяти, с наличной информацией.